Вход в Личный кабинет

Пособия для подготовки школьников к сочинению

«Виды сочинений по литературе. 10-11 классы». Методическое пособие для учителя.

«Виды сочинений по литературе. 10-11 классы». Методическое пособие для учителя.

75 руб.

«Сочинение? Легко! 10-11 классы». Пособие для учащихся общеобразовательных организаций

«Сочинение? Легко! 10-11 классы». Пособие для учащихся общеобразовательных организаций

50 руб.

«Подготовка и проведение итогового сочинения по литературе». Методические рекомендации для образовательных организаций

«Подготовка и проведение итогового сочинения по литературе». Методические рекомендации для образовательных организаций

Бесплатно


Уже в продаже в электронном виде в Личном кабинете!

Правописание проверяемых согласных букв в корне слова

Разделы: Преподавание в начальной школе


Цели урока:

  • развивать умение правильно писать слова с парной согласной на конце слова и в середине слова, определять, каким правилом регулируется это написание и применять это правило;
  • развивать каллиграфические навыки, орфографическую зоркость;
  • прививать интерес к языку.

Ход урока

I. Организационный момент.

  • Эмоциональный настрой

- Давайте подарим друг другу улыбки.

  • Проверка посадки и рабочих мест детей

Учитель: Руки?

Дети: На месте!

- Ноги?

- На месте!

- Локти?

- У края!

- Спина?

- Прямая!

  • Проверка рабочих мест

II. Минутка чистописания.

(На развитие творческого воображения.)

О о О

- На что это похоже?

- Что можно получить, если соединить между собой эти овалы? (Бусы)

- Как это сделать?

Грамматическая задача.

- Что здесь написано?

Чеснок – снок + мода + н =? (чемодан)

Д+ель+филин – ли=? (дельфин)

- Запишите однокоренные слова, обозначьте орфограммы.

III. Формирование темы и цели урока.

Сколько правил
Правил сколько!
С непривычки бросит в дрожь
Будь внимательным и только
Будь старательным и только
Всё запомнишь, всё поймёшь.

На доске слова: коляска-повязка, гриб-хрип, подружка-ватрушка, жираф-бурав, круг-крюк, молотки-городки, лимон-бульон.

- Причитайте слова, какая орфограмма есть в большинстве слов? Есть ли среди них лишние слова? (Последняя пара.)

Выпишите пары согласных по глухости-звонкости. В какой части слова они находятся? (В корне.) Нарисуй над буквами знак корня. Сформулируй тему урока.

Образец записи: з-с, б-п, ж-ш, в-ф, г-к, д-т

Чтоб меньше было случаев неясных
И чтоб ответов не было плохих,
Прислушайтесь к звучанию согласных,
Чтобы не путать звонких и глухих.
Глухие звуки – это непоседы,
Они спокойно не желают жить,
Они стремятся звонкого соседа
Во что бы то ни стало заглушить.

IV. Работа над темой урока.

1. Наблюдение над произношением и написанием согласных в корнях с чередованием.

- Какой звук обозначает каждая выделенная буква? В какой части слова находится этот звук?

снежки – снег
друг – подружка
сказка – рассказ
луг - лужки

- Что происходит с парным звонким согласным звуком на конце слова и в середине слова перед глухим согласным? А с парным глухим перед звонким? Как проверить согласную на конце слова? Можно ли, пользуясь этим правилом, проверить написание согласных букв в остальных словах?

Образец записи:

друг – нет друга
снежки - снежок

Вывод: согласные в корне слова можно проверять одним и тем же правилом.

Физминутка

Руки подняли и покачали -
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули -
Ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно помашем -
Это к нам птицы летят.
Как они тихо садятся, покажем -
Крылья сложили назад.

2. Упражнение в выборе правильного написания.

- Напишите сначала все слова, которые могут быть проверочными, а потом с их помощью решите орфографические задачи и припишите проверяемые слова.

…- гря.ка … - сугро. … - ча.ка
…- сосе.ка … - хле. … - ло.ка
…- поса.ка … - сно. … - кру.ка

- Объясняйте выбор букв.

- Понаблюдайте: были ли среди проверочных слов “родственники” проверяемых? Назовите их. А были изменения проверяемых слов? Приведите примеры.

3. Работа над правилом.

- Как вы действовали, чтобы обосновать выбор согласных букв? Сравните с выводом на странице учебника.

- Итак, существует 2 способа подбора проверочных слов: можно изменить само это слово, и можно подобрать к данному слову однокоренное.

Пальчиковая гимнастика.

Цифровой диктант.

- Будьте внимательны: я называю 2 слова: с орфограммой и проверочное слово. Вам надо определить способ проверки и написать в тетради цифру “1” или “2”.

Пышка-пышечка, зуб-зубы, холод-холода, лодка-лодочка, сливки-сливочный, весна-весны.

V. Первичное закрепление.

1. Работа по учебнику.

Пользуясь памяткой “Как искать проверочные слова для корня”, определи, какие буквы нужно писать на месте пропусков.

2. Самостоятельная работа

- Напишите по 1 слову с парным согласным на конце или в середине слова и выполните проверку.

На доске:

б т
к в
з ж

Корневые семейства слов. Подбор однокоренных слов. Соревнование по рядам.

(На доске изображение гнезд)

VI. Итог урока.

- Послушайте правило в стихах:

Парные согласные – самые опасные!
В корне ты их проверяй –
Рядом гласный подставляй

- Когда буквы, которые обозначают парные согласные звуки, являются орфограммами?

Как надо проверять их написание?

VII. Домашнее задание.

Подобрать и записать 8-10 слов с орфограммами – проверяемыми согласными в корне на тему “В саду” или “На даче”. Составить и записать небольшой текст (5-7 предложений) с этими словами.