Внеклассное мероприятие по литературе. Вечер, посвященным памяти Владимира Высоцкого

Разделы: Внеклассная работа


Звучит песня В. Высоцкого "Я не люблю".

РЕБЯТА!

Вы услышали голос Владимира Высоцкого. Голос, раздирающий душу. Кто же он - Владимир Высоцкий?

В конце пятидесятых появилось понятие "авторская песня". Оно имеет конкретный и узкий смысл: поэты, поющие свои стихи. Владимир Высоцкий придумал этот термин. Возник круг поэтов: Владимир Высоцкий, Новелла Матвеева, Юлий Ким, Юрий Визбор и др.

Авторская песня была своего рода протестом против поверхностного искусства, имитации чувств. Она противостояла развлекательной песне, для которой важны: ритм, световые эффекты. Эстрадные песни явление музыкальное, а авторская песня - прежде всего литературное.

Авторская песня несла в своем творчестве и социальные вопросы, и политические, родилась из серьезных раздумий о жизни человека, трагических и острых сюжетов, из клокотания души. Она писалась думающими людьми для думающих слушателей.

Высоцкий искал свой путь;

Но знаю я, что лживо, а что свято, -
Я понял это все-таки давно.
Мой путь один, всего один, ребята, -
Мне выбора, по счастью, не дано.

"Мой путь один..." И мы увидим сегодня линию его пути.

1 ведущий: Владимир Высоцкий ушел от нас 25 июля 1980 года. А за год до этого у него перестало биться сердце и остановилось дыхание. Медики это называют клинической смертью.

А за несколько лет до этого он умер в первый раз. И тогда врачи спасли его.

Как он поступил после того, как во второй раз побывал там? Лег на полгода в больницу, затих, перестал выкладываться на концертах и выжимать свитер в антрактах?

Ничего подобного! На следующий день он улетел в Москву, а еще через день поехал в аэропорт, встречать самолет, на котором летел спасший его врач.

2 ведущий: Самолет из-за непогоды сел не в Домодедово, а во Внуково. Он помчался туда. Врач был потрясен, когда открылась дверь в самолет, и в нее вошел Высоцкий...

Из этих крупиц характера может сложиться образ Поэта, не жалевшего себя, целиком отдававшего себя друзьям, искусству, своим песням. Людям! Он жил для них, работал для них, и они платили ему огромной любовью.

27-го должен был играть “Гамлета”. Спектакль отменили. Можно было сдать билет и получить за него деньги. Никто этого не сделал.

1 ведущий: 28-го его привезли в театр. В 4 часа утра уже выстраивалась очередь для прощания. Было много милиции, потом они совершенно потерялись в толпе. В газетах не было сообщения - иначе в Москву устремились бы многие.

Шла олимпиада, въезд в Москву был закрыт. Но Москва вся собралась здесь, на Таганке, на прилегающих к ней улицах, на крышах домов. Многие взяли с собой магнитофоны. Из разных мест слышались обрывки его песен.

Так и стоит он, российский Гамлет, "доступен всем глазам", на Ваганьковском кладбище. Поэт, певец, артист, человек в полном смысле слова.

ВЫСОЦКИЙ:

Немного прошу взамен бессмертия;
Широкий тракт, да друга, да коня.
Прошу, покорно голову склоняя;
В тот день, когда опустите меня,
Не плачьте вслед, во имя милосердия...

2 ведущий: Шок, вызванный его смертью, заставил задуматься, кем он был; актером, бардом, поэтом, композитором? Талантом или посредственностью, сильным или безвольным. Так кто же он?

1 ведущий: Владимир Семенович Высоцкий родился 25 января 1938 года в Москве.

В 1960 году закончил актерское отделение школы - студии МХАТ. Работал в Московском драматическом театре им А.С.Пушкина, Московском театре миниатюр.

А с 1964 г. по 1980 г. в Московском театре драмы и комедии на Таганке, где сыграл 20 ролей. Как актер участвовал в создании 30 художественных телевизионных фильмов, 8 радиоспектаклей. Написал более 600 поэтических произведений. В 1987 году удостоен звания лауреата Государственной премии СССР (посмертно).

ПЕСНЯ "КОРАБЛИ"

2 ведущий: Из воспоминаний В.Высоцкого

ВЫСОЦКИЙ: “Родители хотели, чтобы я стад нормальным советским инженером, и я поступил в Московский строительный институт на механический факультет. Но потом почувствовал, что мне это... словом невмоготу, и однажды залил тушью чертеж, в шестой раз переделанный и сказал своему другу, что с завтрашнего дня больше в институт не хожу”.

