Урок-семинар по литературе в 10-м классе по теме "Трагедия «горячего сердца» в пьесе А.Н. Островского «Бесприданница»"

Разделы: Литература


Цель: Выявление причин душевной драмы и трагедии главной героини на основе анализа пьесы.

Задача: Сформировать у учащихся представления об эпохе 70-х годов XIX века, когда в обществе властвовал бессердечный чистоган, превращающий неимущего, зависимого человека в предмет купли-продажи, в «вещь, а имущего - в одержимого ненасытной жаждой наживы; помочь учащимся увидеть общечеловеческий смысл пьесы.

Предкоммуникативный этап:

1. Прочитать пьесу А.Н Островского «Бесприданница».

2. Задания по группам:

Первая группа: Общая характеристика «сильных мира сего»: Вожеватова и Кнурова.

Вторая группа: Характеристика Карандышева.

Третья группа: Портрет Ларисы Огудаловой.

Четвёртая группа: Характеристика Паратова.

3. Индивидуальное задание:

а) трактовка образа героини различными актрисами, исполняющими роль Ларисы;
б) Инсценирование эпизода последнего разговора Ларисы и Карандышева.

4. Элементы проектирования: Если бы вас попросили нарисовать афишу к пьесе «Бесприданница», что бы вы изобразили на ней и почему.

Оборудование: Фрагменты и аудиозапись романсов «Мохнатый шмель», «Под маской плюшевого пледа» из кинофильма «Жестокий романс»

Ход урока

Учитель: Известный в конце XIX века начале XX века театральный деятель, актёр, режиссер, основоположник МХАТА К.С. Станиславский сказал однажды об А.Н.Островском: «Я не знаю среди русских писателей второго такого страстного борца за права русской женщины, как Островский. Русские женщины у Островского, вернее её горькая доля - это один цельный характер, только поставленный автором то в одни, то в другие обстоятельства жизни».

С этим невозможно не согласиться. Действительно, и Катерина из «Грозы», и Параша из «Горячего сердца», и «Снегурочка», и Аксинья из пьесы «Лес», и Кручинина из «Без вины виноватые», и Негина из драмы «Таланты и поклонники» - всё это во многом родственные натуры, которых сближает стремление к свободе и счастью, всё это героини с поистине горячими сердцами, героини, стремящиеся разорвать свои путы, не желающие смиряться с безнравственными и порочными явлениями в окружающей их действительности, это героини, отличающиеся чистотой помыслов, благородством, искренностью, чувством собственного достоинства, природной одарённостью и обаянием. К числу этих героинь можно по праву отнести и Ларису Огудалову из пьесы А.Н. Островского «Бесприданница», героиню, мучительно жаждущую сильного и красивого в жизни, но принимающую за истинно прекрасное мишурный пустоцвет. Задача нашего урока – выяснить, кто же виновен в трагедии Ларисы, трагедии ещё одного «горячего сердца»?

Все нити пьесы сводятся, конечно же, к образу Ларисы Огудаловой, так как именно Лариса является лицом, вокруг которого и концентрируется драматическое действие. Вновь в «Бесприданнице», как и почти во всех пьесах А.Н. Островского, пробным камнем становится любовь. Четыре героя пьесы, так или иначе, надеются снискать благосклонность Ларисы, и по сути каждый из них играет роковую роль в судьбе героини.

Образ героини необыкновенно сложный, противоречивый, споры о Ларисе, о её характере идут и по сей день. Не случайно так долог был путь к Ларисе на театральной сцене: долго не могла найти Лариса истинного сценического воплощения, несмотря на то, что исполнительницами этой роли были талантливые актрисы.

- Какой же видели Ларису актрисы?

Сообщение: В исполнении одних актрис она представала как хорошенькая мещаночка, ведущая бесшабашную жизнь в доме матери,

В исполнении других это была львица цыганского пошиба, столкнувшаяся на путях любви с хищником-мужчиной.

Но в 1896 году, спустя 17 лет после первых постановок «Бесприданница» зазвучала по-иному. Популярная и талантливая актриса В.Ф. Комиссаржевская увидела в Ларисе героиню, « страдающую и гибнущую за всех женщин, натуру порывистую, непрестанно ищущую и глубоко трагическую.

