Вход в Личный кабинет

Подписка

  • Цветной журнал с электронными приложениями;
  • Бумажные и электронные версии;
  • Скидки постоянным подписчикам.

Вы можете ознакомиться с номером журнала.

Оформить подписку

Урок русского языка в 3-м классе по теме "Мягкий знак (Ь) на конце имен существительных после шипяших"

Разделы: Преподавание в начальной школе


Цели:

  • знакомство с правописанием мягкого знака на конце имён существительных после шипящих;
  • выявление грамматической функции мягкого знака как показателя женского рода путём исследовательской работы учащихся;
  • развитие мышления, внимания, речи;
  • воспитание уважения к родному языку, культуры общения, умения работать индивидуально и коллективно.

Ход урока

1. Организационный этап.

- Здравствуйте, дети!

- Весёлый прозвенел звонок,

Мы начинаем наш урок.

- Садитесь. Сегодня урок русского языка проведу я. Зовут меня Ирина Викторовна.

- Итак, ребята, мы отправляемся в дорогу,

Хорошее настроение возьмём себе в подмогу.

(Приложение №1)

2. Минутка чистописания.

- Сегодня мы с вами будем исследователями, открывателями. А для этого нам предстоит перелистать книгу Знаний (слайд). Открываем первую страницу (слайд).

- Будьте внимательными, слушайте и выполняйте всё, что она вам скажет.

Тетрадь наклонно положу.
Ручку правильно держу.
За посадкою слежу.
С чистотою я дружу.
На “отлично” напишу.

- Кто внимательно слушал, тот ответит, какие согласные звуки встречаются в этом стихотворении чаще других. (Шипящие согласные звуки).

- Какие согласные называются шипящими и почему? (При их произношении воздух выходит с шипением).

- Назовите шипящие звуки. [Ч,], [Ш], [Щ,], [Ж].

- Дети, а какими буквами они обозначаются? (ЧЕ, ША, ЩА, ЖЕ).

(Открываю на доске таблицу шипящих согласных).

- Значит, какие буквы будем писать на минутке чистописания? (Будем писать буквы Ч, Ш, Щ, Ж).

- Посмотрите на доску. Я предлагаю вам вот такую цепочку. (показ).

- Пишем красиво, каллиграфически правильно, выводим каждый элемент.

Аккуратно написали
И нисколько не устали.
Наш урок мы продолжаем,
Тему дальше развиваем.

3. Постановка темы и целей урока.

- Книга Знаний приглашает нас на вторую страницу. Внимание на экран.

МЕЧ РОЖЬ ДУШ ХВОЩ
РЕЧЬ МОЩЬ НОЖ РОСКОШЬ

- Прочитайте слова. Лексическое значение каких слов вам непонятно?

(Возможные затруднения: роскошь – богатство, “великолепие”; хвощ – травянистое растение; мощь – могущество, сила.

- Давайте спросим у книги Знаний, что такое ХВОЩ и т.д.)

- Какой частью речи являются эти слова? (это имена существительные)

- Докажите, что это имена существительные.

- Чем они похожи? Что ещё общего в них? (существительные ед. числа, с шипящими на конце).

- Ребята, давайте проведём наблюдение над словами МЕЧ и РЕЧЬ.

- … произнеси слово речь. Выдели последний звук. Дай характеристику последнему звуку. (Звук – согласный, глухой, непарный, шипящий, мягкий).

- … произнеси слово меч. Выдели последний звук. Дай характеристику последнему звуку. (Звук – согласный, глухой, непарный, шипящий, мягкий).

- Верно, звук [Ч,] – всегда мягкий.

- Но тогда почему в одном слове пишется Ь, а в другом – нет?

- Затрудняетесь ответить? От чего это зависит?

- Так что вы должны узнать сегодня на уроке?

(В каких случаях пишется Ь, а в каких – нет.)

- Правильно. Мы будем говорить о правописании Ь знака на конце имён существительных после шипящих. (Открываю тему, записанную на доске).

- Чему вы должны сегодня научиться? (Мы должны научиться узнавать, различать слова, в которых после шипящего пишется Ь).

4. Изучение нового материала.

- Поэтому давайте вновь обратимся к этим словам.

- Мы с вами определили, что эти слова имена существительные, в единственном числе, они оканчиваются на шипящий звук.

- А какого рода эти имена существительные? (м.р. и ж. р.)

- Распределите имена существительные в два столбика:

  • женского рода в первый столбик,
  • мужского рода – во второй столбик.

- Кто желает работать у доски? (2 ребёнка работают у доски, выбирают карточки со словами и прикрепляют на доску. Остальные записывают слова в тетради).

- Докажите свой выбор.

- Подчеркните в написанных словах буквы, обозначающие шипящие звуки, двумя чертами, Ь – одной чертой. (Подчёркивают маркерами).