1 ведущий: Песни Высоцкого... Мужественные и нежные, мудрые и назидательные, чистые и лукавые, веселые и сатирические, с ярко окрашенным эмоциональным содержанием, всегда таящие второй, глубинный смысл и - часто - неожиданный финал.

Из воспоминаний В.Высоцкого.

ВЫСОЦКИЙ: “Я занимаюсь авторской песней - сам пишу тексты, мелодии, сам исполняю. Для меня авторская песня - это возможность беседовать, разговаривать с людьми на темы, которые меня волнуют и беспокоят, рассказывать им о том, что меня скребет по нервам, рвет душу и так далее,- в надежде, что их беспокоит то же самое”.

2 ведущий: Он писал их между строчками в журналах при перелете в самолетах, на съемках фильмов, в гостиницах, по ночам у себя дома. А квартиру он получил за пять лет до смерти.

Из воспоминаний В.Высоцкого.

ВЫСОЦКИЙ: Авторской песне не нужно никаких сцен, никаких рамп, никаких фонарей. Я пел в ангарах, в подводных лодках, на летном поле, в комнатах, в подвалах, на чердаках, - где угодно, это не имеет значения.

1 ведущий: А больше всего он был ненавистен эстетам за то, что пытался говорить правду. Это была правда его, Владимира Высоцкого. Поэт с неистовой силой, страстью, темпераментом, до предела натянутом нерве, стремится докричаться до каждого.

Высоцкий требует и от своих слушателей правды и искренности. А к себе он беспощаден.

ВЫСОЦКИЙ:

Я освещен, доступен всем глазам.
Чего мне ждать? Затишья или бури?
Я к микрофону встал, как к образам.
Нет-нет, сегодня точно к амбразуре.

2 ведущий: Что же это за правда? Это правда России, которую Высоцкий безумно любил во всех её проявлениях. И именно вследствие этой великой любви к России он поднимает мятеж, против всего, убивающего ее живую душу.

Он не терпел, когда унижали нас в собственной стране. Иностранным туристам можно пройти туда, куда не мог зайти обыкновенный гражданин. Для них были специальные магазины, где они все могли купить, для них были билеты, которые простым смертным недостать,

I УЧЕНИК:

А люди все роптали и роптали.
А люди справедливости хотят!
“Мы в очереди первыми стояли,
- А те, кто сзади нас, уже едят!”
Им объяснили, чтобы не ругаться:
"Мы просим вас, уйдите, дорогие!
Те, кто едят, ведь это иностранцы,
А вы, прошу прощенья, кто такие?"

1 ведущий: Он кричал о проблемах, о которых не принято говорить вслух. О наркомании тогда не говорили, официально считалось, что у нас ее в стране нет.

2 УЧЕНИК:

Не писать мне повестей, романов.
Не читать фантастику в углу, -
Я лежу в палате наркоманов,
Чувствую - сан сяду на иглу.
Кто-то раны лечил боевые,
Кто-то так, обеспечил тылы.
Эй, вы парни, мои мировые.
Поскорее слезайте с иглы!

2 ведущий: Ему было больно за свою страну, за безропотных своих сограждан. И он кричал за нас всех, выплескивая боль своей души.

ВЫСОЦКИЙ:

Я до рвоты за вас хлопочу!
Может, кто-то когда-то поставит свечу.
Мне за голый мой нерв, на котором кричу,
И веселый манер, на котором шучу...

Из воспоминаний в. Высоцкого

ВЫСОЦКИЙ: “Если на две чаши весов бросить мою работу: на одну - театр, кино, телевидение, мои выступления, а на другую - только работу над песнями, то, я вас уверяю, песня перевесит! Несмотря на кажущуюся простоту этих вещей, песни требуют колоссальной отделки и шлифовки...

Гитара у меня появилась не сразу. Сначала я играл на роялях, потом на аккордеоне. Вообще, я песни пишу, сколько себя помню. В театральном училище я писал громадные "капустники", на полтора-два часа. На втором курсе у меня был "капустник" 11-12 пародий на все виды искусств.

Мне казалось, что я пишу для очень маленького круга - человек пять-шесть своих близких друзей и так оно и будет всю жизнь. Это были люди веселые, достойные, компания была прекрасная”.

1 ведущий: Высоцкому предложили работать в театре на Таганке, и он участвовал во многих спектаклях еще и как автор текстов и музыки. Разные люди бывали в театре на Таганке, и они всерьез отнеслись к его стихам.

Обратите внимание: неизменно открытый навстречу людям, доброжелательный к аудитории, Высоцкий на своих концертах все же не очень охотно исполняет те песни, названия которых выкрикивались из зала и упоминались в записках.

