Активизация знаний и деятельности учащихся на уроках МХК через социоигровые формы и методы

Разделы: МХК и ИЗО


Условия современного образовательного процесса диктуют новые требования к ведению урока. Предмет мировой художественной культуры широк и многообразен. Перед учителем МХК встает вопрос отбора учебного материала.

Учитель перестал быть единственным источником информации. Современный ученик достаточно легко обращается с Интернет-ресурсами; исторические фильмы, в меньшей степени книги, доступно и красочно пополняют представления ученика о культуре разных времен.

У учителя появилась возможность использовать на уроке широкий выбор дополнительных технических средств, а также аудио и видеоматериалы. Мультимедийные презентации, составленные учителем для урока. позволят конкретизировать изучение образовательных стандартов. Использовать информационно-технические ресурсы необходимо не столь для разнообразия наполнения информацией и так перегруженных детей, а для упрощения образовательного процесса.

Ученик чаще всего “напичкан” разнообразной информацией, которая совершенно не обязательно перейдет в знания. Здесь не работает механизм, когда количество переходит в качество.

Каждый учитель вносит свою добавку в бесконечный поток информации, и перегруженный ученик не зная, что делать с ней, как ее применить, в чем, для чего ему все это надо – как правило забывает. т.е. старается избавить себя от перегруза.

Учитель должен помочь ученику справиться с информационными потоками. структурировать знания, дать направление их применения. Это наполнит предмет МХК смыслом и даст возможность ученикам использовать те учебные умения и навыки, знания, которые они приобрели за 5-7 лет обучения в школе во всех образовательных областях.

Здесь приходит на помощь социоигровые приемы обучения на уроке, современные педагогические технологии. Командная или групповая форма работы, игровые задания позволяет изменить отношение ученика к образовательному процессу, создаст непринужденную и творческую атмосферу урока, даст возможность ученикам свободно перемещаться вовремя урока по классу, иметь право на собственное мнение, интуицию, ошибку, и не бояться отстаивать свое мнение. Ведь только в споре рождается истина, и даже та истина, которая прописана в книге и понятна любому взрослому, ребенку, а особенно для подростку, не является свершившимся фактом. Входя во взрослую жизнь, им необходимо научиться самостоятельно разбираться в различных ситуациях, принимать верное решение.

Приведу некоторые приемы работы на уроке:

  1. При изучении новой темы обязательно активизирую знания ребят, ранее ими полученные. Прошу выбрать из предложенных слов те, которые они знают и могут пояснить. Количество слов влияет на баллы, которые определяют конечную оценку. Приложение 1
  2. Перед началом урока закрепления новых знаний провожу разминку. Маленький мяч передаем по кругу от одного ученика другому, называя любое слово из изучаемой темы. Второй круг “Скажи пожалуйста, что такое…” добавляем в вопрос термин объявленной темы.
  3. Вовремя урока ведется подсчет заработанных баллов, для этого создается судейская команда (те дети, которые по какой-то причине не участвуют в игре), они отмечают на доске результаты, и тем самым втянуты в учебный процесс.
  4. Введение в тему начинаю с периодизации. Для знакомства с основными периодами, предлагаю построить “Ленту времени”. Выписываю основные исторические или культурные периоды изучаемой цивилизации, размещаю информацию на отдельных листах и предлагаю восстановить ряд событий по порядку, опираясь на временные рамки. Участники команды выстраиваются в линию по мере возникновения события или начала нового периода. Так как во время урока работает несколько команд, то контролировать правильность выполнения задания может не только учитель, но и весь класс. Тем самым из процесса никто не выбывает.
  5. Знакомимся со скульптурой. К теме “Античность” сразу ввожу понятия греческая и римская скульптура для сопоставления не только уровня мастерства художников, а выявления различий мировоззрения двух близких, но разных культур. Приложение 2
  6. При изучении темы “Архитектура Древней Греции” всегда сложно вводить большое количество новых терминов и здесь используя игру “Построй греческий храм” , создаю условия для естественного их использования. Каждый человек легко запоминает свое имя и имя друга. Каждый из команды становится частью (строительным элементом) со своим именем. В процессе стройки, ученики должны называть себя и своих друзей новыми именами, обращаясь друг к друга например так: “Я антаблемент, меня несут колонны. “Мои части – архитрав, фриз и карниз, как три головы Горыныча” Дети сами придумывают варианты, опираясь на свои ассоциации. “Строить” на первом уроке проще из полосок бумаги (А4), где подписано название элемента. Приложение 3