Педагогическая технология "Коррекция фонетико-фонематического развития речи у дошкольников с псевдобульбарной дизартрией, на основе развития мелкой моторики с использованием воскотерапии"

Разделы: Работа с дошкольниками


Представляю Вам интересную инновационную педагогическую технологию по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста с дизартрией.

Изучение логопедической и психолого-педагогической литературы по проблеме речевых расстройств у детей с дизартрией, программы “Радуга” (для второй младшей группы), анализ данных констатирующего эксперимента, позволили мне разработать в дополнение к основной образовательной программе, программу по развитию мелкой моторики с использованием воскотерапии.

Изучая методическую литературу и пособия по изодеятельности, развитию мелкой моторики и речи у детей дошкольного возраста, опыт работы педагогов, воспитателей по изодеятельности, учителей–логопедов, я пришла к выводу, что занятия по ручному труду, конструированию и изобразительной деятельности в детском саду, в основном, включают в себя конструирование из бумаги, строительного и природного материала (шишек, сухих листьев, семян), рисование, аппликацию, лепку из пластилина и глины. Воск, являющийся природным материалом, не используется на занятиях. Я не нашла конкретных, апробированных работ с использованием воска.

Необходимо принять во внимание следующие факты, характеризующие современную проблемную ситуацию.

1. В практике логопедической работы по преодолению псевдобульбарной дизартрии обычно используется следующая система коррекционной работы, которая имеет комплексный характер:

а) развитие фонематического восприятия;
б) формирование нового артикуляционного уклада нарушенного звука;
в) автоматизация правильного произношения звука на подобранном речевом материале, а затем в спонтанной речи.

Спецификой работы является ее сочетание с дифференцированным артикуляционным массажем и гимнастикой, логопедической ритмикой.

2. Развитию мелкой моторики не всегда уделяется достаточное внимание, не придается должное значение.

3. Очень часто работа по развитию мелкой моторики ведется эпизодически.

4. Занимаясь с детьми лепкой, воспитатели, как правило, используют пластилин, в то время как работа с природным материалом - воском, способствует не только развитию мелкой моторики, но и оказывает терапевтическое воздействие на организм ребенка (т. к. воск содержит прополис и пигменты цветочной пыльцы, ароматические и минеральные вещества, которые проникая в организм ребенка, способствуют его оздоровлению).

Таким образом, традиционно проводимая работа по развитию мелкой моторики, на мой взгляд, оказывается недостаточной и во многом снижает эффективность логопедической работы по преодолению нарушений мелкой моторики, имеющих место у детей четвертого года жизни с ФФНР, элементами ЛГНР, обусловленным псевдобульбарной дизартрией.

Определяя содержание коррекционно-развивающего обучения, я опиралась на образовательную программу Т.Д. Дороновой “Радуга” и исходила из квалификации первичного звена – расстройство моторики (как общей, так и мелкой) у детей четвертого года жизни с ФФНР, обусловленным псевдобульбарной дизартрией.

Концепция программы.

В процессе занятий воскотерапией формируются все психические процессы, развиваются художественно-творческие способности и положительно–эмоциональное восприятие окружающего мира (т. к. воскотерапия является составляющей арттерапии).

Формирование трудовых навыков и умений у детей происходит путём системного воздействия на общую и мелкую моторику, речь и другие психические процессы с применением природного материала и в тесной связи с естественной познавательной деятельностью ребёнка.

Результаты педагогической диагностики показывают, что у большинства детей отмечается недостаточное или слабое развитие как мелкой моторики, так и речи.

Занятия в кружке позволяют развивать ручной праксис, речь и творческие задатки дошкольников; самоутверждаться, проявляя индивидуальность и получая результат своего художественного творчества.

Дети овладевают основными формообразующими движениями, способами и приёмами лепки, что является базой для последующего усложнения материала в среднем дошкольном возрасте.

В процессе деятельности формируется

  • отношение ребёнка к самому себе: развивается и укрепляется уверенность в себе, активность, инициативность;
  • отношение ребёнка к сверстникам: воспитывается доброжелательность, уважение к правам других;
  • отношение ребёнка к взрослому: развивается заинтересованность во взрослом, как в партнёре по деятельности.

Ребёнок имеет возможность дать выход своим чувствам и обрести душевное равновесие.

