Вход в Личный кабинет

Подписка

  • Цветной журнал с электронными приложениями;
  • Бумажные и электронные версии;
  • Скидки постоянным подписчикам.

Вы можете ознакомиться с номером журнала.

Оформить подписку

Теоретические и методические основы коррекционно-развивающей работы в детском доме (консультации для педагогов)

Разделы: Школьная психологическая служба


Цели:

  1. Изучить с педагогами теоретические и методические основы коррекционно-развивающей работы с воспитанниками.
  2. Ознакомить педагогов с технологией проведения коррекционно-развивающего занятия.

План проведения:

  1. Теоретическая часть (Выступление зам. директора по НМР Трещевой С.Я.)
    1. Определение понятия коррекционно-развивающей работы.
    2. Принципы проведения коррекционно-развивающей работы.
    3. Направления коррекционно-развивающей работы.
    4. Основные направления, наиболее часто встречающиеся в практике при работе с детьми.
    5. Особенности детей с различными отклонениями в развитии.
    6. Структура коррекционно-развивающего занятия.
  2. Практическая часть.
    1. Проведение мастер-класса коррекционно-развивающего занятия (психолог).

1. Определение понятия коррекционно-развивающей работы

Под коррекционно-развивающей работой понимается система медицинских, педагогических, психологических мероприятий (воздействий), способствующих полноценному развитию детей, преодолению отклонений в их развитии и служащих целям абилитации и реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья или любых детей, испытывающих трудности в обучении и в социальной адаптации.

Коррекционно-развивающая работа – это дополнительная к основному образовательному процессу деятельность, способствующая более эффективному развитию ребенка, раскрытию и реализации его способностей в различных сферах.

2. Принципы проведения коррекционно-развивающей работы

Коррекционно-развивающая работа с детьми и подростками, являясь практической областью, должна опираться на глубокое понимание предмета, а также иметь под собой методологические основания.

В качестве одного из таких оснований могут выступать принципы (от латинского – начало, основа) – исходные положения, определяющие построение программы работы и мировоззрение специалистов:

  • Гуманизма – веры в возможности ребенка, субъектного, позитивного.

Применение принципа гуманизма неизбежно требует разворачивания в практике работы творческого позитивного подхода. Если мы действительно признаем уникальность и неповторимость каждой личности, значит, не может быть универсальных форм и способов работы по ее развитию и коррекции. Реализация гуманистического подхода предполагает поиск позитивного созидающего начала – ресурсов для преодоления возникших трудностей и проблем, сохранения веры в положительные качества и силы человека. Говоря о реализации принципа в работе с детьми, имеющими проблемы в развитии, важно не подменять гуманизм жалостью, за которой скрывается неверие в позитивные силы и качества. Гуманизм, основанный на вере в позитивные силы и возможности человека, предполагает прежде всего субъект – субъектный, позитивный подход при проведении коррекционно- развивающей работы.

  • Принцип системного подхода – предполагает понимание человека как целостной системы. Он особенно эффективен при анализе изменений в поведении и развитии человека, так как требует изучение всех подсистем человека и их взаимосвязей, взаимообусловленности и взаиморазвития. В соответствии с принципом системности организация коррекционно-развивающей работы с детьми и подростками, имеющими трудности в развитии, должна опираться на компенсаторные силы и возможности ребенка.
  • Принцип реальности – предполагает, прежде всего учет реальных возможностей ребенка и ситуации. А это значит, что коррекционно-развивающая работа должна опираться на комплексное, всестороннее и глубокое изучение личности ребенка.

Следует специально отметить, что реалистичность – не самоцель, а условие успешной адаптации и развития. Фантазии, являясь важной ресурсной основой жизни ребенка и подростка, не должны становится основными механизмами планирования и оценки собственных перспектив. Специалисту, проводящему коррекционно-развивающую работу, важно помочь ребенку принять себя таким, какой он есть, отделить реальные возможности от “фантазийных”, идеальных установок.

  • Принцип деятельностного подхода предполагает, прежде всего, опору коррекционно-развивающей работы на ведущий вид деятельности, свойственный возрасту, а также его целенаправленное формирование, так как только в деятельности происходит развитие и формирование ребенка. При нарушениях развития деятельность, свойственная тому или иному возрасту, может формироваться с опозданием и не в полном объеме , ограничивая тем самым возрастное развитие ребенка.
  • Принцип индивидуально-дифференцированного подхода предполагает изменения, форм и способов коррекционно-развивающей работы в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка, целей работы, позиции и возможностей специалистов. Даже при использовании групповых форм работы коррекционно- развивающие воздействия должны быть направлены на каждого отдельного ребенка, учитывать его состояние в каждый данный момент, проводится в соответствии с его индивидуальным темпом развития.

3. Направления коррекционно-развивающей работы.

