Интегрированное логопедическое занятие с элементами логоритмики по теме "Дифференциация букв И, У"

Разделы: Музыка, Начальная школа, Школьная психологическая служба


Диагноз: нарушения чтения и письма, обусловленные общим недоразвитием речи.

Цели:

  • учить различать кинетически и оптически сходные буквы и – у, фиксировать внимание на правильном письме и чтении этих букв путём выработки чёткой зрительно – моторной координации;
  • развивать речевые, просодические, двигательные и ритмические способности детей; совершенствовать взаимодействие межанализаторных связей;
  • развивать зрительное и слуховое внимание, память, мышление, тактильное восприятие; зрительно–пространственные, временные представления;
  • формировать лексико-грамматический строй речи, закреплять знание детьми словаря обобщающих понятий;
  • формировать умение создавать и поддерживать воображаемую ситуацию через логоритмические игры, стимулировать активность, инициативность.

Оборудование: синтезатор.

Дидактический материал:

  • конверт с письмом от “Зимы”;
  • буквы – опоры и – у;
  • листочки календаря (декабрь, январь, февраль);
  • “снеговик” с буквами и, у;
  • раздаточный геометрический материал для изготовления “снеговика” из бумаги на клейкой основе;
  • карточки с названиями предметов – “игрушек на ёлку”;
  • сигнальные карточки для развития силы, высоты голоса;
  • индивидуальные рабочие листочки для учащихся;
  • карточка с ребусом.

Ход занятия

1. Организационный момент.

- Занятие начнём с нашего речевого правила (под музыку)

Кто хочет разговаривать,
Тот должен выговаривать
Всё правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.

Мы будем разговаривать
И будем выговаривать
Так правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.

2. Подготовительная работа.

Работа над временными представлениями.

- К нам пришло письмо одно,
Было странное оно.
Вместо марок – три снежинки,
А конверт – из чистой льдинки.
А письмо не на листке,
А на беленьком снежке.
Скоро, скоро к вам прилечу,
На метелях к вам прилечу,
Запляшу и закружу,
Снегом землю наряжу.

- О каком времени года говорится в письме?

- Назовите зимние месяцы по порядку

(на доске – листочки календаря с названиями зимних месяцев).

- Давайте вспомним некоторые пословицы о зимних месяцах

(логопед говорит начало пословицы, дети – заканчивают).

  • Декабрь год кончает, а зиму начинает.
  • Открываем календарь – начинается январь.
  • Вьюги и метели под февраль налетели.

Работа над просодической стороной речи

- Сильный ветер может дуть не только в феврале, но и в другие месяцы.

- Давайте изобразим ветер с помощью звуков.

1) Постепенно увеличивая силу голоса: тихо – громче – громко – чуть тише – тихо.

2) Постепенно изменяя высоту голоса: низко – выше – высоко – чуть ниже – низко.

со звуком у;

со звуком и.

3. Новый материал.

Выделение гласных звуков, нахождение общего и отличий у звуков, букв.

- C помощью каких звуков завывал ветер? (и, у)

- Что общего у звуков и, у? (они гласные)

- Звуки на письме мы обозначаем буквами.

- Чем отличаются звуки от букв?

Объявление темы урока.

- Сегодня на занятии мы будем учиться различать элементы букв и, у и правильно писать их в словах.

Письмо в воздухе.

- Давайте возьмём невидимый карандаш и напишем в воздухе: букву и, букву у

(письмо под счёт с комментариями).

- Что общего в написании наших букв? (первый элемент с закруглением внизу)

- В чём отличие? (у буквы и второй элемент – палочка с закруглением внизу, а у буквы у – петелька, направленная вниз.)

Дописывание элементов букв (работа на листочках, задание № 1)

- Я сейчас буду называть буквы, а вы – дописывать элементы букв. (и, и, и, и, у, у)

- Мы выполнили задание и теперь можем послушать загадку.

Ученик:

Я модница такая,
Что всем на удивление
Люблю я бусы, блёстки,
Любые украшенья.
И на мою, поверьте,
Великую беду,
Наряд мне надевают
Всего лишь раз в году.

(И. Демьянов)

- Кто я? (ёлка)

Ребус.

- Ёлочка принесла вам интересное задание. Отгадайте – какое слово здесь спрятано. (Игрушки)

Различение букв и, у в словах.

- Нашу ёлочку мы уже нарядили буквами.

- Кто догадался, почему буквы и на ёлочке вверху, а буквы у – внизу?

- Сейчас мы будем украшать ёлку игрушками.

- Кто догадался – как мы эти игрушки расположим?

- Игрушки, в названиях которых есть буква и, мы повесим вверх,

- Игрушки, в названиях которых буква у – мы повесим вниз.