Учитель: К вопросу о том, какая интерпретация, на ваш взгляд, наиболее верная мы вернёмся в конце урока. Пьеса «Бесприданница» - одна из самых популярных в репертуаре драматических театров и сегодня, не раз она привлекала внимание и деятелей кино. Замечательный кинорежиссёр Э. Рязанов поставил по пьесе «Бесприданница» фильм «Жестокий романс», объясняя свой замысел так: «Историю о бесприданнице я почувствовал сразу же, как печальную песню, как грустный романс». Звучащие в фильме романсы точно вплетаются в сюжет, а самое главное не нарушают замысла самого драматурга А.Н. Островского, напротив, ещё более помогают понять драматичность пьесы и трагичность героини. В них слышны и страстность, и нежность, и горечь, и тревога, и страдание.

- В чем же причина того, что пьеса пережила свое время, что притягивает к ней внимание? Ответ на этот вопрос мы найдем в самой пьесе, характере героев, конфликте, определяющем его трагическую развязку и трагедию главной героини.

(Романс «Под лаской плюшевого пледа» из кинофильма «Жестокий романс».)

Учитель: «Что это было? Чья победа? Кто охотник, кто добыча в том поединке? Так и не знаю: победила ль, побеждена ль?» Эти ключевые слова, как нельзя лучше, подводят нас к разговору о конфликте, ибо без него невозможно развитие какого-либо действия. Говоря о художественных особенностях пьес Островского, мы отмечали, что уже названия многих пьес определяют их связь с содержанием? Пьеса называется «Бесприданница». Нет ли, на ваш взгляд, в названии этой пьесы некоторой предопределенности конфликта, предрасположенности к последующим, драматически развивающимся событиям.

(Ответы учеников)

Учитель: Таким образом, уже название пьесы в какой-то степени определяет конфликт – социальный. Таким образом, А.Н. Островский продолжает и развивает основную тему своих пьес: конфликт между «власть имущими» и бедными, но тема эта раскрывается по-иному, в соответствии с новыми условиями общественной жизни, когда на смену «тёмному царству» приходит «чистая публика», когда в стране стремительно развиваются капиталистические отношения. Да, беда Ларисы в том, что она бесприданница.

- Но только ли это причина трагической судьбы героини, тем более что Лариса могла избежать бедности, прими она предложение Кнурова, и исполнялись бы все «ее желания и капризы, как бы странны и дороги ни были». Наверное, причины трагедии гораздо глубже. Кнуров, Вожеватов, Паратов – потенциальные женихи Ларисы, при определённых обстоятельствах каждый из них мог бы стать мужем Ларисы, но они люди состоятельные, и брак с бесприданницей не в их пользу. Что же может их связывать с Ларисой? Кнуров вообще женат, но ищет благосклонности Ларисы, какие цели они преследуют, кто эти люди, которых так обеспокоило предстоящее замужество Ларисы с Карандышевым? Похожи ли эти герои на «сильных мира сего» из пьесы «Гроза»? Изменился ли их нравственный облик?

Сообщение первой группы: (Характеристика «сильных мира сего»). Дельцы, предприниматели, миллионщики; это уже не безграмотные, боящиеся всего нового, невежественные люди; они уже не верят рассказам Феклуши об огненном змие, напротив, они образованны, приобщены к культуре; изменились их манеры, соответствуют европейским; это «чистая публика»: по утрам каждое утро они совершают моцион, пьют чай по утрам, читают газеты, их интересует культура, так Вожеватов и Кнуров собираются на выставку в Париж. Осознавая своё преимущество, они позволяют себе разговаривать только с теми, кто им ровня. Они знают цену деньгам (Д. I, явл.2).Кнуров: «Да, с деньгами можно дела делать, можно». Цель их жизни – выгодно продать, выгодно купить. Из-за денег они готовы поставить на карту жизнь человека. Нравственный облик этих людей раскрывается, прежде всего, в их взаимоотношениях с Ларисой. Видя, что Лариса на краю гибели, Кнуров и Вожеватов разыгрывают её в орлянку, говорят о Ларисе как о вещи; Паратов продаёт не только пароход, но и любовь, жертвует своей свободой. Бездушие и расчёт Вожеватова проявляются в тот момент, когда Лариса просит его о помощи: «Вася, помоги, я погибаю, научи, что делать», и слышит: «Лариса Дмитриевна, голубушка моя! Что делать-то! Ничего не поделаешь», - потому что дал слово Кнурову, не может его нарушить; Лариса теперь ему не нужна, он потерял к ней всякий интерес.

Учитель: Итак, перед нами идолы общества, безнравственные дельцы, циничные и наглые, хищные и тщеславные, жизненное мерило для них – выгода. С такой меркой они подходят к людям, в том числе и к Ларисе.

- Что же влечет их к Ларисе, что нам известно помимо того, что она бесприданница.