Общая цель коррекционно-развивающей работы – содействию развитию ребенка, создание условий для реализации его внутреннего потенциала, помощь в преодолении и компенсации отклонений, мешающих его развитию. Достижение этой цели возможно лишь в том случае, если конкретные задачи коррекционно-развивающей работы определяются с учетом возрастных особенностей детей и особенностей, связанных с характером нарушения онтогенеза. В связи с этим обозначим некоторые моменты, значимые для определения задач коррекционно-развивающей деятельности:

  • Коррекционное воздействие необходимо строить так, чтобы оно соответствовало основным линиям развития в данный возрастной период, опиралось на свойственные данному возрасту особенности и достижения.
  • Коррекция должна быть направлена на доразвитие и исправление, а также компенсацию тех психических процессов и новообразований, которые начали складываться в предыдущий возрастной период и которые являются основой для развития в следующий возрастной период.
  • Коррекционно-развивающая работа должна создавать условия для эффективного формирования тех психических функций, которые особенно интенсивно развиваются в текущий период детства.
  • Коррекционно-развивающая работа должна способствовать формированию предпосылок для благополучного развития на следующем возрастном этапе.
  • Коррекционно-развивающая помощь должна начинаться как можно раньше.
  • Коррекционно-развивающая работа должна быть направлена на гармонизацию личностного развития ребенка на данном возрастном этапе.

4. Основные направления, наиболее часто встречающиеся в практике при работе с детьми и подростками.

Оздоровительное направление.

Полноценное развитие ребенка возможно лишь при условии физического благополучия. Воздействие неблагоприятных факторов, наличие хронических и текущих соматических заболеваний ослабляет нервную систему ребенка, приводит к астенизации. Это сказывается на темпах психического развития, снижает познавательную активность ребенка. К этому же направлению можно отнести задачи упорядочения жизни ребенка: создание нормальных жизненных условий , ведение рационального режима дня, создание оптимального режима дня и т. д.

Развитие и коррекция сенсорной и моторной сферы.

Особенно важно это направление при работе с детьми, имеющими сенсорные дефекты и нарушения опорно-двигательного аппарата. Но не менее важно и при работе со здоровыми детьми, отстающими или имеющими парциальные недостатки в развитии этих функций. Стимуляция сенсорного развития очень важна и в целях формирования творческих способностей детей.

Развитие и коррекция познавательной деятельности.

Система психологического и педагогического содействия полноценному развитию, коррекции и компенсации нарушений развития всех психических процессов (внимания, памяти, восприятия, мышления, речи) является наиболее разработанной и используемой в практике педагогов и психологов.

Развитие и коррекция эмоциональной сферы.

Развитие эмоциональности детей, коррекция невротических проявлений – традиционное направление работы психолога. Повышение эмоциональной компетентности, предполагающее умение понимать эмоции другого человека, адекватно проявлять и контролировать свои эмоции и чувства, важно для всех категорий детей.

Содействие личностному росту и коррекция отклонений личностного развития.

Работа в этом направлении предполагает воздействие на формирование системы мотивов ребенка или подростка, формирование адекватной самооценки, исправление недостатков характера, мешающих адаптации субъекта и т.п.

Формирование видов деятельности,

Свойственных тому или иному возрастному этапу: игровой, продуктивных видов (рисование, конструирование), учебной, общения, подготовки к трудовой деятельности. Особенно следует выделить специальную работу по формированию учебной деятельности у детей, испытывающих трудности при обучении. Эта работа предполагает комплексное психолого-педагогическое воздействие, направленное на коррекцию и формирование всех элементов учебной деятельности от формирования мотивов до конкретных операций, умений и навыков.

5. Особенности детей с различными отклонениями в развитии.

Характер отклонения от нормального психического развития, наблюдаемый у ребенка , является наиболее важным параметром для определения стратегии коррекционно-развивающей работы.

Задержки психического развития.

Дети с ЗПР, имея потенциально сохранные возможности интеллектуального развития, отличаются незрелостью высших психических функций, нарушениями памяти, внимания, функциональной недостаточностью зрительного и слухового восприятия, плохой координацией движений. Им свойственна незрелость эмоционально-волевой сферы и поведения, что проявляется в слабости волевых установок, эмоциональной неустойчивости, импульсивности, аффективной возбудимости, двигательной расторможенности либо, наоборот, вялости и апатичности. У детей с ЗПР снижена познавательная активность, что проявляется в ограниченности запаса знаний об окружающем мире и практических навыков, соответствующих возрасту. Негрубое недоразвитие речи может проявляться в нарушениях звукопроизношения, бедности и недостаточной Дифференцированность словаря, трудностях усвоения логико-грамматических конструкций. У значительной части детей наблюдаются недостаточность фонетико-фонематического восприятия, снижение слухоречевой памяти.

Наряду с незрелыми психическ