Методическая разработка занятия для детей пяти лет по предмету "Развивающие игры"

Разделы: Работа с дошкольниками


Цель занятия: Закрепление знаний основных эмоций у детей 5 лет.

Задачи:

  1. Повторить и закрепить знания об основных эмоциях.
  2. Научить распознавать эмоции по внешним сигналам.
  3. Развивать свободное выражение своих чувств.
  4. Способствовать формированию сочувствия, сопереживания.

Методы

- объяснительно- иллюстративный,
- практический,
- проблемно – поисковый;

Формы и приёмы:

- ролевая гимнастика,
- демонстрация иллюстраций по сказкам,
- беседа,
- театрализованная игра,
- устный опрос,
- развивающая игра,
- обучающая игра.

Наглядный материал:

  • Иллюстрации персонажей сказок «Мойдодыр», «Жил-был пёс», «Три поросёнка», «Дюймовочка», «Ёрш Ершович», «Два волшебника», «Снегурочка», «Заюшкина избушка», «Жихарка», «Морозко», «Царевна-лягушка».
  • Индивидуальные карточки с персонажами из сказок: «Золотой ключик», «Чипполино», «Красная шапочка».
  • «Азбука настроения» (иллюстрации-схемы 6 эмоций: радость, грусть, удивление, испуг, спокойствие, злость).

Оборудование: магнитофон, аудиокассеты, игрушечные меч, плащ, конь.

Оформление занятия: сказочное царство: замок, деревья, цветы, солнышко, игрушки: лягушка, волк, заяц, петух, медведь, змей, лиса, Карлсон, Айболит, Король Боровик, Змей.

План занятия

I. Приветствие. Вводная беседа.
II. Повторение ранее изученного материала и организация практики. Ролевая гимнастика.
III. Дидактическая игра «Снегурочка».
IV. Театрализованная игра «Король-Боровик».
V. Индивидуальная работа по карточкам.
VI. Инсценировка «Битва Иван-царевича и Змея Горыныча».
VII. Работа по подгруппам «Собери сказку».
VIII. Заключение.

Ход занятия

I. Приветствие. Вводная беседа.

На занятии присутствуют педагоги и родители.

Педагог:

– Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, гости дорогие! Давайте, ребята, мы встанем в круг и поздороваемся ладошками друг с другом - Молодцы! Садитесь на стульчики. (Стульчики стоят полукругом). Все люди в своей жизни испытывают разные эмоции. А какие эмоции вы знаете? А зачем они нужны? Сегодня на занятии мы вспомним, какие эмоции мы изучили, как мы умеем радоваться, грустить, как мы удивляемся, пугаемся, покажем, как мы умеем различать эмоции по внешним признакам.

- Ребята, закройте глаза. Педагог загадочным голосом произносит: Крибле, грабле, бум! (Звучит сказочная музыка)

- Ребята, откройте глаза. Мы с вами очутились в сказочном Царстве. Посмотрите, что вы видите? (Дети отвечают)

Педагог:

- Случилось это давным-давно. На Земле тогда круглый год стояло жаркое лето, леса были полны грибов и ягод, дети слушались взрослых. Все жили да радовались.

В те далёкие времена по соседству с людьми обитали на Земле удивительные существа, умевшие творить чудеса. Это были волшебники (см. приложение 1 рис.1, 2). Как-то раз один старый волшебник обиделся на людей. Волшебник пришёл в ярость, злобно плюнул на землю, тридцать три раза повернулся на хромой ноге и пробормотал страшное заклятие. И в тот же миг появились на свет маленькие отвратительные существа, которые сами называли себя капризами. Как липучка приклеивались ко всем детям, учили их дерзости и непослушанию. Они то и украли все эмоции и дети разучились узнавать, где добро, а где и зло, как надо радоваться, как удивляться.