2 ведущий: Он стремился, чтобы программа концерта дала представление о разных гранях его творчества, чтобы совокупность двух-трех десятков песен передала то мироощущение и миропонимание, которое выражено в сотнях созданных им текстов. Каждый концерт был своеобразной книгой, авторским "Избранным". Роман в песнях, который мы продолжаем читать и осмысливать сегодня.

ПЕСНЯ "За меня невеста отрыдает честно"

1 ведущий: Все песни как живые картинки, и каждая со своим внутренним светом. А из них выстраивается общая картина жизни. Высоцкий открывает нам огромный мир, посвящает нас в тайны разных профессий, помогает почувствовать то, что мы испытывали, может быть, никогда не испытаем. Его песни зовут к подвигам, делают людей мужественными, делают людей лучше.

То, чему он сопереживал, он смог передать. Он войну сделал понятной даже для циников, так что у них слезы выступали на глазах.

2 ведущий: Люди воевавшие были уверены, что он их боевой товарищ. Такая правда, такая ободранная до крови правда лезла из его военных песен. А ему, когда началась война, исполнилось три года.

ПЕСНЯ "На братских могилах"

1 ведущий: В его военных песнях мы сталкиваемся с новым конфликтом, с новыми характерами, с разными родами войск. Он писал так, будто сам участвовал в том, о чем писал. Он жил жизнью подводника, который молил: "Спасите наши души!".

Песня “Спасите наши души!”

2 ведущий: Нам кажется, что он действительно пережил Ленинградскую блокаду.

ВЫСОЦКИЙ:

Я вырос в ленинградскую блокаду,
Но я тогда не пил и не гулял.
Я видел, как горят огнем Бабаевские склады,
И люди в очередях за хлебушком стоят.

1 ведущий: Высоцкий написал много прекрасных песен о спорте и спортсменах. Недаром он на концертах говорил, что собирается довести количество песен до 49 - как в "Спортлото". Высказаться обо всех видах спорта. Он любил спорт, среди его друзей было много спортсменов. Им нравились его песни, они помогали им в трудных спортивных встречах, помогали не раз пережить горечь поражения, не позволили отчаяться, придавали им сил и воли к победе.

Альпинисты считали его своим. Верили, что он опытный восходитель. А он увидел горы впервые за два месяца до того, как написал ставшие такими популярными песня о горах. Слушатели думали, что он рисковал жизнью, терял в горах лучших друзей.

ПЕСНЯ "ВЕРШИНА"

2 ведущий: Поразительно, как много он успевал. Жизнь его была очень насыщена: репетиции, съемки, трудные роли, в которых он никогда не щадил себя, изматывающие до предела. Он страшно спешил. Будто предчувствовал свою короткую жизнь, он непрерывно сочинял, успев нависать что-то около шестисот песен.

РЕЖИССЕР Станислав Говорухин вспоминает.

ГОВОРУХИН: “Сначала я услышал запись. Кто он? Откуда? Судя по песням - воевал, много видел, прожил трудную жизнь. Могучий голос, могучий темперамент. Представлялся большим, сильным, пожившим.

И вот первое знакомство. Мимолетное разочарование. Стройный, спортивный московский мальчик. Неужели это тот, тот самый.

Какое необыкновенное счастье было дружить с ним! Уметь дружить - тоже талант. Высоцкий, от природы наделенный многими талантами, обладал еще и умением дружить. Мне повезло, как немногим. Счастливая звезда свела меня с ним на первой же картине.

Лучшая его роль - Гамлет. Жеглова он "сыграл", а Гамлета "прожил". Для меня Гамлет - это и есть сам Высоцкий. Для него всегда существовал вопрос: быть или не быть? Как жить?”

1 ведущий: После премьеры таганковского "Гамлета" Высоцкого стали называть московским Гамлетом. Подобно шекспировскому герою, он первый заявил о том, что "прогнило что-то в Датском королевстве".

"Вертикаль" была первой картиной, в которой песни Высоцкого прозвучали на всю страну в его собственном исполнении. Перед съемками они тренировались, да так, что совершили восхождение на пик Кавказ и некоторым, в том числе Высоцкому был вручен значок "Альпинист СССР.

3 УЧЕНИК Леонид Елисеев - бывший альпинист, тренер - вспоминает, как Высоцкий буквально на его глазах написал песню. Он рассказал Высоцкому такую историю;

Елисеев шел руководителем группы из шести человек. Во время восхождения он вдруг услышал душераздирающий крик и увидел, что верхняя часть скалы, на которой держалась вся страховка - отходит.