Сообщение третьей группы: Лариса резко выделяется на фоне окружающих её людей. Она девушка незаурядная, чистая, любящая жизнь, художественно одарённая. Душа Ларисы вырастает из русских романсов, цыганских песен, стихов Баратынского. Натура её утончённая и поэтическая: она прекрасно поёт, играет на разных инструментах, чувствует красоту природы. Поэтичность её характера подчёркивает и её имя Лариса, в переводе с греческого означающее чайка. Лариса живёт в мире, который она создала для себя – в мире мечты, романтики. Через пелену мечтательности она не замечает в людях пошлых сторон, а видит лишь то, что сама желает. Ларису отличает честность, прямота. Так, Вожеватов замечает Кнурову: «К кому расположена, нисколько этого не скрывает». (Д. I, явл.2.). Она способна глубоко и страстно любить. Всей душой она полюбила Паратова, «любила чуть не умерла с горя, а когда уезжал, бросилась за ним вдогонку, уж мать со второй станции воротила», - смеясь, рассказывает Вожеватов Кнурову. Лариса доверчива, и люди ей кажутся лучше, чем они есть на самом деле. Так, Паратов кажется ей замечательным, сильным человеком. «Да разве можно быть в нем неуверенной?» - восклицает Лариса, рассказав перед этим историю о выстреле Паратова на расстоянии 12 шагов в монету, которую Лариса держала в руках. Из-за своей доверчивости Лариса не смогла разглядеть в Паратове самовлюблённого эгоиста и поэтому до последней минуты верит ему; не поняла, что зачастую за его благородными поступками (бедным давал деньги), его лихостью, бесшабашностью скрывается лишь бравада, желание произвести эффект. Её талантливость, стремление к правде и чистоте высоко поднимает её над миром дельцов, в котором она вращается. Она является исключением в этом мире, где всё продаётся и покупается. Незаурядность Ларисы признают Кнуров и Вожеватов, привыкшие оценивать всё с точки зрения выгоды, они и к Ларисе подходят с этой меркой. Так, Кнуров цинично заявляет: «Эта женщина создана для роскоши. Дорогой бриллиант дорогой и оправы требует». (Д.I, явл.2).

Учитель: Незаурядность, природная одаренность, талантливость Ларисы высоко поднимает ее над окружающими; этих качеств не мог не заметить Кнуров, Вожеватов, Паратов, Карандышев. Надо отдать им должное: ценить красоту и восхищаться талантом они способны. Но возникает другой вопрос, могут ли они ценить по-настоящему, бескорыстно.

- Если нет, то, что же толкает ее к замужеству?

- На что надеется Лариса, выходя замуж за Карандышева?

(Ответы учеников: чтение Д.I, явл.4).Лариса надеется, что со временем привыкнет к Карандышеву, найдёт душевное спокойствие, рана, нанесённая Паратовым ещё сильна, и поэтому Лариса уговаривает Карандышева поехать в деревню).

Учитель: Сможет ли Карандышев сделать Ларису счастливой, способен ли он понять её израненную душу. И вообще, повторяя за Кнуровым, ответим на вопрос: «Ну что такое Карандышев?».

Сообщение второй группы: Карандышев – мелкий чиновник, особых достоинств у него нет, Но зато он очень самолюбив. В какой-то степени осознавая свою бедность и невысокое положение в обществе, он из кожи лезет, чтобы показать, что он не хуже других, стареется подстроиться под «чистую публику». Вожеватов: «Квартиру свою вздумал отделывать…» (Д.I, явл.2). Карандышев любит Ларису, но и здесь ему хочется самоутвердиться, хочется показать себя «хозяином жизни». Ему не нравится, что Лариса свободно общается с Вожеватым, Кнуровым, он упрекает её за прежнюю жизнь, ревнует Ларису, чем больно ранит её. Лариса не скрывает, что не любит Карандышева: «Зачем вы постоянно попрекаете меня…». (Д.I, явл.4). Но Карандышев её не понимает, он слишком занят собой. Всеми его поступками движет самолюбие. Желая удовлетворить своё самолюбие, он хочет показать Кнурову и Вожеватову, что Лариса выбрала его, а не кого-то, оценила, предпочла его и приглашает их на обед. Здесь он произносит тост: «Господа, я предлагаю тост за Ларису Дмитриевну…». (Д.I, явл.13).

Учитель: Вот в окружении этих людей оказывается Лариса. Есть ли среди этих людей кто-нибудь, кто понимает Ларису, ее душу. Каково ваше отношение к матери Ларисы?