Собрались тогда волшебники на большой совет, и решили отправить на борьбу с ним другого волшебника доброго. Пришлось доброму самому бороться с капризами, но один он с ними справиться, не может. Ребята, он обратился к нам за помощью. Поможем, доброму волшебнику справиться с капризами, и вернуть все эмоции на свои места? А для этого мы с вами должны вспомнить все эмоции, которые мы изучали, и найти их.

II. Повторение ранее изученного материала и организация практики. Ролевая гимнастика.

Цель: развитие умения с помощью жестов и мимики выражать разные эмоциональные состояния.

Описание упражнения: педагог предлагает детям выполнить следующие задания:

Педагог:

- Ребята, злой волшебник задаёт нам сложное задание. Как вы думаете, мы справимся?! Давайте мы с вами под музыку с помощью жестов и мимики вспомним и покажем доброму волшебнику, нашим родителям и гостям:

и походим как:

  • улитка
  • глубокий старик
  • младенец
  • лев.

Испугаемся, как:

  • ребёнок, потерявшийся в лесу
  • заяц, увидевший волка,
  • котёнок, на которого лает собака.

Удивимся, как будто

  • тебе подарили подарок, о котором ты давно мечтал,
  • ты увидел чудо
  • увидел Карлесона.

Улыбнемся как:

  • кот на солнышке,
  • солнышко,
  • мама.

Педагог:

- Ребята, молодцы, садитесь на стульчики. Хорошо, скажите, каким эмоциям соответствуют наши жесты и мимика, которые мы только что изобразили, если мы удивлялись, пугались? Какие эмоции мы поможем вернуть доброму волшебнику на землю? Верно, эмоции удивление и испуг. (Приложение 2, рис. 1 и рис. 2). Расскажите, чем эти эмоции отличаются друг от друга? Опишите, как они выражаются и покажите. (Дети по выбору педагога выходят и находят эмоции в «Азбуке настроения»). А теперь среди картинок с персонажами сказок давайте найдём, где и кто удивляется и пугается. (Мальчик из сказки «Мойдодыр», поросята из сказки «Три поросёнка», Зайчик из сказки «Заюшкина избушка»). (см. приложение 3, рис. 1, 2, 3). Теперь добрый волшебник и наши гости тоже знают, как выглядят удивление и испуг.

III. Игра «Снегурочка» (авторская разработка)

Цель: развитие умения распознавать эмоциональные состояния у персонажей сказки и самостоятельно составлять рассказ.

Описание упражнения: Педагог раскладывает на коврике картинки из сказки «Снегурочка». 4 ребёнка должны расставить картинки по порядку и увидеть основную эмоцию главного героя.

Педагог:

- Молодцы, Злой волшебник даёт нам другое задание, более сложное. Справимся?

(см. приложение 4, рис 1, 2, 3, 4)

Красна девица грустна,
Ей не нравится весна,
Ей на солнце тяжко,
Слёзы льёт бедняжка

Выйдите четыре человека (по выбору педагога) и сложите картинки по порядку.

Педагог:

Ребята, из какой сказки главный герой?

А какие эмоции переживает Снегурочка и почему?

Какую эмоцию мы можем вернуть на Землю. Верно, эмоцию грусти. Покажите грусть и расскажите о ней (см. приложение 2, рис. 3). (По выбору педагога выходит один ребёнок и находит эмоцию грусти). Найдите, пожалуйста, среди картинок ту, на которой герой грустит (см. приложение 3, рис. 4,5 – Дюймовочка, пёс из сказки «Жил был пёс»). С этим заданием мы тоже справились.

IV. Этюд Король-Боровик.

Цель: развитие умения распознавать эмоциональные состояния, снятие негативных эмоциональных состояний.

Описание упражнения: Ведущий читает стихотворение, а дети действуют согласно тексту.

Педагог:

- Ребята, А злой волшебник даёт нам другое задание. В нашем сказочном царстве есть король грибов Король-Боровик. (Показ мягкой игрушки). Его заколдовал злой волшебник и надел на него шляпку Мухомора.

