Личностно-ориентированная педагогика в работе с дошкольниками

Разделы: Работа с дошкольниками


Актуальность.

Личность человека формируется с первых лет его жизни. Каждая черта психики играет определенную роль в сложной структуре личности. В самые ранние годы жизни нервная система ребенка наиболее пластична. В это время легче всего вырабатываются навыки, поэтому многие психологи и педагоги считают, что в раннем возрасте, примерно до четвертого – пятого года жизни, формируются основы личности. В дальнейшем развиваются те качества, которые были заложены в раннем детстве.

Именно поэтому большое значение имеет готовность педагога, работающего с дошкольниками, воспринимать детей как личности. Что значит “стараться искренне реагировать на детские чувства, реакции и проблемы, так, как принято в человеческом обществе”. [ 2 ]

Гипотеза.

В результате использования элементов личностно-ориентированного обучения, развитие дошкольников будет происходить на качественно ином уровне, потому что во главу угла будет ставиться ценность личности каждого ребенка, что позволит повысить самооценку детей.

Объект исследования.

Объектом исследования явился учебный процесс старших дошкольников в рамках дополнительных образовательных программ “Азбука для дошкольников” и “Заниматика”.

Предмет исследования.

В работе изучалась эффективность использования личностно-ориентированного подхода в обучении старших дошкольников.

Предполагаемый результат.

Дети более успешные и уверенные в себе и своих силах, чувствующие себя комфортно в коллективе, более самостоятельные.

Практическая значимость.

Данное исследование позволит сформировать педагогическое мышление о целесообразности использования применяемых средств и методов личностно-ориентированного обучения дошкольников.

Понятие личностоно-ориентированного обучения.

Одним из важнейших направлений модернизации российского образования, на сегодняшний день, является обеспечение условий для развития индивидуальности ребенка. На смену авторитарной педагогической деятельности приходит практика гуманистического личностно-ориентированного обучения и воспитания детей. “Педагогику насильственного формирования личности сменила педагогика поддержки ребенка. И это не случайно: каждый педагог формирует ребенка не по частям, он имеет дело с целостной личностью, то есть должен заботиться и о его способностях, и о его нравственности”.[1]

Безусловно, развитие личности – многоплановый процесс. Он определяется сложным сочетанием внутренних и внешних условий и неотделим от её жизненного пути, от социального контекста её жизнедеятельности, от системы отношений, в которые личность включена.

Личностное развитие – это и внутренне противоречивый процесс. Постепенно ребенок научается управлять своим поведением, ставить и решать сложные задачи, находить пути выхода из кризисных (стрессовых) ситуаций.

Базовые ценности личностно-ориентированного образования заключаются в признании ценности личности каждого ребенка и нацеленности обучения на раскрытие и развитие его индивидуальности. Личностно – ориентированная система образования исходит из “приоритета индивидуальности, самоценности, самобытности ребенка как активного носителя субъективного опыта, складывающегося задолго до влияния специально организованного процесса обучения”.[4 ] То есть ученик не становится, а изначально является субъектом познания.

Однако это не означает подстраивания обучения под уровень развития субъекта учения, а предполагает лишь законосообразность педагогической деятельности “природе” ребенка, востребованности его личности.

Особенности использования элементов личностно-ориентированного обучения в работе с дошкольниками.

Дошкольное детство – очень короткий отрезок в жизни человека, всего первые семь лет. Но они имеют непреходящее значение. В этот период развитие идет как никогда бурно и стремительно. Из совершенно беспомощного, ничего не умеющего существа младенец превращается в относительно самостоятельную, активную личность. Получают определенное развитие все стороны психики ребенка, тем самым закладывается фундамент для дальнейшего роста. Одним из основных направлений психического развития в дошкольном возрасте является формирование основ личности.

Наблюдая поведение и реакции нескольких детей одного возраста, находящихся на одном и том же этапе развития, можно увидеть, что каждый из них – индивидуальность. Однако, индивидуальные различия заключаются не только в том, что у каждого ребенка проявляются свои, присущие ему душевные качаства. Дело в том, что у одних детей доминируют одни качества, а у других – другие.

Индивидуальность ребенка зависит от:

  • врожденных, биологических задатков;
  • влияния среды, в которой живет ребенок;
  • личной активности ребенка;
  • воспитательного воздействия окружающих людей.[ 5 ]

В соответствии с этим, главным в своей работе считаю научить детей следующим важным умениям:

1. Самостоятельно приобретать новые и творчески использовать имеющиеся знания. (Основное внимание уделяю не столько результату, сколько процессу усвоения детьми ЗУН-ов, в ходе которого они открывают для себя технологию поиска новых знаний и усвоения новых навыков).

