Урок познания мира во 2-м классе. Тема: "Права человека"

Разделы: Начальная школа


Цель:

  1. Формировать представление о «Всеобщей декларации прав человека», познакомить учащихся с конкретными статьями.
  2. Способствовать развитию мышления, умения грамотно выражать свои мысли, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения.
  3. Способствовать воспитанию правовой культуры, чувства справедливости, создавать условия для понимания учащимися своих прав и обязанностей.

Технология развивающего обучения и критического мышления.

Оборудование: учебник «Познания мира», текст «Всеобщей декларации прав человека», иллюстрации к сказкам, карточки для работы в группах.

Ход урока

1. Организационный момент урока.

а) Исполняется гимн РК.

б) На фоне музыки учитель читает стихотворение Т. Айбергенова «Моя Республика».

Она велика: от Алтая до Каспия,
Она широка как народа душа.
Она же – Европа,
Она же и Азия,
И волны Урала,
И плеск Иртыша.
Родная земля –
Молодая и древняя –
Пою о тебе
И тобою живу!
На север взгляну –
Вижу зелень деревьев,
На юг посмотрю –
Ветры сушат траву.
Есть всё у тебя:
И леса, и озёра,
И синие глуби натруженных рек,
Бескрайние степи,
Высокие горы,
И я – твой хозяин
И твой человек!

2. Активизация знаний.

  • Как называется страна, в которой мы с вами живём?
  • Сейчас я попрошу вас ответить на вопрос: «Что вы можете рассказать о стране, в которой мы с вами живём?»
  • Докажите, что Казахстан свободное и независимое государство.
  • Почему к городу Астана у нас особое отношение?
  • Каждое государство живёт по своим законам. Как называется книга, в которой записаны законы страны?
  • В Конституции записаны права и обязанности граждан страны. Дайте лексическое толкование слова право.

Право- совокупность установленных и охраняемых государственной властью норм и правил, которые регулируют отношения между людьми.

3. Целеполагание.

Учитель: Попробуйте предположить: о чём пойдёт речь на уроке?

Дети: На уроке будем говорить о правах людей.

Учитель: Совершенно верно. На уроке будем знакомиться с документом, где записаны права человека – с Всеобщей декларацией прав человека.

4. Работа по изучению темы урока.

а) Словарная работа.

Учитель: Знакомо ли вам значение слова декларация?

Как можно узнать лексическое значение этого слова?

Учащиеся работают со словарями, находят и зачитывают значение слова декларация.

Декларация – название некоторых официальных документов с сообщением каких-нибудь нужных сведений.

б) Устный рассказ учителя о декларации: когда, где, с какой целью была принята декларация.

в) Чтение статьи учебника (с.111).

г) Работа с текстом Всеобщей декларации прав человека (на партах у учащихся лежат отпечатанные тексты, Приложение 1).

Учитель: Чем Декларация отличается от Конституции?

Дети: В Конституции записаны права и обязанности. В Декларации записаны только права.

На доске помещаются опорные схемы:

5. Физкультминутка (Используется здоровьесберегающая технология).

Учитель: А сейчас, чтобы не нарушать вашего права на отдых, проведём минутку релаксации.

6. Работа в группах.

Каждая группа получает иллюстрацию к сказке и карточку с заданиями.

Карточка с заданиями для 1 группы. По мотивам сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».

  1. Выбери право, которое нарушила ведьма в этой сказке:
  • право на жизнь;
  • право на получение образования;
  • право на владение имуществом.
  1. Скажи, чьи права были нарушены в этой сказке.

Карточка с заданиями для 2 группы. По мотивам сказки «Лиса и заяц».

  1. Выбери право, нарушение которого изображено на рисунке:
  • право на жизнь;
  • право на неприкосновенность жилища;
  • право на труд;
  • право на справедливый суд.
  1. Скажи, кто защитил зайца и помог ему восстановить свои права.

Карточка с заданиями для 3 группы. По мотивам сказки «Лягушка-путешественница».

  • выбери право, которым воспользовалась лягушка:
  • право на свободное передвижение;
  • право на неприкосновенность жилища;
  • право на образование;
  • право на труд.
  1. Как далеко могла передвигаться лягушка, используя своё право на свободу передвижения:
  • в пределах болота;
  • в пределах страны;
  • без ограничений.

После обсуждения заслушиваются ответы учащихся.

Учитель: Каждая группа подготовила выступление. Внимательно послушайте и скажите: о каких правах идёт речь?

Дети показывают инсценировки.

1-я группа.

Я шагаю в первый раз,
Ну, конечно, в первый класс.
И, поверьте мне, друзья,
Это школа моя!

2-я группа.

Ну а я студент-дипломник,
Скоро буду я историк.
И поверьте мне, друзья,
Я окончил эту школу!

3-я группа.

Ну а я бабушка студента,
Ныне я пенсионерка.
И поверьте мне, друзья,
Я училась тоже в этой школе!
Заслушиваются ответы детей.

Учитель: Совершенно верно. В выступлениях говорилось о праве на образование, на свободный выбор профессии, о праве на отдых и социальное обеспечение пожилых людей.

7. Игра «Что я знаю хорошо и что я знаю хуже».

Каждая группа инсценирует ситуации, после чего происходит анализ показанных ситуаций.

1-я ситуация. Командир: Ваня, ты сегодня дежурный. Останься, пожалуйста, вымой доску, полей цветы.

Ваня: Аскар, не имеешь права! Конвенцией ребёнка труд детей запрещён!

2-я ситуация. Максим: Мадина! Я мыл-мыл доску, а ты её разрисовала!

Мадина: Ну и что здесь плохого! Я имею право на занятие любимым делом!

3-я ситуация. Мария Ивановна: Коля, ты уже который понедельник не готов к информатике!

Коля: Вчера было воскресенье. Я имею полное право на отдых.

Учитель: Что хорошо усвоили ребята? (Права)

Что хуже знают? (Обязанности)

Чтобы ликвидировать этот пробел, поработаем над проектами документов для нашего класса: 1-я группа – Кодекс класса; 2-я группа – Обязанности ученика; 3-я группа – Декларация 2 «В» класса.

Проекты «документов» смотри в Приложении 1. Учащиеся работают в группах, редактируют предложенные проекты документов., после чего заслушиваются выступления каждой группы.

Учитель:

  • К чему приведёт соблюдение этих правил?
  • Сформулируйте вывод: для чего нужна Всеобщая декларация прав человека?
  • Прочитайте вывод в учебнике (с.112)

8. Итог урока. Обобщение. Рефлексия.

  • С чем познакомились на уроке?
  • Что нового узнали?
  • Чем Конституция отличается от Декларации?
  • Какое задание было наиболее интересным?
  • Оцените свою работу на уроке: «5» - красная карточка, «4» - зелёная, «3» - жёлтая.

9. Домашнее задание: прочитать статью учебника с.111-112; заполнить анкету.

Анкета.

  1. Какие права ты имеешь, как ученик? ______________________
  2. Что ты обязан делать как ученик? _________________________
  3. С какими нарушениями ты чаще встречаешься: прав или
    бязанностей?___________________________________________
  4. Что такое право?________________________________________
  5. Что такое обязанности?__________________________________
  6. Зачем придумали права людей и обязанности?_______________