Опыт работы с детьми позволил систематизировать и обобщить “наработанный” материал в программу кружка воскотерапии для детей 4-го года жизни. Предлагается форма организации ручного труда детей в подгруппах (по 10 человек).

Цель: Развитие речи и ознакомление младших дошкольников с доступным их возрасту видом ручного труда – лепкой из воска.

Задачи.

  1. Обучающая: Учить детей основным формообразующим движениям, способам и приёмам лепки из воска.
  2. Развивающая: Развивать ручной праксис, речь и коммуникативные навыки, развивать творческую активность детей, поддерживать потребность в самоутверждении.
  3. Воспитательная: Формировать положительно–эмоциональное восприятие окружающего мира, воспитывать интерес к ручному труду, доброжелательность, уважение к правам других детей.

Возраст.

Возраст детей, участвующих в реализации данной программы, четвертый год жизни. Выбор этого возраста определяется ростом физических возможностей (продолжается активное развитие мелкой моторики), речевых возможностей; изменением психологической позиции ребёнка (кризис трех лет) и ощущением своей “самости”, желанием проявить свою самостоятельность и творческие способности.

Этапы реализации программы и ожидаемые результаты.

Продолжительность реализации программы – 2 года. Предусматривается два этапа работы кружка. После проведения каждого этапа работы, предполагается овладение детьми определёнными знаниями, умениями, навыками, выявление и осознание ребёнком своих способностей, формирование специальных умений и навыков.

 

Этапы работы Возрастная группа детей Временные рамки Приобретенные умения и навыки (ожидаемые)
1 этап

Цель: развивать артикуляторно-моторные навыки; развивать коммуникативные навыки; умение отражатаь в речи собственные действия

Дети четвертого года жизни

(вторая младшая группа)

учебный год Скатывание прямыми руками.

Скатывание круговыми движениями.

Сплющивание между ладонями, пальцами.

Прижимание частей друг к другу.

Вытягивание верхней части.

Оттягивание частей.

Украшение.

2этап

Цель: совершенствовать артикуляторно–моторные навыки; обучать навыкам планирования собственной деятельности; учить отражать в речи свои эмоциональные состояния

Дети пятого года жизни

(средняя группа)

учебный год Конструктивным способом лепки и из целого куска.

Вытягиванием, оттягиванием верхней части.

Приемом вдавливания.

Учатся передавать настроение движением частей.

Учатся украшать налепом.

Педагогический мониторинг.

Проводимое исследование включало в себя два направления:

1. Исследование состояния произвольной моторики пальцев рук.

2. Исследование речевого развития детей:

  1. Обследование фонетической стороны;
  2. Обследование фонематической стороны;
  3. Обследование лексики и грамматического строя импрессивной речи.
  4. Обследование лексики и грамматического строя экспрессивной речи.

Данные, полученные в ходе констатирующего, обучающего эксперимента, заносились в таблицы.

Обследование речевых функций и состояния ручного праксиса осуществлялось с использованием методик Н.В. Серебряковой, Л.В. Лопатиной, Н.М. Трубниковой, Е.А. Логиновой.

Эти методики были дополнены и адаптированы с учётом особенностей детей дошкольного возраста второй младшей группы.

Для обработки данных, полученных в ходе обследования, самостоятельно разработана система оценки выполнения заданий детьми.

Соответствие требованиям государственного образовательного стандарта.

Работа кружка основана на нормативных документах, в том числе:

  1. Приложение 2 к Приказу Министерства образования РФ от 22.08.96 № 448. Временные (примерные) требования к содержанию и методам воспитания и обучения, реализуемым в дошкольном образовательном учреждении;
  2. Радуга: Программа и руководство для воспитателей второй младшей группы детского сада / Т.Д. Доронова, В.В. Гербова, Т.И. Гризик и др.;

В приложении 2 указывается:

Из 2. Педагоги создают условия для приобщения детей к миру искусства.

Из 2. 2. Обращают внимание детей на средства выразительности, присущие разным видам искусства, на возможности различных материалов, используемых для художественного воплощения замыслов.

Из 5. При организации занятий педагоги сочетают индивидуальные и коллективные виды деятельности детей…

Из 10. Педагоги предоставляют детям возможность осваивать различные пластические материалы, помогая овладевать разнообразными приёмами лепки.