- Послушайте внимательно стихотворение, что приключилось с ним и затем мы проиграем сценку.

Педагог произносит текст, а дети выполняют движения согласно тексту (под музыку)

Шёл Король-Боровик через лес напрямик.
Он грозил кулаком, он стучал каблуком.
Был Король – Боровик не в духе,
Короля покусали мухи.

Обсуждение.

  • Какой герой?
  • Почему Король-Боровик был сердит?
  • Как он выражал свои эмоции?
  • Почему плохо, что он сердится?
  • Как ему помочь?
  • Кто готов выйти и помочь королю Боровику? (Дети выходят и читают стихотворение, либо поют песенку, либо танцуют или что-то другое).
  • Найдите в «Азбуке настроения» сердитое лицо (см. приложение 2, рис. 4). Молодцы. Найдите, пожалуйста, среди картинок ту, на которой герой злится. (рыбка из сказки Ёрш Ершович - см. приложение 3, рис.6). Молодцы и с этим заданием мы справились и помогли вернуть Королю Боровику хорошее настроение.

V. Индивидуальная работа по карточкам.

Цель: научить детей распознавать эмоции, развивать умение выражать разные эмоциональные состояния.

Описание упражнения: психолог раздаёт всем детям индивидуальные карточки с различными эмоциями героев из разных сказок. Дети должны узнать героя, сказку, эмоцию и выразить данную эмоцию.

Педагог:

- Ребята, а мы с вами все эмоции вернули на Землю? Нет, ещё остались. И Злой волшебник даёт другое задание (см. приложение 5, рис. 1-3). Посмотрите внимательно на карточки. Они непростые, это герои сказок с различными эмоциями. Вы должны угадать героя, сказку и эмоцию. Когда каждый будет готов, по очереди вы выходите на середину, показываете свою картинку, рассказываете и показываете эмоцию, которая изображена на картинке. Молодцы. Узнали всех героев сказок и изобразили все эмоции. Но Злой волшебник не возвращает нам остальные эмоции и посылает своего верного слугу Змея Горыныча. (Выползает змей - мягкая игрушка)

VI. Ролевая игра. Битва «Иван-царевич и Змей Горыныч».

Цель: создание положительного эмоционального фона, развитие творческих способностей, развитие умения выражать с помощью жестов и мимики разные эмоции, коррекция страха.

Ход упражнения: Под музыку выразительные движения: 3 исполнителя роли Змея Горыныча – 3 головы, сцепляются друг с другом. Они качаются, делают выпады в сторону Ивана-Царевича, никнут по очереди (срубленные), поднимаются (вырастают). Иван-царевич с видимым усилием машет мечом.

Поза и мимика победителя: плечи развёрнуты, ноги слегка расставлены, голова откинута, брови приподняты, губы тронуты улыбкой.

Оборудование: меч, плащ, игрушка-конь, игрушка – змей.

Педагог:

- Ребята, скажите, кто может победить Змея Горыныча? Какой герой? (Иван Царевич). Давайте выберем героев: Иван Царевич, трёхглавый Змей Горыныч, остальные дома и деревья.

Выбираются герои. Три ребёнка – три головы Змея Горыныча скрещивают руки. Один ребёнок изображает Иван Царевича на коне, с мечом и в плаще. Остальные поднимают руки вверх - деревья, по два ребёнка встают друг напротив друга и руки сцепляют ладошками – они домики.

Педагог:

(Под сказочную музыку выползает Игрушка-Змей Горыныч).

- В деревню прилетает Змей Горыныч и все дома и деревья сжигает огненным огнём. (Все дети герои- дома и деревья падают). Улетает Змей Горыныч к себе в логово.