Учитель: За 30 сребреников продаёт свою дочь Огудалова, как Иуда когда-то предал Иисуса. Итак, положение Ларисы трагично: среди тех людей, которые ее окружают, нет ни одного, кто бы понимал ее, сочувствовал ей. Карандышев для нее лишь соломинка, за которую она пытается зацепиться в этой жизни, чтобы уединиться, найти душевное спокойствие. Подспудно Лариса понимает, что Карандышев не достоин ее, всей душой она любит Паратова. Он для нее идеал. Спустя год Лариса продолжает любить его, «и если б явился Сергей Сергеевич и был свободен, так довольно одного его взгляда…» и Лариса пошла бы за ним на край света.

Фрагмент из к-ма «Жестокий романс». Романс «Мохнатый шмель».

Учитель: Вот так шумно и лихо врывается Паратов в Бряхимов, его встречают выстрелом из пушки; слуги, кучера, цыгане бегут навстречу «блестящему барину». С его появлением действие набирает оборот и неумолимо близится к развязке. - Кто же он - идеал Ларисы и в то же время злой гений? Каковы его жизненные принципы, за что его любит Лариса?

Сообщение четвёртой группы: Паратов – блестящий барин, судовладелец. «С шиком живёт Паратов, - говорит Кнуров.- Уж чего другого, а шику в нем довольно». В Бряхимове его знают как смелого человека, щедрого: рискует пароходом, ради того, чтобы выиграть гонку стреляет в монету, щедро одаривает деньгами слуг. Его смелостью, благородством, как ей кажется, восхищается Лариса. Карандышев справедливо заметил: «Сердца у него нет, оттого он так смел!» (Д I, явл.4) Паратов говорит о себе: «Что такое жаль я не знаю… что угодно». (Д.I, явл.6). Для него в жизни главное - деньги, богатство. Паратов: «Жизнь коротка, так надо уметь ею пользоваться». И от своих принципов Паратов не отказывается.

Учитель: - С какой целью Паратов приезжает в Бряхимов?

-Как Паратов воспринимает известие о замужестве Ларисы, и с какой целью он вновь появляется у Огудаловых? Была ли эта встреча попыткой загладить свою вину перед Ларисой?

(Для него это было неожиданностью, и в то же время он испытывал некоторое облегчение оттого, что снимается часть вины с него).

Чтение по ролям Д II, явл.8.

Учитель: Искренен ли Паратов в этой сцене?

(Примерные ответы учеников): В объяснении с Ларисой большую роль играет не чувство вины перед ней, а самолюбие Паратова. Он не может смириться с тем, что ему предпочли другого. Паратов обвиняет Ларису в непостоянстве чувств, хотя сам стал причиной её страданий, сбежав год назад. Нельзя не заметить напыщенности, высокопарности его обвинительных речей, игры самолюбивого героя, но Лариса этого не замечает. Паратов добивается Ларисиного признания в том, что любовь её к нему по-прежнему сильна. Самолюбие его удовлетворено.

Учитель: Не менее неприглядна роль Паратова в сцене поединка с Карандышевым, этого столкновения можно было избежать, но Паратов, напротив, разжигает ссору. Какую цель он преследует при этом?

(Унизить Карандышева, представить себя в выгодном свете, поиграть на чувствах Ларисы).

Учитель: Эта сцена ссоры сюжетно связана с последними событиями. В конце действия мы узнаем о замысле Паратова потешиться над Карандышевым. Каков заговор Паратова, Вожеватова и Кнурова?

(Ответы учеников: пересказ сцены обеда у Карандышева Д.I, явл.1 -13).

Учитель: Лариса и раньше видела, но старалась не замечать ничтожества Карандышева. Теперь это ничтожество обнаружилось со всей очевидностью да еще в присутствии человека, которого она любит. Ей стыдно за Карандышева, но до её страданий никому нет дела. Измываясь над Карандышевым, эти люди совершенно не считаются с чувствами Ларисы: «Да ведь они меня терзают», - в отчаянии говорит она Харите Игнатьевне.

-А кому нужно, что ты терзаешься? – отвечает мать дочери.

Действительно, никому нет дела до Ларисиных страданий. У всех насчет Ларисы другие цели. Действие идет к кульминации. Где же она наступает?

Ответы учеников: Кульминация драмы - решение Ларисы ехать с Паратовым за Волгу.

Учитель: Вспомним сцену, предшествующую этому решению.

-Что же руководит Паратовым в тот момент, когда он зовет Ларису, неужели это невольно вспыхнувшая от прекрасного пения Ларисы страсть, может, действительно не совсем опошлился и огрубел Паратов, или им руководит нечто другое.