- Так обозначается эта орфограмма.

(Оценка выполненной работы.)

- Обратите внимание, у существительных какого рода после шипящего пишется Ь?

(На конце существительных женского рода после шипящих пишется Ь.

На конце существительных мужского рода после шипящих Ь не пишется.)

- Проверим, верны ли наши выводы? Откройте учебник на с.170, 171 и прочитайте правило (вслух). Значит, Ь является ещё и показателем женского рода имён существительных.

- Кто может его повторить?

- Итак, ещё раз у имён существительных …. Помогайте мне …..

- Пользуясь правилом, выполним задание.

- Прочитайте слова на доске: вещи, плащи, овощи, броши.

- К какой части речи они относятся?

- В каком числе стоят? (Существительные множественного числа).

- Образуйте от них имена существительные в единственном числе и распределите их в два столбика.

М. р. Ж. р.

- … выполнит это задание у доски с комментированием.

- В каких существительных пишется Ь?

Потрудились – отдохнём,
Нужно, без сомнения.
Дружно быстренько встаём,
Выполним движения.

5. Физминутка (звучит музыка).

- Я буду называть имена существительные мужского и женского рода с шипящими на конце. Если назову существительного женского рода, вы хлопаете ладонями над головой, если услышите существительное мужского рода, хлопаете ладонями за спиной.

Слова: ёж, дичь, печь, мышь, кирпич, тишь, борщ, ералаш, ландыш, полночь, багаж.

6. Закрепление изученного материала.

Вновь работа собирает,
Время даром не теряй,
Книга Знаний предлагает
Нам страницу “Закрепляй”.

- Сейчас мы будем работать с сигнальными карточками. Приготовьте их. Внимание на экран.

Появляются картинки: мяч, ландыш, печь, ключ, мелочь, мышь.

(Ребята, которые показали неправильную карточку, доказывают свой выбор).

- Хорошо, молодцы! Вы все справились с заданием!

Тему урока все поняли?
Ответьте с помощью нескольких слов
Из ваших карточек разных цветов.
Главное, правило вспомните!

Синяя карточка предлагает вам написать имена существительные в единственном числе. Выделить изученную орфограмму, определить род.

Врачи, товарищи, ночи, сторожа, силачи.

Красная карточка - подобрать к словам близкие по смыслу имена существительные с шипящими на конце, выделить орфограмму и указать род.

Доктор, друг, тьма, охранник, богатырь.

Зелёная карточка - образовать от данных слов имена существительные в ед.ч., выделить орфограмму и указать род.

Врачевать, товарищеский, ночной, сторожит, сильный.

- Подумайте и возьмите ту карточку, задание которой вам понравилось больше.

(Выполнение и проверка работ).

- Проверять будем одновременно. Хотя вы выполняли разные задания, ответы должны получиться одинаковые.

- Какое первое имя существительное вы написали? Поднимите руки, у кого так же. Спросим у книги Знаний.

- А как вы написали это слово? А что нам скажет книга Знаний?

(Правильные ответы: врач, товарищ, ночь, сторож, силач).

- Кто выполнил задание без ошибок? Молодцы!

7. Обобщение.

- Ребята, что нового о правописании имен существительных мужского и женского рода вы узнали на уроке?

- Итак, когда на конце существительных после шипящих пишется Ь?

8. Домашнее задание. Выставление отметок.

Кроссворд с заданием – домашняя игра,
В ней вам поможет ряд загадок,
Родственные к ключевому подберите слова –
В тетрадях будет у вас порядок.

- Дома я предлагаю вам разгадать кроссворд с заданием.

Загадки.

  1. Если хорошо заточен,
    Все легко он режет очень. (Нож).
  2. Утка в море, хвост на заборе. (Ковш).
  3. Зимой дрова ест, а летом спит. (Печь).
  4. Под полом таится, кошки боится. (Мышь).

Задание: подбери к ключевому слову однокоренные слова, составь с ним предложение.

- При выполнении домашнего задания вам большую помощь окажет правило – алгоритм. (Приложение №2)

- Сегодня на уроке самыми активными были …… Они давали правильные ответы и получают отметки “5”.

9. Рефлексия.

- В заключение мне хочется вам сказать, чтобы наука не была для вас ночью, тьмой, а свет знаний освещал вашу дорогу, давайте воспользуемся звёздами, которые лежат у вас в конвертах (они разного цвета). Поднимите соответствующую звёздочку:

  1. Если было интересно и легко на уроке, возьмите жёлтую (самую яркую).
  2. Если иногда были трудности, сомнения – розовую.
  3. Если не разобрались в теме – голубую.

(Дети показывают звёзды.)

- Посмотрите. Сколько много жёлтых звёзд.

- Я очень рада, что этот урок для вас был интересным и познавательным.

- Спасибо всем за работу! Желаю удачи!