2. Принимать самостоятельные и ответственные решения.

3. Планировать свою деятельность, прогнозировать и оценивать ее результаты. (В конце занятия побуждаю детей высказывать свое личное мнение по таким вопросам, как: “Что на занятии вам запомнилось больше всего и почему? Что было особенно трудно? Почему? Что было легко и почему? Что вы хотели бы узнать по этой теме еще? Что можно было бы сделать на этом занятии по-другому, чтобы оно стало еще лучше?”) Тем самым проявляю уважение к индивидуальным интересам и потребностям детей, помогаю им научиться рефлексировать свою деятельность.

4. Принимать ответственность за себя и свое окружение. (Вовлекая учеников в процесс обсуждения и самостоятельного соблюдения общепринятых норм и правил поведения, постепенно передаю функцию контроля за поведением в руки самих детей.)

5. Строить с другими людьми отношения сотрудничества. Личностно-ориентированная методика стремится научить каждого ребенка ощущать себя частью коллектива, уважительно относиться к индивидуальным интересам и потребностям других детей. Это реализуется через различные формы работы на занятиях, в частности, попарную и подгрупповую. Это позволяет достичь высокой плотности взаимодействия детей между собой, вовлеченности в учебную деятельность каждого ребенка.

Планируя свою работу с детьми на занятиях, опираюсь на следующие принципы построения учебного плана:

  • вариативность (использование на занятиях различных заданий, материалов, форм работы и способов действия, что позволяет каждому ребенку сделать собственный выбор на основе своих интересов и возможностей)
  • гибкость (по ходу занятия вношу в намеченный план необходимые изменения, исходя из наблюдений за деятельностью детей)
  • открытость (использование субъективного опыта детей на занятии, обратная связь)

Конечно, делаются лишь первые шаги по формированию у детей этих важных личностных качеств. Цели личностно-ориентированного образования являются долгосрочными и рассчитаны не на один год обучения ребенка.

Цель, задачи и методы исследования.

Цель работы: изучение влияния использования элементов личностно-ориентированного подхода на успешность обучения старших дошкольников.

Задачи исследования:

  1. Внедрить главные элементы личностно-ориентированного обучения в работу со старшими дошкольниками;
  2. Провести диагностику по результатам работы;
  3. Сделать сравнительный анализ.

Методы исследования:

  1. Анализ научно-методической литературы;
  2. Педагогические наблюдения;
  3. Тестовые задания.

В процессе исследования изучалась научно – методическая литература по данной теме. Анализ данной литературы осуществлялся для постановки задач, подбора методов исследования, сравнения полученных результатов.

Педагогические наблюдения за детьми 5 – 6 лет, а также тестовые задания проводились в процессе учебных занятий. Результаты представлены далее в таблицах.

Организация исследования.

Исследования проводились в течение двух лет с 2005-2006 уч.г. по 2006-2007 уч.г. В исследовании принимали участие ученики школы развития для дошкольников “Гармония” I и II годов обучения.

В ноябре 2205 г. было проведено тестирование, после обработки результатов которого, внедрены элементы личностно-ориентированного обучения в процессе преподавания дополнительных образовательных программ “Азбука для дошкольников” и “Заниматика”

Результаты исследования.

“Азбука для дошкольников” I год обучения

4 группы по 12 человек

Параметры дата 19 ноября 2005 г. дата 25 марта 2006 г.
количество детей количество детей
всего успешных % всего успешных %
Умение сравнивать предметы, явления 48 28 58% 48 48 100%
Умение находить слова с определенным звуком, различать звуки на слух 48 21 44% 48 46 96%
Умение членить слова на слоги 48 22 46% 48 46 96%
Умение определять место звука в слове 48 31 64% 48 44 93%
Умение сливать звуки в слоги, а слоги – в слова 48 10 21% 48 34 71%

“Азбука для дошкольников” II год обучения

4 группы по 10 человек

Параметры дата 18 ноября 2006 г. дата 17 марта 2007 г.
количество детей количество детей
всего успешных % всего успешных %
Умение составлять рассказы по картинке, серии картинок 40 25 62% 40 36 90%
Умение развернуто и аргументировано отвечать на вопросы 40 20 50% 40 31 77%
Умение составлять предложения из 3-4 слов, используя в речи синонимы, антонимы, существительные с обобщающим значением 40 21 52% 40 30 75%
Умение задавать вопросы 40 26 65% 40 35 87%
Умение самостоятельно передавать содержание небольших текстов 40 18 45% 40 34 85%