Учитель: А что заставило Ларису пойти на этот шаг?

Ответы учеников:

Учитель: Лариса ставит на карту свою жизнь: «Или тебе радоваться мама, или ищи меня в Волге». Не увидела, не разглядела Лариса в Паратове безжалостного эгоиста, самовлюбленного циника. Но предвидели и знали, что вскоре произойдет Кнуров и Вожеватов. Как хищники ждут они минуты, когда можно будет вцепиться в жертву. Они понимали, что Паратов никогда не откажется от брака с невестой-миллионершей, Лариса не в его интересах; а Лариса не останется с Карандышевым (не в ее характере). «Кажется, драма начинается. Я уж у Ларисы Дмитриевны слезки видел», - говорит Кнуров Вожеватову. Пришёл черед Кнурова принять участие в судьбе Ларисы. Он устраняет единственного соперника Вожеватова, разыграв Ларису в орлянку. Кнуров не ошибся. Маска страстно влюбленного сброшена. Паратов хочет отделаться от Ларисы, даже не считая нужным отвезти ее, домой, а просит это сделать Робинзона. А когда она требует решительного ответа: жена она ему или нет, Паратов называет свое чувство минутным увлечением и говорит, что связан «золотыми цепями».

- Какова реакция Ларисы?

Примерные ответы учеников: Она потрясена, только теперь она увидела Паратова в истинном свете, и все же у нее хватает сил с достоинством ответить ему: Подите от меня… Довольно! Я уж сама о себе подумаю». (Д.IV, явл.7). Все ближе и ближе трагическая развязка. В ходе развития пьесы намечаются 3 варианта финала судьбы героини, какие?

Ответы учеников:

1) стать содержанкой, любовницей Кнурова;
2) остаться с Карандышевым;
3) физическая смерть.

Почему Островский единственно возможным выходом выбирает для Ларисы третий вариант?

Примерные ответы учеников:

1) Карандышев не достоин Ларисы, мелок и ничтожен для неё.
2) разврат, блеск, роскошь – не для Ларисы: изменить себе, своим идеалам героиня не может, слишком она чистая и непорочная, чтобы перешагнуть через себя во имя того, «чтобы жить, хоть как-нибудь да жить». Лариса ищет смерти, но мы видим, что у героини не хватает сил покончить с собой, как это сделала Катерина из «Грозы», не хватает решительности, которой обладала Прасковья из «Горячего сердца». Положение Ларисы ужасно. Но самое страшное для Ларисы ещё впереди.

Инсценирование эпизода последнего разговора Ларисы и Карандышева (Д.IV, явл.11).

Учитель: Итак, несколько минут назад отвергнув предложение Кнурова, она готова позвать Кнурова и принять его предложение. Почему?

Учитель: Каким же беспросветно черным должен был казаться Ларисе мир, если пулю Карандышева она принимает с радостью, как избавление, и каждому из нас становится ясно, чего стоило Ларисе согласиться с тем, что она вещь. «Милый мой, какое благодеяние вы мне сделали». Перед лицом смерти Лариса остаётся верной себе. Умирая, она поднимает с земли пистолет и инсценирует самоубийство, звучат её последние слова.

Чтение Д.VI, явл.12.

(Романс «А напоследок я скажу из кинофильма » Жестокий романс».)

Учитель: Счастья, любви искала Лариса. Но не нашла. Уходит из жизни юное, прекрасное создание, мечтавшее о том, что вправе иметь каждый человек, живущий на земле. Что же стало причиной, и кто явился виной трагедии ещё одного «горячего сердца»?

Учитель: А как вы думаете, подобные ситуации возможны в современной жизни?

Ответы учеников.

Вот именно поэтому внимание к пьесе А.Н. Островского не угасает и по сей день, а трагическая судьба Ларисы – вечное напоминание нам о том, что человек должен всегда оставаться человеком, должен утверждать своё человеческое достоинство, не смиряясь с подлостью ни по большому счёту, ни по маленькому.

- А теперь вернемся к вопросу об интерпретации образа Ларисы актрисами. Чья трактовка образа вам ближе?

А если бы вас попросили нарисовать афишу к пьесе, как бы она, на ваш взгляд, должна была выглядеть?

Защита проекта группой художников.

Предложенные варианты афиш: «Чайка, заключённая в клетку». «Разбитое сердце».

Заключительное слово учителя.

Домашнее задание: Письменный ответ на вопросы: Согласны ли вы с тем, что пьеса А.Н. Островского поистине «пьеса жизни»? В чём её актуальность?