- Скачет по деревне Иван Царевич, всё это видит и обида, боль и страдание переполняют его сердце и он едет сражаться со Змеем Горынычем. Он скачет на своём верном коне. В трудной битве со Змеем Горынычем он побеждает его. Рад и горд своей победой Иван-царевич.

Обсуждение.

  • Змей Горыныч, какой герой? Почему?
  • А Иван-Царевич? Почему?
  • Как он победил Змея Горыныча?

Ребята, какие мы молодцы, Змея Горыныча мы тоже победили. Какие эмоции можно вернуть на землю? Верно, радость и спокойствие.

Педагог:

- Добро воцарилось на Земле. Спокойствие. Найдите эмоции радости и спокойствия? Выходят дети по желанию и находят эмоции (см. приложение 2 ,рис.4, 5). Найдите, пожалуйста, среди картинок ту, на которой герой радуется (см. приложение 3, рис.7 - заяц из «Заюшкиной избушки»)

- Ну вот, ребята, все эмоции вернулись на свои места. Злой волшебник побеждён, и все капризы оставили ребят. Какие основные эмоции мы с вами смогли вернуть на Землю? (Удивление, грусть, испуг, радость, злость, спокойствие – приложение 2, рис 1-6). Молодцы.

VII. Работа по подгруппам (авторская разработка).

Цель: закрепление знаний об эмоциях, умение их различать.

Описание упражнения: Все дети делятся на 3 группы и каждая группа получает свои картинки из сказки. Раскладывает картинки по сюжету заданной сказки и составляет рассказ, обращая внимание на эмоции героев.

Педагог:

Ребята, а сейчас мы разделимся на три группы и соберём сказки по порядку сказки и расскажем об эмоциях героев. У каждой группы своя сказка. (Картинки из сказок «Жихарка» (см. приложение 6 рис 1, 2, 3, 4), «Царевна-Лягушка» (см. приложение 6, рис. 5, 6, 7, 8), «Морозко» (см. приложение 6. рис 9, 10, 11, 12). Нужно назвать сказку, героев и рассказать об эмоциях этих героев. Приступаем. (Под музыку). Дети собирают и каждая подгруппа рассказывает. Хорошо, молодцы.

VIII. Заключение. Прощание.

Педагог:

- А теперь садитесь на стульчики и закройте глаза. Крибле - грабле, бум! Все дети вернулись в школу. Спасибо всем-всем жителям этого чудесного сказочного царства и, конечно же, вам, ребята. Без ваших знаний вряд ли мы смогли бы помочь героям сказок. Спасибо гостям родителям и педагогам, что помогали нам. Занятие окончено. Сказочные герои не прощаются с нами. Они будут посещать нас и дальше, принося нам интересные задания. До свидания!

Литература:

  1. Алексеева Е.Е Психологические проблемы детей дошкольного возраста.- СПб.: Речь, 2006. – 224 с.
  2. Вайнер М.Э. Профилактика, диагностика и коррекция недостатков эмоционального развития дошкольников. Учебно-методическое пособие. – М.: Педагогическое общество России,2006.- 96 с.
  3. Данилина Т.А. В мире детских эмоции: пособие для практических работников ДОУ. / Данилина Т.А., Зедгенидзе В.Я., Степина Н.М. – М.: Айрис- пресс, 2007. – 160 с.
  4. Кряжева Н.Л. Мир детских эмоций. Дети 5-7 лет. Ярославль: Академия развития, 2000. -160с.
  5. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: Академия развития, 1996. -208с.
  6. Минаева В.М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры. Пособие для практических работников дошкольных учреждений. М.:АРКТИ, 2001.- 48с.
  7. Наши чувства и эмоции. Демонстрационный материал для занятий в группах д/с и индивидуально.
  8. Путешествие в мир эмоций. Игра для детей от 5 лет.
  9. Широкова Г.А. Практикум для детского психолога / Г.А. Широкова, Е.Г. Жадько. – Ростов-на-Дону: Феникс.2005 – 314 с.