Коррекционно-развивающее занятие по развитию сенсорики и мелкой моторики у детей 3–4 лет с использованием игры "Гвоздики"

Разделы: Работа с дошкольниками


Игра “Гвоздики” направлена на развитие сенсорики и мелкой моторики. В своей работе я применяю игру “Гвоздики” [1, с.18-19]. <Приложение 1>. <Рисунок 1>. Занятия с использованием “Гвоздиков” я провожу уже четвёртый год.

Для родителей чтобы они развивали мелкую моторику с детьми дома, были подготовлены памятки, в которых описаны пальчиковые игры. <Приложение 2>.

За всё время занятий дети узнают, что и как можно построить с помощью цветных резинок. А также придумывают свои собственные узоры-фигуры. Всего фигур, постепенно во время занятий, детям предлагается двенадцать. <Рисунок 2>.

Перечислю:

  • домик,
  • вертолёт,
  • елочка,
  • кораблик,
  • кошка,
  • флаг,
  • лодка,
  • мельница,
  • птица,
  • часы,
  • дом,
  • самолёт.

Помимо тех, которые они сами ещё придумают и нарисуют. Коррекционно-развивающие занятия проходят со всеми детьми с 2-х до 7-ми лет. Занятия проводятся как индивидуальные, так и групповые. Во время “рисования” цветными резинками в игре “Гвоздики” использую стихотворное сопровождение с целью, чтобы у ребёнка возникал не только зрительный образ предмета, фигуры, но и слуховой.

Перед тем как начинаю проводить тематические занятия, проводятся предварительные занятия по знакомству с игрой. Показываю детям дощечки, предлагаю потрогать гвоздики пальчиками и ладошкой. Спрашиваю на что или на кого похожи дощечки. Так как гвоздики колючие, дети говорят, что похожи на ёжика, на иголки у ёлки и т.д. Показываю, как положить дощечку перед собой. Вначале детям очень сложно и трудно натягивать разноцветные резинки, на гвоздики и они просто учатся натягивать резинки на гвоздики <Рисунок 3>, рисунки получаются несуразные [1].

Мне хотелось бы представить один из тематических занятий, конспект коррекционно-развивающего занятия с детьми 3-4 лет.

Тема: Кошка

Цель:

  • создание положительного эмоционального настроя;
  • развитие сенсорики;
  • развитие мелкой моторики рук;
  • развитие фантазии, пространственного воображения.

Задачи:

  • развитие мелкой моторики;
  • развитие сенсорики;
  • поддерживать и создавать условия для развития творческого потенциала ребёнка;
  • развитие речи.

Материалы к занятию: мягкая игрушка – кошка, игра “Гвоздики” по количеству детей, схема задания, цветные резинки по количеству детей.

Ход занятия

1. Приветствие.

Настрой на занятие.

“С добрым утром!”

Дети встают в круг и повторяют за психологом слова и движения.

С добрым утром, глазки! Указательными пальцами поглаживаем глазки.
Вы проснулись?
С добрым утром, ушки! Ладошками поглаживаем ушки. Приложить ладони к ушам, изображая Чебурашку.
Вы проснулись?
С добрым утром, ручки! Погладить ручки.
Вы проснулись?
С добрым утром, ножки! Погладить ножки.
Вы проснулись?
С добрым утром, солнце! Поднять ручки вверх и посмотреть глазками на верх.
Мы проснулись!

2. Ребята послушайте загадку и догадайтесь, кто это к нам в гости придёт.

У норы она сидит
И добычу сторожит.
Сама мохнатенькая
Да усатенькая,
Зелёные глаза –
Всем мышам гроза.

Кто это? Молодцы! Конечно кошка.

Психолог обращает внимание детей на игрушку. Давайте поздороваемся с Кошечкой.

Сейчас мы посадим Кошечку на стул и сами сядем рядом.

3. Пальчиковая гимнастика “Кошки-мышки “.

Кошка мышку цап-царап Пальцы обеих рук сжимаются в кулаки,
Подержала, подержала, отпустила кулаки, одновременно разжимаются,
Мышка побежала, побежала одновременно двигаются по плоскости стола пальцы обеих рук,
Хвостиком завиляла, завиляла. указательные пальцы обеих рук двигаются из стороны в сторону,
До свидания, мышка, одновременные наклоны кистей рук вперёд и вниз.
До свидания.

4. Игра “Гвоздики”

Психолог ребята сейчас мы “нарисуем” портрет нашей кошечки. <Рисунок 4>.

Возьмите свои дощечки и цветные резиночки, и будем вместе “рисовать” портрет кошечки.

Дети рисуют, психолог наблюдает и помогает. Когда все “нарисуют”, вместе рассматриваются “рисунки”.

5. Упражнение “Кошка”.

Две ладошки одновременно сжать в кулачки и поставить на стол, затем одновременно выпрямить пальчики и прижать ладони к столу. Повторить 3-5 раз.

Кулачок – ладошка.
Я иду, как кошка.

6. Прощание.

Дети встают в круг передают по кругу кошечку и говорят ей, что им понравилось.

Наше занятие закончено. Вместе дружно скажем кошечке спасибо и до свидания!

Список используемой литературы:

1.Барчан Т. А. Мои мишки и котята. Сенсорное развитие 2 – 4 года. //Для самых-самых маленьких. 2003.

2.Иванова Е.А. Раннее домашнее сопровождение. – СПб.: Издательство “Речь”, 2003.

3.Черенкова Е.Ф. Оригинальные пальчиковые игры. – М.: ООО “ИД РИПОЛ классик”, ООО Издательство “ДОМ. XXI век”, 2007.