Урок-игра (ОБЖ, 6-й класс) "Организация отдыха на природе"

Разделы: ОБЖ

Класс: 6


Цель: Проверка уровня и качества знаний, практической подготовки учащихся по курсу основы безопасности и жизнедеятельности, пропаганда и популяризация здорового и безопасного образа жизни, вовлечение учащихся в движение “Школа безопасности”.

Задача: Формирование сознательного и ответственного отношения учащихся к вопросам личной и общественной безопасности.

Ход урока

Вступительное слово учителя: Каждый человек во время отдыха стремится “выйти” на природу. Общение с природой может дать, конечно, много положительного: это и познание нашего мира, и ощущение себя его частью, это и резервы для оздоровления. Однако радостные моменты могут быть омрачены неприятными происшествиями, травмами, отравлениями, переохлаждениями, встречами с опасными людьми или дикими животными. А это чаще случается из-за незнания условий, в которые ты попадаешь и неграмотного поведения в чрезвычайных ситуациях.

Цель нашего урока- игры - убедить самих себя в том, что к любому пребыванию на природе и к организации отдыха необходимо готовиться также серьезно, как и к школьным занятиям или экзаменам. А от результатов сдачи таких экзаменов будет зависеть не только твое хорошее настроение, твое здоровье и, главное - твоя жизнь, но и настроение, здоровье и, возможно жизнь окружающих тебя людей. Итак, мы с вами начинаем подготовку к походу на природу. А туристы, как известно, должны быть готовы к любым неожиданностям.

Сейчас каждый из вас встретится с первой неожиданностью.

Разыгрываются задания. В емкости лежат скрученные карточки с индивидуальными заданиями. Учащиеся достают их. Затем, услышав свой вопрос, отвечают.

Мы с вами уже знаем, что в любых условиях на каждого из нас оказывают влияние три основные группы факторов: природные, техногенные, социальные. 1, 2, 3 Расскажите о них.

Кроме того, на нас влияют эпидемии, различные заболевания, травмы, отравления растительными и животными ядами, укусы насекомых, змей, переутомление и стрессы. Всегда надо знать о возможности наступления опасных ситуаций.

4. Какова формула безопасности?

5. Что мы должны учесть, отправляясь в поход за черту нашего города?

1 этап “Проверка рюкзаков”

6. Групповое снаряжение

7. Личное снаряжение

8. Список продуктов

9. Состав санитарной сумки

10. Список ремонтного набора

2 этап “Источники опасности” (11)

3 этап “ Сам себе телохранитель”

Назвать наиболее опасные места для детей и подростков в городе (12)

Найден предмет, напоминающий… (13)

4 этап “Передвижение в населенном пункте с соблюдением правил дорожного движения” (14, 15, 16, 17, 18)

5 этап “Разбивка бивака”

Сооружение временного укрытия (19)

Приготовление места для костра, разведение огня, типы и виды костров (20)

Приготовление пищи (меню из 3-х блюд) (21)

6 этап “Медицинская помощь”

Понятие о ранах (22)

Виды кровотечения, как остановить кровотечения(23)

Способы переноски пострадавших (24)

7 этап “Мое здоровье в моих руках”

Одной из мер безопасности, которую необходимо учесть, собираясь в поход или путешествия, является оценка своей физической выносливости, а значит, и здоровья.

Сегодня медики утверждают: здоровье человека на 10 % зависит от наследственности, на 5%- от работы врачей, остальные 85% - в руках самого человека.

Я предлагаю вам тест, ответив на поставленные вопросы, вы сможете узнать, здоровый образ жизни вы ведете, или вам стоит начать борьбу за свое здоровье. Результаты теста будут известны только вам , поэтому старайтесь отвечать на вопросы честно.

1. КАК ЧАСТО ТЫ МОЕШЬ РУКИ?

  • Около 20 раз в день 0
  • Только перед едой 5
  • Когда сильно испачкаюсь 20

2. СКОЛЬКО РАЗ ТЫ ЧИСТИШЬ ЗУБЫ?

  • Два раза 0
  • Один раз 5
  • Вообще не чищу 15

3. КАК ЧАСТО ТЫ МОЕШЬ НОГИ?

