Внеклассные мероприятия по физике

Разделы: Физика

Ключевые слова: игровые конкурсы


Сценарий вечера

Здравствуйте, дорогие девятиклассники!

В прошлом учебном году вы изучали световые явления и, несомненно, поняли, что свет – это чудо природы!

Трудно перечислить все те его свойства, которые делают нашу жизнь не унылой и однообразной, а яркой, разноцветной и радостной. Страшно представить себе жизнь без света. Закройте на минуту глаза! Страшно?

Никогда больше не увидеть голубого неба, розового заката, ярко–зеленой травы!

Действительно, свет – это чудо, подаренное человеку природой.

Наш вечер посвящен удивительно красивому физическому явлению – свету.

Сегодня соревнуются команды 9-х классов. Вам слово, представьтесь, пожалуйста.

(Учащиеся 9а, 9б и 9э классов представляют свое название, девиз и эмблему).

Помогает нам сегодня жюри в составе:

  1. Главный судья…..
  2. Судьи - учащиеся:
  • 11а….
  • 11б….
  • 11в….

Ну, что ж, перед тем, как начать соревнования команд, вспомним основные законы оптики – науки, изучающей свет.

Первое – свет в однородной среде распространяется прямолинейно. Смотрим видеофрагмент (урок 1, стр.5,фрагмент 2).

Второе – если на пути света расположить непрозрачное тело, то происходит отражение, зеркальное или рассеянное. Внимание на экран (урок 3, стр. 3, фрагмент 1).

Объявляется 1 конкурс, в котором надо отгадать фамилию ученого по нескольким приметам. После каждой подсказки записывайте фамилию предполагаемого ученого на листке. Победит та команда, которой понадобится меньше всего примет. Поняли, примет пять, а ученый один! Поехали:

  • этот ученый считал свет потоком невидимых глазу частиц – корпускул;
  • он сконструировал первый телескоп – рефлектор с вогнутым зеркалом;
  • этот ученый открыл явление дисперсии света – разложение белого света на отдельные цвета;
  • он открыл и закон всемирного тяготения;
  • его именем названа единица силы.

Сдайте листок со своими ответами в жюри. Да, все эти приметы принадлежат великому английскому ученому Исааку Ньютону.

А мы переходим ко второму конкурсу. Умеете ли вы писать? А свое имя и фамилию?

Тоже умеете? Сейчас проверим. Кто в вашей команде пишет лучше всех?

(По 1 человеку от каждой команды выходят в центр зала).

Напишите свою фамилию и имя, глядя только в зеркало.

А теперь сдайте эти автографы в жюри.

Посмотрим еще один фрагмент. (Идет демонстрация фрагмента “Горит ли свеча в воде”, урок 3, стр.3, фрагмент 3).

Вы поняли? Это же просто фокус! Нам показали, что свеча будто бы находится в стакане, куда наливают воду. А там свечи, оказывается, не было, а только ее зеркальное отражение!

Команды тоже подготовили оптические фокусы, и сейчас мы увидим фокус 9в класса…….

Благодарим команду 9в и слушаем итоги конкурса приветствий.

Продолжим вспоминать законы оптики. Переходя из одной среды в другую, свет испытывает преломление и поэтому у человека возникают некоторые иллюзии.

Смотрим на экран (урок 6, стр.2, оба фрагмента).

Многообразие красок окружающего мира объясняет еще одно световое явление – дисперсия. Что это такое - сейчас увидим. Внимание, видеофрагмент (урок 7, стр.3).

Переходим к следующему конкурсу: отгадайте по буквам название физического прибора – источника света, который используется и для получения фотографий движущихся предметов, и для сценических эффектов в шоу–бизнесе.

(Помощники выносят табло с десятью буквами, закрытыми чистой бумагой, где спрятано слово «стробоскоп»).

Выиграет та команда, которая откроет больше букв, назовет слово, опишет работу этого источника света. Первой называет букву команда 9а, затем 9б и потом 9в.

Следующий конкурс. Внесите черный ящик!

В этом ящике – модель оптического прибора. После каждой подсказки ведущего записывайте название предполагаемого прибора. У кого будет больше правильных догадок – тот и выиграл.

Подсказка первая:

- Прибор состоит из двух параллельных плоских зеркал в корпусе.

Вторая:

- Он используется в военном деле.

И последняя:

- Находясь в подводной лодке на глубине, можно с его помощью наблюдать, что происходит на поверхности воды.

А теперь - конкурс театральный. Ведущий читает отрывок из литературного произведения, а самый артистичный из команды синхронно тексту показывает пантомиму. Только жесты, мимика, движение – и все!