Из 10. 3. Поощряют детей лепить по образцам.

Из 12. Педагоги создают условия для овладения навыками художественного труда…

Р 4. Сотрудники обеспечивают детям условия для обогащения их словаря с учётом возрастных возможностей.

Р 5. Сотрудники создают условия для овладения детьми грамматического строя речи с учётом возрастных возможностей…

Р 6. Сотрудники развивают связную речь у детей с учётом их возрастных возможностей.

В разделе “Красота в жизни и изобразительном искусстве” программы “Радуга” рекомендуется:

“Задача педагога - предоставлять детям возможность лепить то, что им хочется; помочь ребёнку дать выход своим чувствам, обрести душевное равновесие; побуждать детей совершенствовать свою лепку…; упражнять детей в основных формообразующих движениях, способах и приёмах лепки”.

Приёмы и методы организации учебно-воспитательного процесса.

В работе кружка широко используются практические методы обучения: упражнение (при освоении приёмов лепки), игровой метод.

Из словесных методов применяется рассказ учителя-логопеда и рассказы детей, беседы.

Из словесных приёмов обучения необходимо использование объяснения, пояснения, педагогической оценки.

Применяются и наглядные методы и приёмы:

  • Наблюдение
  • Рассматривание готового изделия
  • Показ образца
  • Показ способа выполнения, какого-либо приёма лепки и другие.

Все методы и приёмы используются в комплексе, чередуются и дополняют друг друга, позволяя донести детям знания, помочь освоить специальные умения и навыки, развить внимание, мышление, творческое воображение.

Теоретическое и практическое изучение проблемы нарушений речевого развития, взаимосвязанных с недоразвитием мелкой моторики у дошкольников четвертого года жизни с ФФНР, обусловленным псевдобульбарной дизартрией, подтвердило актуальность проблемы и темы исследования.

Проведенное логопедическое и психолого-педагогическое изучение дошкольников трехлетнего возраста, посещающих вторую младшую группу ДОУ № 9 “Белоснежка” города Лесного, Свердловской области, выявило количественные и качественные особенности уровня речевого развития, мелкой моторики у детей с ФФНР, обусловленным псевдобульбарной дизартрией.

Недоразвитие мелкой моторики выражалось в следующем:

  • Задания по исследованию статической координации движений дети экспериментальной группы выполняли на среднем и низком уровне (например: показать второй и третий пальцы на обеих руках одновременно “Ушки зайчика”; выставить второй и пятый пальцы на правой и левой руке “Коза”; соединить первый и второй пальцы в кольцо на правой и левой руке).
  • Задания по исследованию динамической координации движений дети этой группы так же выполняли на среднем и низком уровне (например: выполнить под счёт: пальцы сжать в кулак – разжать (5 раз); держа ладони на столе, разъединить пальцы, соединить вместе (5 раз); попеременно соединять все пальцы руки с большим пальцем сначала правой руки, затем левой, затем обеих рук одновременно).
  • С заданиями по исследованию: манипуляции с мелкими предметами (крупная мозаика, застёгивание пуговиц), конструктивного праксиса (слепить из пластилина палочку, шарик, баранку), навыков работы с карандашом – дети справились, в основном, на низком уровне.

При этом степень недоразвития мелкой моторики коррелировала с выраженностью речевого дефекта у детей.

В результате проведения коррекционной работы дошкольники экспериментальной группы научились основным формообразующим движениям, некоторым способам и приёмам лепки из воска, а так же оречевлять собственные действия и договариваться друг с другом при выполнении коллективных работ.

В результате практической апробации кружка воскотерапии “В гостях у пчёлки Жужалки”, предложенного в виде дополнения по развитию мелкой моторики к основной образовательной программе “Радуга”, было доказано, что эффективность логопедической работы по преодолению нарушений языковых средств у детей с дизартрией, связанных с недоразвитием мелкой моторики, достигается при условии опоры на диагностику уровня сформированности, целенаправленную коррекцию и развитие моторики пальцев рук на занятиях воскотерапией.

Целенаправленная коррекционно-педагогическая работа по формированию мелкой моторики, на занятиях воскотерапией способствует не только развитию моторики пальцев рук и речевых процессов, но так же и познавательной деятельности младших дошкольников с дизартрией.

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3