  • Каждый вечер перед сном 0
  • Когда заставит мама 10
  • Только когда купаюсь целиком 20

4. КАК ЧАСТО ТЫ ДЕЛАЕШЬ ЗАРЯДКУ?

  • Ежедневно 0
  • Когда заставят родители 15
  • Никогда 20

5. КАК ЧАСТО ТЫ ПРОСТУЖАЕШЬСЯ?

  • Один раз в два года 0
  • Один раз в год 5
  • Несколько раз в год 15

6. КАК ЧАСТО ТЫ ЕШЬ СЛАДОСТИ?

  • По праздникам и воскресеньям 0
  • Почти каждый день 20
  • Когда хочу и сколько хочу 30

7. КАК ЧАСТО ТЫ ПЛАЧЕШЬ?

  • Не могу вспомнить, когда это было 0
  • Пару раз на неделе 15
  • Почти каждый день 25

8. ОТ ЧЕГО ТЫ ПЛАЧЕШЬ?

  • От боли 0
  • От обиды 10
  • От злости 20

9. СКОЛЬКО ТЫ ГУЛЯЕШЬ?

  • Ежедневно от 1,5 до 2 часов 0
  • Ежедневно, но меньше часа 10
  • Иногда по выходным 20

10. КОГДА ТЫ ЛОЖИШЬСЯ СПАТЬ?

  • В 21 – 21.30 0
  • После 22 часов 10
  • После 24 часов 35

11. СООТВЕТСТВУЕТ ЛИ ТВОЙ ВЕС РОСТУ И ВОЗРАСТУ?

  • Соответствует или чуть меньше 0
  • Немного больше 10
  • Значительно превышает норму 30

12. СКОЛЬКО ВРЕМЕНИ ТЫ ПРОВОДИШЬ У ТЕЛЕВИЗОРА?

  • Не больше 1.5 часа, часто с перерывом 0
  • Больше 3 часов 10
  • Смотрю все, что нравится и сколько хочется 30

13. СКОЛЬКО ВРЕМЕНИ ТЫ ТРАТИШЬ НА УРОКИ?

  • Около 1.5 часа 0
  • Почти 2 часа 10
  • Больше 3 часов 30

14. МОЖЕШЬ ЛИ ТЫ ВЗБЕЖАТЬ НА 5 ЭТАЖ?

  • С легкостью 0
  • Под конец устаю 15
  • С трудом и отдышкой 25
  • Не могу 35

15. ХОДИШЬ ЛИ ТЫ В СПОРТИВНУЮ СЕКЦИЮ ИЛИ В ТАНЦЕВАЛЬНУЮ СТУДИЮ?

  • Да 0
  • Нет 15

0-20 баллов - ТЫ В ПОЛНОМ ПОРЯДКЕ!

21-70 баллов - У ТЕБЯ ПОЯВИЛИСЬ НЕ САМЫЕ ХОРОШИЕ, ВРЕДНЫЕ ДЛЯ ЗДОРОВЬЯ ПРИВЫЧКИ, НО С НИМИ ПОКА НЕ ТРУДНО БОРОТЬСЯ

71-110 баллов - ТЫ ТВЕРДО СТОИШЬ НА ПУТИ РАЗРУШЕНИЯ СВОЕГО ЗДОРОВЬЯ! СВОРАЧИВАЙ СКОРЕЙ!

111 и выше баллов – МОЖЕШЬ ДАЖЕ НЕ СЧИТАТЬ! КАК ТЫ ЕЩЕ НЕ РАЗВАЛИЛСЯ? НАЧИНАЙ БОРЬБУ ЗА СВОЕ ЗДОРОВЬЕ С ЭТОЙ СЕКУНДЫ!

8 этап Очень важно, отправляясь в поход изучить звуковые, световые и наземные сигналы. Сейчас один из ваших одноклассников выложит наземный знак (сообщается учителем перед выполнением, например LL- все в порядке, дети хором могут ответить значение этого знака)

Подходит к завершению наш урок- игра. Вы убедились, что общение с природой требует ответственного, серьезного отношения, а для того чтобы выжить в экстремальных условиях, необходимо четко осознать, как следует вести себя в такие моменты. Но одно знание правил не гарантирует, что человек действительно сможет выжить, если его решимость и воля к жизни недостаточно сильны.

