Практическое занятие на местности в зимнее время

Разделы: География


Цель: изучение условий сезонного промерзания и снегонакопления.

Задачи:

  • выработка у учащихся представления о снежном покрове как о географическом факторе;
  • развитие исследовательских умений и навыков;
  • воспитание бережного отношения к природе, любви к малой родине.

Приобретаемые умения и навыки детей:

  • Работа со снегомерной линейкой
  • Умение правильно фиксировать результаты исследований
  • Развивается наблюдательность, память, внимание
  • Ответственность за точность измерений
  • Умения работы с термометрами
  • Аккуратность ведения полевого дневника
  • Чувство коллективизма, товарищеской взаимопомощи
  • Совершенствование вычислительных навыков
  • Воспитание чувства любви к малой родине
  • Практическая значимость результатов исследования
  • Развитие исследовательских умений и навыков
  • Укрепление и сохранение здоровья.

Оборудование:

  • снегомерная линейка (5 шт),
  • весовой снегомер ВС-43 или пластиковая труба диаметром 79,8 см (площадь сечения 50 см2),
  • полевой дневник,
  • пружинные весы,
  • почвенные термометры.

Место проведения: пришкольный участок.

Время проведения: 4-5-6 уроки, чтобы солнце землю обогрело; лучше всего – март.

Форма одежды учащихся: специальная (с учетом работы в глубоком снегу).

Форма работы: групповая.

Роль учителя: консультант.

Учебный предмет география в 8 классе

Уровень образования школьников – обычная школа.

Форма учебной работы практическая работа на местности.

Структура занятия.

1. Организационная часть (время выполнения 5 мин).

  • Определение целей и задач практического занятия.
  • Распределение (по желанию!) учащихся на 4-5 экспедиционных отрядов.
  • Выдача карточек-заданий экспедиционным отрядам.

2. Проведение практических работ, получение исходных данных (40 мин).

Практическая работа №1. “Определение высоты снежного покрова”

Измерить высоту снежного покрова в различных местах (5-6 измерений). Результаты записать в таблицу.

№ измерения Результат измерения (см)
1 60
2 100
3 62
4 120
5 40
6 20

Время выполнения 5 мин.

Практическая работа №2 “Построение профиля снежного покрова”

Измерить высоту снежного покрова по прямой линии через ветрозащитную полосу на протяжении 50метров. Измерения проводить через каждые 2 метра. Зафиксировать результаты измерений.

№ измерения Результаты измерения (см) № измерения Результаты измерения (см) № измерения Результаты измерения (см)
1 67 9 70 17 119
2 71 10 76 18 119
3 60 11 100 19 116
4 69 12 120 20 119
5 68 13 110 21 120
6 67 14 118 22 190
7 65 15 116 23 180
8 75 16 119 24 190

Время выполнения 20 мин.

Практическая работа №3 “Определение плотности снега”

Взять пробы снега с помощью весового снегомера или с помощью пластиковой трубы (5-6 проб). Результаты измерений зафиксировать в таблице.

№ измерения Высота снежного покрова (см) Масса снега (г)
1 65 247
2 95 479
3 55 218
4 70 349
5 90 410

Время выполнения 5 мин.

Практическая работа №4 “Определение температуры снежного покрова на различной глубине”.

Измерить с помощью набора почвенных термометров температуру поверхности снежного покрова, на глубине 25см, 50см, 100см и у поверхности почвы. Время экспозиции термометров 10 минут.

Результаты измерений зафиксировать в таблице.

№ измерения Глубина измерения (см) Показания термометров (0С)
1 На поверхности снега -9
2 На глубине 25 см -6
3 На глубине 50 см -6,5
4 На глубине 100 см -3
5 У поверхности почвы -2

Время выполнения 10 мин.

3. Обработка полученных данных (45 мин).

Практическая работа №1. “Определение высоты снежного покрова”

Вычислить среднюю высоту снежного покрова. Результат занести в таблицу. Сделать вывод.

Время выполнения 5 мин.

Вывод. Средняя высота снежного покрова на пришкольном участке 67 см, снег лежит неравномерно.

Практическая работа №2 “Построение профиля снежного покрова”

Для выпуска информационного бюллетеня удобнее использовать компьютерную программу, но можно и старым “дедовским” способом – с помощью линейки и карандаша.

На графике буквами обозначены А – открытое пространство пришкольного участка; Б – расположение ветрозащитной полосы; В – пространство после ветрозащитной полосы.

Время выполнения 15минут.

Вывод. На профиле снежного покрова отчетливо видно, что меньше всего снега накапливается за зиму на ровных, хорошо продуваемых местах. В самой ветрозащитной полосе, состоящей из кленов и тополей, снега накапливается в 2 раза больше. Но самое большое количество снега – за лесополосой. Но это уже за пределами участка. Надо продумать вопрос о проведении снегозадержания на пришкольном участке.

Практическая работа №3 “Определение плотности снега”

Расчет плотности снега ведется по формуле

d = m/10 h,

где h – высота снежного покрова в см, m – масса снега в граммах.

Результаты вычислений занесите в таблицу.

№ пробы Плотность снега d(г/см3) dср (г/см3)
1 0,38 0,37
2 0,5
3 0,39
4 0,5
5 0,45

Сделать вывод.

Время выполнения 10 мин.

Вывод. Плотность снега в различных частях пришкольного участка незначительно колеблется от 0,38 до 0,5 г/см3. Вероятнее всего это зависит от того, что ноябрьский и декабрьский снег сильнее уплотнился, он постепенно начинает кристаллизоваться и плотность его увеличивается.

Практическая работа №4 “Определение температуры снежного покрова на различной глубине”.

Построить график изменения температуры снега на различной глубине.

Сделать вывод.

Время выполнения 10 минут.

Вывод. Получили интересный результат: оказывается, что чем ближе к поверхности земли, тем теплее. Теперь то понятно, почему большинство растений и животных хорошо переносят суровые условия зимы глубоко под снегом. Да и если придется заночевать в лесу в зимнее время, при температуре -20С у поверхности почвы вероятность провести ночь и не обморозиться, равна 100%.

Практическая работа №5 “Расчет запасов воды в снежном покрове”.

Расчет запасов воды в снежном покрове ведется по формуле

а = d 10 h,

где

d – плотность снега в г/см3,

h – высота пробы снега в см,

10 – переводной множитель в мм.

а = 0,37 г/см3 х 10 х 67см = 247,9 мм.

Расчет запасов воды в тоннах на 1 гектар: М = 10 а.

М = 10 х 247,9 = 2479 т на гектар.

Вывод. Зима в этом году снежная – примерно 2\3 годовых осадков выпало в зимнее время. Запас воды достаточный для того, чтобы вырастить хороший урожай овощей на пришкольном участке. Если весна будет умеренно теплая, то талая вода впитает в почву, что будет хорошим залогом отличного урожая.

Время выполнения 5 минут.

4. Выпуск информационных бюллетеней (45 мин).