Как видно из приведенных выше таблиц, процент успешных детей увеличивается, что особенно наглядно при сравнении таких параметров, как:

I год обучения

  • умение сравнивать предметы, явления
  • умение находить слова с определенным звуком, различать звуки на слух
  • умение членить слова на слоги;

II год обучения

  • умение составлять предложения из 3-4 слов, используя в речи синонимы, антонимы, существительные с обобщающим значением.
  • умение задавать вопросы
  • умение развернуто и аргументировано отвечать на вопросы.

“Заниматика” I год обучения

4 группы по 12 человек

Параметры дата 19 ноября 2005 г. дата 25 марта 2006 г.
количество детей количество детей
всего успешных % всего успешных %
Умение различать и называть геометрические фигуры 48 25 52% 48 48 100%
Умение ориентироваться на листе клетчатой бумаги 48 12 25% 48 40 83%
Умение называть числа в прямом и обратном порядке 48 16 33% 48 42 87%
Умение соотносить цифру и количество предметов 48 41 85% 48 48 100%
Умение называть и писать цифры: 0,1,2,3,4,5,6,7,8,9. 48 12 25% 48 46 96%

“Заниматика” II год обучения

4 группы по 10 человек

Параметры дата 18 ноября 2006 г. дата 17 марта 2007 г.
количество детей количество детей
всего успешных % всего успешных %
Умения осуществлять основные действия при решении задач 40 25 62% 40 33 82%
Умение измерять длину предметов с помощью условной меры 40 21 52% 40 37 92%
Умение пользоваться арифметическими знаками действий +, -, = 40 20 50% 40 40 100%
Умение пользоваться арифметическими знаками сравнения >, < , = 40 19 47% 40 38 95%
Умение определять состав чисел первого десятка 40 27 67% 40 37 92%

Как видно из приведенных выше таблиц, процент успешных детей увеличивается, что особенно наглядно при сравнении таких параметров, как:

I год обучения

  • умение различать и называть геометрические фигуры
  • умение соотносить цифру и количество предметов
  • умение называть и писать цифры: 0,1,2,3,4,5,6,7,8,9;

II год обучения

  • умение измерять длину предметов с помощью условной меры
  • умение пользоваться арифметическими знаками действий +, -, =
  • умение пользоваться арифметическими знаками сравнения >, <, =.

Заключение.

Личность каждого человека наделена только ей присущим сочетанием психологических черт и особенностей, образующих ее индивидуальность. И только при “хорошо налаженном педагогическом общении учащихся и педагога последнему удается выяснить, как “вписывается” этот мальчик или эта девочка в детский коллектив, какое место они занимают в иерархии межиндивидых отношений, что побуждает поступать их так или иначе, какие изменения претерпевает личность ребенка, интегрированная в коллективе или вообще не сумевшая в нем адаптироваться”.[ 3 ]

Так, если ребенок невысоко оценивает себя и свои возможности, это приводит к определенной ущербности, устойчивой потере уверенности в успехе. Повторяющиеся неудачи могут привести к общему снижению самооценки, сопровождающемуся тяжелыми эмоциональными срывами и конфликтами. Педагог, который систематически указывает ребенку на его неудачи, казалось бы, верно оценивая его знания, допускает серьезную ошибку, если оставляет без внимания психологию этого ребенка, примирившегося с подобным положением вещей.

Только бережное отношение к человеческой личности, разумно оптимистический подход к ее перспективам дают педагогу возможность найти стратегию индивидуальной работы с ребенком, которая будет способствовать пробуждению в нем уважения к себе и уверенности в своих возможностях.

Список литературы

  1. Алексеев Н.А. Личностно-ориентированное обучение в школе. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2006.
  2. Лешли Д. Работать с маленькими детьми. – М.: Просвещение, 1991.
  3. Петровский А.В. Введение в психологию. – М.: Академия, 1995.
  4. Сериков В.В. Личностно-ориентированное образование. – Педагогика. 1994, №5. с. 16 – 20
  5. Филипчук Г. Знаете ли вы своего ребенка? – М.: Просвещение, 1980.
  6. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. – М.: Сентябрь, 1996.