Вы отлично справились с заданиями, и я думаю, что вы сможете достойно представить нашу школу на слете- соревновании “Школа безопасности”!

img1.jpg (86995 bytes)

Карточки-задания

1. Назвать природные факторы 2. Назвать техногенные факторы 3. Назвать социальные факторы
4. Формула безопасности 5. Какие меры безопасности необходимо предпринять, отправляясь в поход? 6. Групповое снаряжение
7. Личное снаряжение 8. Список продуктов

 

9. Состав санитарной сумки
10. Список ремонтного набора 11. Назвать источники опасности 12. “Сам себе телохранитель”

Назвать наиболее опасные места для детей и подростков в городе

13. “Сам себе телохранитель”

На детской площадке найден пакет...

Ваши действия?

14. ПДД
  1. Какие лица Правилами отнесены к “участникам дорожного движения”?
  2. Каким правилам подчиняется человек, ведущий велосипед?
15. ПДД
  1. Значение термина “населенный пункт”
  2. Где можно переходить проезжую часть автомобильной дороги вне населенного пункта, если нет пешеходного перехода?
16. ПДД
  1. Что называется тормозным путем?
  2. От чего зависит длина тормозного пути?
17. ПДД
  1. В каких местах запрещено пешеходу переходить через дорогу?
  2. Где разрешается водить группы детей в населенном пункте?
18. ПДД
  1. Где должны идти пешеходы вне населенного пункта по дороге с разделительной полосой, если по обочине идти невозможно?
  2. Как переходить дорогу вне населенного пункта?
19. Сооружение временного укрытия 20. Приготовление места для костра, разведения костра, типы костров 21. Составить меню из трех блюд из набора продуктов.
22. Работа в паре.

1-й — Виды ран

2-й — Наложить повязку на кисть.

23. Какие виды кровотечений вы знаете, как остановить кровотечения? 24. Показать способы переноски пострадавших

Предполагаемые ответы

1. Климатические условия: температура воздуха, снег, дождь, гроза, солнечная радиация, рельеф местности. Стихийные явления: ураганы, штормы, сели, оползни, наводнения, лесные и торфяные пожары, землетрясения 2. Факторы, связанные с деятельностью человека. Аварии и катастрофы, загрязнения вод, атмосферы и почвы, выбросы в атмосферу химически опасных веществ, радиационное загрязнение местности. 3. Факторы, отражающие проблемы и противоречия во взаимоотношениях между людьми (военные и национальные конфликты, криминальные проявления)
4. Уметь предвидеть опасные ситуации, предотвращать и быстро устранять их последствия. 5.

- Провести инструктаж о мерах безопасности на маршруте следования;

- Учесть социальные аспекты региона;

-Учесть климатогеографические особенности региона;

- Продумать экипировку;

- Запастись продовольствием и питьевой водой;

- Обратить внимание на психологическую подготовку участников похода;

- Произвести оценку своей физической выносливости.

6.
  • Палатка
  • Полиэтиленовая пленка
  • Посуда для приготовления пищи
  • Топор
  • Пила
  • Санитарная сумка
  • Ремнабор
  • Блокнот, ручка, карандаш
  • Компас
  • Фонарь
  • Спички
7.
  1. Спальный мешок
  2. Коврик теплоизоляционный
  3. Головной убор
  4. Накидка от дождя
  5. Сменная спортивная обувь
  6. Обувь для сырой погоды
  7. Теплая куртка
  8. Штормовка
  9. Белье
  10. Носки шерстяные
  11. Носки х/б
  12. Спортивный костюм
  13. Рукавицы брезентовые
  14. Кружка, ложка, миска, нож
8.
  1. Макаронные изделия.
  2. Тушенка
  3. Рыбные консервы
  4. Картофель
  5. Лук
  6. Соль
  7. Сахар
  8. Чай
  9. Печенье
  10. Шоколад
9.
  1. Жгут резиновый
  2. ножницы
  3. Сода питьевая
  4. Спирт нашатырный
  5. дезинфицирующее средство
  6. Сердечные средства
  7. Болеутоляющие средства
  8. Желудочные средства
  9. Кровоостанавливающие средства
  10. Жаропонижающие средства
  11. Медицинский спирт
  12. Противоожоговые средства
  13. Глазные капли
  14. Лейкопластырь
  15. Бинт стерильный
  16. Бинт нестерильный
10.
  1. Плоскогубцы
  2. Шило
  3. Иглы швейные малые и большие
  4. Набор ниток простых и капроновых
  5. Ножницы
  6. Изолента, скотч
  7. Клей универсальный
  8. Булавки
  9. Киперная лента, тесьма
  10. Свечи
  11. Набор заплаток
11.
  • Наводнения
  • Землетрясения
  • Извержения вулканов
  • Падение метеоритов
  • Оползни и др.
12.