Отгадывание загадок

(карточками со словами и изображением предметов украшается ёлка)

Есть, ребята, у меня
Два конёчка, два конька.
Спят всё лето напролёт,
Любят кони только лёд. (коньки)

Прежде, чем его мы съели,
Мы наплакаться успели. (лук)

В шкуре жёлтой, кислый он,
Называется … (лимон)

Две новые, сосновые
Подошвы двухметровые:
На них поставили две ноги
И по большим снегам беги. (лыжи)

А на горку всегда
Я пешком хожу
И коня своего
За верёвку вожу. (санки)

Как надела сто рубах –
Захрустела на зубах. (капуста)

Фрукт, который был в ребусе. (груша)

Работа по закреплению обобщающих понятий.

Игра “Угадай-ка”.

- Капуста, лук – это что? (овощи)

- Лимон, груша – это что? (фрукты)

- Санки, коньки, лыжи – это что? (спортивный инвентарь)

- Игрушки эти не случайно появились у нас на ёлке, потому что все они – и овощи, и фрукты, и занятия спортом дают нам главное – здоровье.

Работа по закреплению написания букв и, у в словах.

- Запишите самостоятельно слова с буквой и в правый столбик, а слова с буквой у – в левый (при записи слов дети по очереди комментируют: слово лимон записываю в 1 столбик и т. д.)

Проверка: на доске слова распределяются по 2 столбикам.

И У
лимон лук
санки капуста
коньки груша
лыжи

4. Ритмическая пауза

(координация речи с движением с элементами психогимнастики под музыку)

- Ёлку нарядили – теперь можно и отдохнуть.

- Давайте расскажем, какая удивительная история однажды произошла в лесу.

Музыкальная скороговорка

(пропевается 3 раза, каждый последующий раз с ускорением темпа)

У оленя дом большой
Он глядит в своё оконце
Зайка по лесу бежит,
В дверь к нему стучится.
Тук, тук, дверь открой
Там бежит охотник злой
Зайка, зайка, забегай!
Лапку подавай.
(Дети показывают рога оленя)
(Дети на уровне головы показывают “оконце”)
(Ладошки приставляют к голове – “заячьи ушки”)

(Имитируют стук в дверь)
(Изображают злого охотника с ружьём)
(Машут ладошкой, приглашая войти)
(Протягивают руки вперёд, кладут ладошки одну на другую)

5. Работа со скороговоркой.

- Вы, ребята, так хорошо плясали, что и буквы не удержались и убежали из скороговорки.

- Давайте наведём порядок и вставим буквы и, у вместо точек

(работа на листочках, задание № 2).

6. Работа по развитию мелкой моторики.

Изготовление сигнальной карточки для запоминания написания элементов букв и, у.

Загадка:

Что за нелепый человек
Пробрался в этот кабинет?
Морковка – нос, в руках – метла,
Боится солнца и тепла! (снеговик)

- Снеговик тоже хочет помочь вам запомнить элементы букв и, у.

- Для этого его нужно слепить. Сначала – из слогов. Прочитайте слово.

го   сне   вик

Практическая работа.

Изготовление аппликации “Снеговик” из геометрических фигур.

(детали снеговика, вырезанные из клейкой бумаги, наклеиваются на альбомный лист).

- Одна рука снеговика будет поднята вверх.

- Какую букву он будет держать в этой руке? Почему?

- Другая рука снеговика направлена вниз.

- Какую букву будет держать снеговик в этой руке? Почему?

7. Работа с текстом.

- Снеговик поможет написать под диктовку несколько предложений.

(Чтение текста логопедом).

Пришла зима. Подул сильный ветер. Дети лепят снеговика.

- Сколько предложений?

- В слове снеговик как проверим безударную гласную?

Письмо предложений под диктовку.

Задание:

- Букву и обведите в кружок. Сколько букв и? Запишите.

- Букву у обведите в треугольник. Сколько букв у? Запишите.

8. Речь с движением, музыкальным сопровождением.

- Давайте отдохнём.

Давай, дружок, смелей, дружок,
Кати по снегу свой снежок.
Он превратился в толстый ком,
И станет ком снеговиком.
Его улыбка так светла!
Два глаза, шляпа, нос, метла.
(Дети идут по кругу друг за другом и поют, изображая, что катят перед собой снежок)

(Останавливаются, “рисуют” двумя руками ком)
(“Рисуют” снеговика из трёх кругов разного размера)
(Показывают руками на лице улыбку)
(Показывают глаза, прикрывают голову ладошкой, показывают нос, встают прямо, держат воображаемую метлу.)

9. Итог занятия.

- Над чем мы сегодня работали?

- За хорошую работу на занятии – снежинки.

Приложение 1.