Урок в 5-м классе на тему "Художественные особенности рассказов А.П. Чехова"

Разделы: Литература


Цели:

1. Обучающие:

  • Показать особенности чеховского стиля.
  • Обучать элементам анализа текста.
  • Учить вдумчиво читать.
  • Учить владеть техникой наблюдения над художественным текстом.

2. Воспитывающая:

  • Воспитывать интерес, любовь к чтению.

3. Развивающая:

  • Развивать языковое чутье учащихся и устную речь.

Оборудование урока:

  1. Раздаточный материал.
  2. Портрет писателя.
  3. Эпиграф к уроку.
  4. Солярий с компонентами особенностей художественного стиля Антона Павловича Чехова.

При разработке урока использовалась технология В.Э.Штейнберга, игровая технология (инсценирование), аналитическая беседа.

Ход урока

Краткость – сестра таланта.
А.П.Чехов

1. Слово учителя.

А.П.Чехов начинал свое творчество с коротких юмористических рассказов. В его рассказах о толстых и тонких, о генералах, побеждает смех во всем многообразии его оттенков – от доброго, сочувственного юмора до резкой сатиры. И мы испытываем веселье, узнав, что «лошадиная» фамилия – просто Овсов. Несмотря на молодость А.П.Чехова, эти рассказы написаны рукой настоящего мастера слова.

Писатель считал, что «краткость – сестра таланта». Он говорил о том, что «словам…должно быть тесно, а мыслям – просторно».

2. Аналитическая беседа.

Давайте вспомним, какие рассказы А.П.Чехова вы уже прочитали.

Сегодня на уроке мы будем определять художественные особенности рассказов Антона Павловича и для этого заглянем в мастерскую писателя.

У вас на столах лежат листочки, которые вы будете заполнять по ходу урока.

(Заполняется по ходу урока)

С чего начинаются рассказы писателя? (С заглавия).

Каковы заглавия у А.П.Чехова? Откройте содержание ваших сборников и посмотрите на заглавия рассказов. Что они отражают? Докажите. (Они отражают основную мысль или тему рассказов.)

Какие по размеру названия у произведений? (Названия у произведений короткие.)

Антон Павлович считал, что заглавие – это смысловой стержень произведения, оно должно быть простым, ясным, кратким.

Запись на листочках К 1:

Заглавие простое, предельно краткое.

Вспомните и назовите элементы композиции. (Завязка, кульминация, развязка).

Какова композиция рассказов? (Традиционная).

На примере рассказа «Хирургия» докажите, что Чехов строит свои рассказы традиционно, т.е. в них есть завязка, кульминация, развязка. (Учащиеся называют элементы композиции в рассказе).

Запись на листочках К 2:

Традиционная композиция (завязка, кульминация, развязка) характерна для рассказов Чехова.

Найдите завязку в рассказе «Хирургия». Прочитайте ее. О чем узнаем в завязке? (Указаны действующие лица и место действия).

Автор использует большую завязку? (Нет.)

Запись на листочках К3:

Краткая завязка: указаны действующие лица, место или время действия.

Как знакомит нас писатель со своими героями? Рисует ли их подробные портреты? (Чаще всего подробное описание автор заменяет яркой художественной деталью).

Найдите описание Курятина. Какие детали дополняют его характеристику? Прочитайте. («На лице выражение чувства долга и приятности, сигара, распространяющая зловоние.» В кабинете врача, где должно быть стерильно, курят).

Чехов часто использует «говорящие фамилии».

Что фамилия фельдшера говорит о его характере, квалификации? (За внешним благополучием скрывается невежество героя, его невоспитанность. Он лишь создает важный вид).

О чем вам говорит фамилия пациента незадачливого фельдшера?

Как описывает Чехов Вонмигласова? (Не найдя икону, крестится на бутыль с карболовым раствором, вынимает просфору, пытается учить Курятина, в конце ругается с ним).

О чем говорят эти детали? (Учащиеся размышляют о отношении Вонмигласова к религии, его воспитанности).

Запись на листочках К 4:

«Говорящая деталь», заменяющая подробное описание.

Скажите ребята, чего в рассказах Чехова больше: описания, повествования или диалога? (Диалога).

Запись в тетради К5:

Диалоговое построение рассказа.

Почему у Антона Павловича в рассказах так много диалога? (Диалог помогает передать отношение героев друг к другу, динамику развития сюжета.)

Рассказ построен как диалог двух персонажей. Это рассказ – сценка. Ребята, давайте посмотрим отрывок из рассказа, обратите внимание на речь героев, которая помогает раскрыть их характеры.

Как говорят герои? (В своей речи они используют разговорные слова.)

Найдите в речи героев разговорные слова.

Запись в тетради К6:

Диалог – индивидуальная неповторимость речи героев. Речь – основа характеристики героев.

Посмотрим, как ведут себя персонажи. (Сергей Кузьмич делает вид, что он знающий врач. Он дважды дает определение хирургии и каждый раз по – разному, а потом обвиняет дьячка, говоря, что хирургия – дело тонкое. Восьмигласов сначала преклоняется перед Курятиным, а потом начинает давать советы и ругаться.)

Ребята, подумаем, в чем своеобразие чеховской фразы? Как автор передает речь героев? (Чаще всего это простые предложения, большое количество глаголов; много многоточий, что указывает на избыток чувств говорящих.)

Запись на листочках К7:

Речь: лаконичные фразы, простые предложения, много глаголов, почти нет эпитетов.

Эпитетов нет, т.к. очень неприглядно выглядит то, о чем он пишет.

3. Выводы по уроку.

- Каковы особенности стиля Чехова? (Обобщение по записям.)

4. Заключительное слово учителя.

Чехов – признанный мастер маленького рассказа. Фраза «Краткость – сестра таланта» была любимой у писателя. Антон Павлович научился писать кратко. Короткие рассказы были очень яркими по содержанию. Они отличаются незамысловатостью сюжетов, четким композиционным построением, присутствием ярких художественных деталей, говорящих имен и фамилий, динамичностью действия, сценичных диалогов и наполненностью юмором и бодростью.

5. Домашнее задание.

Прочитать рассказ Чехова, найти его художественные особенности.