Вход в Личный кабинет

Подписка

  • Цветной журнал с электронными приложениями;
  • Бумажные и электронные версии;
  • Скидки постоянным подписчикам.

Вы можете ознакомиться с номером журнала.

Оформить подписку

Урок внеклассного чтения в 8-м классе "Песни русского народа"

Разделы: Преподавание литературы


Цели:

  • закрепить знания о народных песнях, их жанрах и художественных особенностях;
  • показать значимость народных песен в нашей жизни и в жизни наших предков;
  • вызвать интерес у школьников к русскому песенному фольклору;
  • развивать у учащихся умение работать в группах при подготовке к уроку и на уроке.

Урок проводится в форме игры КВН после изучения темы “Народные песни”. На первом уроке по теме класс делится на 3 группы и получает задание к уроку внеклассного чтения:

1. Найдите литературные источники народных (наиболее популярных) песен, пользуясь сборниками:

Песни русских поэтов: в 2 т./ Сост. В.Е. Гусев. – Л.,1988

Песни русских поэтов (конец XVIII – начало ХХ в.) / Сост. А. Бихтер. – Л., 1973

Русские песни и романсы. / Сост. В. Гусев. – М., “Художественная литература”, 1989.

2. Подготовьте рассказ о каком-либо обряде с обязательным исполнением обрядовой песни.

3. Найдите (сочините) и выучите наизусть частушки для конкурса.

Ход урока

Оформление: иллюстрации с изображением народных праздников, гуляний, сцен из народной жизни; плакаты с высказываниями о русских народных песнях.

Эпиграф к уроку:

Моя радость, жизнь моя! Песни! Как я вас люблю! Что все черствые летописи … перед этими звонкими, живыми летописями!

Н.В. Гоголь.

1. Теоретическая разминка.

Каждая команда вытягивает карточку с вопросом (трижды). Вопрос зачитывается вслух, после чего дается 30 секунд на обсуждение. Первой отвечает команда, вытянувшая вопрос, затем выслушиваются дополнения других команд.

  1. что такое народная песня?
  2. назовите характерные приметы народной песни;
  3. можно ли определить возраст народной песни?
  4. назовите жанры народных песен (приведите примеры);
  5. кто мог быть героем лирической народной песни?
  6. кто мог стать героем исторических песен?
  7. что общего у исторической песни и былины?
  8. чем историческая песня отличается от былины?
  9. что отличает народную песню от авторской?

2. От стихов поэтов – к песне.

Слово учителя: В народе живут не только собственно народные лирические песни, но и песенные переработки стихотворений поэтов. Такое стихотворение, начиная жить жизнью народной песни, становится час