Сначала 9б тянет жребий и демонстрирует свои таланты, за ним 9в, а после 9а.

(Пантомимы отрывков из «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях» А.С. Пушкина, «Свет мой зеркальце, скажи», из басни И.А.Крылова «Мартышка и очки» и из «Слова о полку Игореве»: «Тогда Игорь воззрел на светлое солнце…»).

Ну, а сейчас мы готовы услышать итоги первых двух конкурсов. Слово – жюри.

Свой фокус показывает команда 9а.

А мы продолжаем удивляться и восхищаться чудом природы – светом.

Сколько полезных человеку приборов оказалось возможным создать, чтобы узнавать о природе все больше и больше. Благодаря применению линз и сферических зеркал телескопы проникают в глубь Вселенной, а микроскопы – внутрь вещества. Они позволили нам увидеть невидимое. Мы любим делать фотоснимки, ходить в кино – и это возможно тоже благодаря знанию законов оптики.

Как получается изображение в микроскопе, в телескопе, в фотоаппарате, какие у этих изображений свойства – нам покажут видеофрагменты (урок 11, стр.4, 6, 7).

И последний конкурс сегодняшнего соревнования – эстафета. В ней участвует вся команда.

Эстафета состоит из 7 этапов:

  1. выбрать из 2-х линз собирающую;
  2. получить соответствующее заданию изображение свечи с помощью этой линзы;
  3. выбрать прибор, дающий определенное изображение;
  4. составить формулу из карточек по теме “Оптика”;
  5. из отдельных букв составить слово – физический термин по теме “Оптика”;
  6. прочесть надпись с помощью зеркала;
  7. имея лазерную указку и плоское зеркало, попасть в цель.

Выигрывает та команда, которая первой и без штрафных очков придет к финишу. Капитаны команд тянут жребий по выбору дорожки.

Все команды находятся на своих местах.

Первый участник эстафеты готовится к старту. На старт! Внимание! Марш!

(Команды участвуют в эстафете).

И, наконец, настала очередь 9б класса показать оптический фокус.

Мы ждем окончательных итогов от жюри, а пока – конкурс болельщиков.

Отгадайте фразы – перевертыши, в которых зашифрованы законы оптики. Каждое слово закона заменено на противоположное по значению (или просто на другое слово.)

  1. У разнородной пятницы тьма сосредотачивается кривотреугольно. (Ответ: в однородной среде свет распространяется прямолинейно).
  2. Объемная линза берет реальный искаженный чертеж. (Ответ: плоское зеркало дает мнимое симметричное изображение).
  3. Уход отражения развязан из-за сохранения медленности тьмы в отъезде от другого понедельника к первому. (Ответ: явление преломления связано с изменением скорости света при переходе из одной среды в другую).

(Жюри объявляет итоги и награждает команды).

Наш вечер закончен. Спасибо за внимание.

Материалы к конкурсам:

  1. Буквы п, с, о, к, о, т, б, р, о, с и скотч.
  2. Черный ящик;
  3. Буквы с, д, р, с, и, я, е, и, п и 3 конверта;
  4. Карточки для формул D = 1/F, n = sinα / sinβ, n = c/υ;
  5. Надпись «Свет – чудо природы» в зеркальном отражении;
  6. 3 лазерных указки и 3 плоских зеркальца;
  7. Отрывки из басни «Мартышка и очки» из «Слова о полку Игореве» и из «Сказки о мертвой царевне» и 3 карточки с названиями произведений.
  8. Задания командам:
  • получить прямое, увеличенное, мнимое изображение свечи;
  • получить перевернутое, увеличенное, действительное изображение свечи;
  • получить перевернутое, уменьшенное, действительное изображение свечи.
  1. Задания командам:
  • выбрать прибор, дающий перевернутое, увеличенное, действительное изображение;
  • выбрать прибор, дающий перевернутое, уменьшенное, действительное изображение;
  • выбрать прибор, дающий перевернутое, увеличенное, мнимое изображение.
  1. 3 штатива и 3 экрана, 3 свечи, зажигалки.

Видеофрагменты с диска ЭУТ “Свет. Оптические явления.

  1. Урок 1. Распространение света (стр. 5), фр. 2.
  2. Урок 3. Построение изображений в плоских зеркалах (с.3), фр. 1. После паузы (конкурса автографов) фр. 3.
  3. Урок 6. Простые оптические иллюзии (с. 2), фр.+ фр.
  4. Урок 7. Преломление света в призме (с. 3), фр.
  5. Урок 11. Микроскоп (с. 4), Телескоп (с. 6), Фотоаппарат (с. 7).