Кричащий потерял голову от происходящего, хотя стоял рядом и мог сбросить веревки от отходящей скалы. Елисеева охватил гнев, досада: так нелепо, без драки, без ожесточенной борьбы погибнуть.

4 УЧЕНИК Их сорвало, вырвало ледовые крючья и выбрасывало как катапультой, перед шестым человеком веревка оборвалась, и он остался на скале. Все закончилось благополучно: раненые и побитые они дождались спасателей. Этот случай, особенно то, что люди сильные с виду и так по - разному себя ведут, очень поразил Высоцкого. Он утром спел Елисееву только что сочиненную песню.

"ПЕСНЯ О ДРУГЕ" - исполняют все учащиеся

2 ведущий: В жизни трагическое и смешное - рядом.

У Высоцкого юмор присутствует даже в стихах высокого героического накала, что уж говорить об остальных стихах и песнях - там просто золотые россыпи юмора. Высоцкий и в жизни, особенно в кругу близких людей, был чрезвычайно смешливым человеком и остроумным рассказчиком.

И еще одна из страниц его жизни, которую можно назвать "Страна любви"

ВЫСОЦКИЙ:

Я поля влюбленным постелю,-
Пусть поют во сне и наяву,
Я дышу, и значит - я люблю!
Я люблю, и значит - я живу!

1 ведущий: Марина вошла в его жизнь в 1961 году.

Русская, но говорит с акцентом... Отец ее, авиатор Владимир Поляков, уехал во Францию получать самолеты для русской армии. Началась война с Германией. Он воевал против немцев на стороне Франции.

Революция, гражданская война, противоречивые слухи о России. Привык к чужой стране, родились дочери. Для них Париж - родина.

2 ведущий: На родину родителей Марина Владимировна - отсюда на французский манер Марина Влади - попала во время первого Московского кинофестиваля.

В тот период в 1967 году, корреспондент "Юманите" Макс Леон сказал ей; "В Москве сегодня один театр - "На Таганке", и в нем - Высоцкий. В тот вечер Марина смотрела "Пугачева". После спектакля Володя пел ей.

Воспоминания МАРИНЫ ВЛАДИ.

Марина Влади: “Я приехала в Москву на фестиваль, и меня пригласили посмотреть репетицию" Пугачева", пообещав, что увижу одного из самых удивительных исполнителей - некого В.Высоцкого. Как и весь зал я была потрясена силой, отчаянием, необыкновенным голосом актера. Он играет так, что остальные действующие лица постепенно растворяются в тени. Все, кто был в зале, аплодируют стоя”.

1 ведущий: Она сидела с друзьями и видела, что к ним направился невысокий, плохо одетый молодой человек. Только светло-серые глаза на миг привлекают ее внимание. Он подходит, берет ее руку, молча целует, садится напротив и больше не сводит с нее глаз. Все уходят. Он берет гитару и поет.

Из книги марины влади: “Меня поражает твой голос, твоя сила, твой крик. И еще то, что ты сидишь у моих ног и поешь для меня одной. Постепенно я начинаю постигать смысл, горький юмор и глубину твоих песен. Ты объясняешь мне, что театр - твое ремесло, а поэзия - твоя страсть. И тут же, без всякого перехода говоришь, что давно любишь меня”.

2 ведущий: Говорухин однажды спросил у нее: "Скажи, что он тебе говорил в первый вечер? "

Марина засмеялась: “Ты что, не знаешь своего друга? Он же такой наглец был. Сразу сказал: " Будешь моей женой!" Я только посмеялась тогда.

Из книги Марины Влади. “Нам обоим нет и тридцати, я разведена, ты разводишься, впереди - целая жизнь. Я осторожно замечаю: “Все это хорошо, но я то в тебя не влюблена" “Неважно, - говоришь ты, - я сумею тебе понравиться, вот увидишь”.

Два раза она покупает туристическую путевку, платит за гостиницу, в которой не живет, за еду, которую не ест, чтобы приехать и провести с ним несколько дней. Разрешение на брак им не давали, визу выехать и оформить брак за границей не давали ему”.

1 ведущий: За многие годы она попала во всевозможные категории: туристка, гость по приглашению, временно проживающая, не проживающая супруга, супруга с незакрепленным местом жительства, потом - с закрепленным. Единственный статус, от которого она отказалась – это "супруга, с постоянной пропиской". В этом случае ей самой пришлось бы ждать соизволения властей, чтобы поехать во Францию, на что ни он, ни она не могли согласиться.