- Места, где играют в азартные игры

- Безлюдные окраины города, парки, стройки

- Группы людей, ведущих себя вызывающе

- Незнакомые взрослые

- Подъезды

- Места массового скопления людей

 

 

13. В случае обнаружения подозрительных предметов: бесхозных (забытых) вещей, посторонних предметов- надо, не трогая их, немедленно сообщить работникам официальных служб (водителю, дежурному, охраннику) или милиции.

В качестве маскировки для взрывных устройств используются обычные бытовые предметы: сумки, пакеты, свертки, коробки, игрушки, кошельки, банки из- под напитков и т.п.

14. ПДД
  1. Водители, пешеходы, пассажиры
  2. Правилам для пешеходов
15. ПДД
  1. Застроенная территория, въезды на которую и выезды с которой обозначены знаками “Начало населенного пункта” и “Конец населенного пункта”
  2. В местах, где дорога хорошо просматривается в обе стороны
16. ПДД
  1. Расстояние, пройденное автомобилем с момента нажатия на педаль тормоза до полной остановки
  2. От массы автомобиля, от скорости его движения и от состояния дороги.

 

17. ПДД
  1. На крутых поворотах, в местах, где дорога идет на подъем, около туннелей и мостов.
  2. Только по тротуару или пешеходной дорожке.
18. ПДД
  1. По внешнему краю проезжей части против движения транспортных средств.
  2. В местах, где дорога просматривается в обе стороны, и перпендикулярно к краю дороги.
19. Шалаш, навес, землянка.

Место должно быть сухим, размещаться поблизости от ручья или другого источника, важно чтобы поблизости находилось топливо.

20. Место для костра выбирают в стороне от деревьев и кустов, не ближе 4-6 метров, необходимо расчистить. Для разжигания огня надо использовать бумагу, сухие ветки, бересту, укладывая не очень плотно, чтобы обеспечить доступ воздуха. Если костер долго не разгорается его необходимо раздуть.

Костры бывают дымовые( отпугивание мошкары), жаровые (приготовление пищи, просушки вещей, согревание), пламенные (освещение поляны).

21.
  1. Суп рыбный- в кипящую воду положить нарезанный кубиками картофель, целую луковицу, посолить, через 15 минут кипения добавить рыбные консервы, кипятить 5-7 минут.
  2. В кипящую подсоленную воду положить макаронные изделия, когда макароны будут готовы добавить тушенку, перемешать.
  3. Вскипятить воду, заварить чай, к чаю дать печенье с шоколадом.
22. Рана — повреждение тканей тела.

Различают колотые (игла, гвоздь, шило, острая щепка и др.), резаные(нож, стекло и т.п.), ушибленные (удар тупым предметом), укушенные, огнестрельные. Все раны должны быть по возможности быстро и надежно закрыты повязкой, чтобы уменьшить боль, предупредить инфицирование и остановить кровотечение

Сосед накладывает повязку на кисть

23. Различают артериальное (кровь ярко-красного цвета, пульсирующей струей), венозное (кровь темно- красная, течет медленно, непрерывно), капиллярное (при неглубоких, но обширных ранах, кровь сочится равномерно со всей поверхности раны), внутреннее кровотечение.

Первая помощь при наружном кровотечении: придать кровоточащей части тела возвышенное положение, наложить давящую повязку или жгут(выше места повреждения), наложить повязку.

24. Транспортировка пострадавшего при отсутствии подручных средств (носилки, щит, доска)

1) переноска пострадавшего одним человеком – на руках, на спине, на плече.

2) переноска двумя людьми – способ “друг за другом”, на “замке” из трех рук, на “замке” из четырех рук.

3) Переноска пострадавшего при помощи лямки – одним человеком, двумя людьми.

4) транспортировка волоком на брезенте, одеяле и т.д.