Она не раз его спасала. Неустроенность в жизни привела к тому, что он стал сильно пить. Она находила его в разных частях города и страны. Она выливала всю выпивку, не пускала друзей, пока он не приходил в себя. Иногда не хватало сил и она, хлопнув дверью, уходила. Но, простив, возвращалась вновь.

2 ведущий: Им разрешают пожениться. И они, устав от ожидания, упрашивают расписать их не большом зале с цветами, а в маленьком кабинете, без свадебного марша. Считали, что какая тут торжественность: у каждого третий брак, и пятеро детей на двоих. Но он преподнес ей сюрприз: настоящее свадебное путешествие на борту теплохода "Грузия"

ПЕСНЯ "ДОМ ХРУСТАЛЬНЫЙ"

1 ведущий: Из воспоминаний Станислава Говорухина.

Говорухин: “Так хотел сниматься в "Место встречи", можно сказать, был зачинателем идеи - сделать фильм по роману Вайнеров, так волновался - утвердят, не утвердят на роль Жеглова, и вдруг...

10 мая 1978 года - первый день съемок и день рождения Марины Влади. Мы в Одессе, на даче нашего друга”.

СЦЕНКА: Говорухин, Марина Влади, Высоцкий.

Марина уводит Говорухина и просит: Отпусти Володю, снимай другого артиста.

Володя: Пойми, мне так мало осталось, я не могу тратить год жизни на эту роль.

Говорухин: Как много бы мы потеряли, зрители, если бы я сдался в тот вечер!

2 ведущий: Несмотря на то, что жизнь с Высоцким Марине не казалась раем, она считала, что была с ним счастлива. Они прожили вместе 12 последних его лет.

На его могиле ей хотелось поставить памятник, похожий на кусок звезды, напоминающий блестящую и такую недолгую жизнь Владимира Высоцкого. Но его родители это отвергли.

Воспоминания Марины Влади.

Марина: “Астрономы Крымской обсерватории назвали вновь открытую планету между орбитами Марса и Юпитера именем Высоцкого. Она значится под номером 2374 в Международном каталоге планет. Часто я смотрю на звезды и улыбаюсь от мысли, что среди этого множества планет в огромной галактике блуждает маленькая светящаяся точка, и это вечно живое небесное тело связано с именем моего мужа”.

1 ведущий: Эта встреча должна была произойти, и она произошла. Любовь, вспыхнувшая не сразу, но крепнувшая день ото дня, длившаяся много лет духовная связь двух бесконечно талантливых людей.

5 УЧЕНИК Стихотворение "Мне каждый вечер зажигают свечи".

2 ведущий: Марина пыталась замедлить его бешеный ритм. Отчасти ей это удалось. Во всяком случае, она продлила ему жизнь. За два дня до смерти он написал в открытке, которую не успел послать: "Я жив 12 лет тобой".

Песня "Я жив 12 лет тобой".

1 ведущий: Какую бы позицию мы не занимали в отношении творчества Владимира Высоцкого, одно останется вне споров - не было на нашей памяти другого художника, чье поэтическое слово так мощно проросло бы и так глубоко, основательно укрепилось в народной жизни.

И объяснить это можно самыми простыми словами: он не умел лгать и не мог молчать, У него можно найти строки, сильные и слабые, но у него нет строк фальшивых. У него нет лживых идей, нет двусмысленности, нет уверток.

2 ведущий: Этот художник оставил своим современникам и потомкам своеобразную летопись времени, запечатленную в человеческом голосе, через него и благодаря ему высказывались, выразили себя многие из тех, кто был безгласен.

1 ведущий: Он умер рано. Впрочем, как посмотреть.

Он жил в таком темпе, так полно проживал отпущенное ему время, оставил таков заметный след в театре, так ярко вспыхивал на экране и, главное, оставил столько стихов, которые навсегда останутся в строю, - нет, такую жизнь нельзя считать очень короткой.

Песня "Я вернусь"

Использованы песни В. Высоцкого "Я не люблю", "За меня невеста отрыдает честно", "На братских могилах", "Спасите наши души", "Песня о друге", "Корабли", "Дом хрустальный", "Я жив тобой 12 лет", "Я вернусь."

Литература:

  1. В. Высоцкий “Четыре четверти пути”; сост. Крылов, Андреев; изд. “Физкультура и спорт”, Москва, 1988 г.
  2. В. Высоцкий “Поэзия и проза”; сост. Крылов, Новиков; изд. “Книжная палата”, Москва, 1989 г.
  3. В. Высоцкий “Стихи и проза”, сост. Поляковский, изд. “Туркменистан”, 1988 г.
  4. М. Влади “ВЛАДИМИР, или Прерванный полет”, изд. “Прогресс”, Москва, 1989 г.