Урок-игра "Путешествие в страну Информатика"

Разделы: Информатика, Начальная школа


Цели урока:

  • проверка уровня усвоения материала по теме “Основные устройства компьютера”;
  • освоение клавиатуры – важнейшего устройства ввода информации в память компьютера.

Задачи урока:

Образовательные:

  • систематизация и расширение знаний учащихся об устройствах компьютера и их назначении;
  • активизация и закрепление знаний учащихся по теме “Группы клавиш и их назначение”.

Развивающие:

  • развитие логического мышления учащихся – умений выделять главное, существенное, обобщать имеющуюся информацию;
  • развитие у школьников навыков самостоятельной работы;
  • развитие воображения;
  • развитие у школьников теоретического, творческого мышления;
  • формирование операционного мышления, направленного на выбор оптимальных решений.

Воспитательные:

  • формирование у учащихся познавательной потребности, интереса к предмету;
  • повышение грамотности устной речи учащихся;
  • формирование чувства здорового соперничества;
  • воспитание стремления к преодолению возможных негативных последствий для здоровья при работе на компьютере за счёт соблюдения техники безопасности.

Тип урока: урок совершенствования и контроля знаний.

Метод обучения: игровой с элементами частично-поискового.

Формы учебной работы:

  • фронтальная работа;
  • командная работа;
  • индивидуальная работа.

Оборудование и ПО:

  • 11 компьютеров, объединённых в локальную компьютерную сеть;
  • операционная система Windows XP;
  • программа Microsoft Power Point для создания презентаций ;
  • проектор;
  • экран;
  • пакет программ “Роботландия”.

Ход урока

1. Организационный момент

Учитель.

Здравствуйте, уважаемые гости! Здравствуйте, ребята. Я очень рада видеть вас. И я надеюсь, что мы с вами сможем порадовать наших гостей активной работой и глубокими знаниями.

Посмотрим друг другу в глаза, улыбнемся, пожелаем удачи и начнем наш урок.

Сегодня наш урок не совсем обычный. Мы с вами отправляемся в увлекательное путешествие в страну Информатика. Путешествовать будут две команды каждая на своем корабле. Ребята, в пути нас ожидает много открытий и приключений.

Из центра управления наблюдать за нашей работой будет компьютерный магистр…(представить магистра, который является членом жюри)

Каждая команда придумала себе название и выбрала капитана. Познакомимся c капитанами и их командами. (Капитан – …. , название команды – …. После того как команды представлены на каждый стол поставить табличку с названием команды. )

Учитель.

Команды готовы к путешествию?

Учащиеся

Готовы

2. Конкурс “Разгадай кроссворд” (Приложение 1)

Учитель

Успех любого путешествия зависит от подготовки каждого члена команды. Проверить готовность к путешествию поможет ЗАДАНИЕ № 1.

Цель задания

  • повторить составные части компьютера, разгадать кроссворд,
  • развивать логического мышления учащихся – умений выделить главное, обобщать имеющуюся информацию,
  • развитие у школьников навыков самостоятельной работы.

Каждой команде дается сетка кроссворда. Перед каждым учеником лежит листок с номером вопроса. Каждый член команды самостоятельно выполняет свое задание, но если у него возникнут трудности, то он может обратиться за помощью к своей команде. Прежде чем каждый из вас приступит к выполнению задания, мне бы хотелось вам пожелать:

  • Приучайтесь думать точно.
  • Все исследуйте сполна.
  • Для ответа на вопросы буква вам одна дана.
  • Вы устройство напишите, и кроссворд скорей решите.

После того, как последний член команды выполнит задание, его надо проверить. Учитель просит капитанов команд обменяться листочками с заполненной сеткой кроссворда. Через проектор на доску сетка кроссворда с записанными в нее ответами. Ученики сравнивают ответы. Учитель знакомит учеников с критерием оценки.

Критерий оценки

5 баллов – все задания выполнены аккуратно и правильно;

4 балла – есть одна ошибка или исправления;

3 балла – ошибок и исправлений больше одной.

Учитель

Внимательно посмотрите на выполненное командой задание и поставьте количество баллов, согласно критерию.

Учитель просит вернуть листы-задания командам.

Листы с выставленными оценками передаются магистру.

3. Конкурс “Шифровальщики” (Приложение 2)

Для управления кораблем командам необходимо устройство, название которого зашифровано. Вы узнаете это устройство, если выполните ЗАДАНИЕ № 2.

Задание 2. Шифровальщики

Учитель вручает пакет с заданием капитану каждой команды.

Цель задания

  • повторить важнейшее устройство ввода информации в память компьютера.
  • развитие у школьников теоретического, творческого мышления;
  • формирование операционного мышления, направленного на выбор оптимальных решений.
  • развитие у школьников навыков самостоятельной работы.

Учитель

Внимание на экран. Проверим правильность выполнения задания. За правильный ответ команды получают по 3 балла. (На экране появляется рисунок клавиатуры).

Листы с выполненными заданиями передаются магистру.

4. Задание 3. Конкурс “Знайка”

А сейчас самое время устроит конкурс для капитанов.

Что вы можете рассказать про это устройство. Составьте связный рассказ.

Цель задания

  • повышение грамотности устной речи учащихся;
  • формирование чувства здорового соперничества;

Каждый капитан говорит по одному предложению. Члены команд внимательно слушают, дополняют, помогают.

Учитель обращается к членам команд: “Если ваши капитаны будут затруднять, то помогите им, пожалуйста”.

Магистр внимательно слушает и оценивает устную речь учащихся (3 балла)

Задание 4. Конкурс “Передача информации” (Приложение 3)

Цель задания

  • повторить назначение клавиш клавиатуры.
  • формирование чувства здорового соперничества;
  • развивать внимание.

Учитель

Клавиатура – важнейшее устройство компьютера. Без знания клавиш работать на компьютере нельзя. Сейчас мы проверим, как вы усвоили назначение управляющих клавиш клавиатуры. Перед вами на столах лежат карточки с названиями клавиш клавиатуры. Я буду задавать вопросы двум командам, а вы будете поднимать карточку с названием нужной клавиши. Побеждает та команда, которая быстрее будет поднимать карточки с правильными ответами.

5. Физкультминутка (учитель показывает, ученики выполняют)

Учитель

Не успели мы отправиться в путешествие, как возникла опасная ситуация: неполадка в системах связи кораблей. Обмен информацией возможен только с помощью мимики и жестов.

Изобразите жестами:

  1. Компьютер завис.
  2. Компьютер работает в спящим режиме.
  3. На экране монитора включилась заставка.

6. Задание 5. Конкурс “Атака вирусов” (Приложение 4)

Цель задания

  • активизация и закрепление знаний учащихся по теме “Группы клавиш и их назначение”;

Учитель

Не успели исправить одну поломку, как тут же возникла новая опасная ситуация. Корабли подверглись атаке вирусов. Испорчена информация. Чтобы не сбиться с курса, необходимо срочно восстановить потерянную информацию. На исправление информации отводится 10 минут.

Работа за компьютером в среде Правилка.

Каждому члену команды выдается маршрутный лист. По мере выполнения задания каждый ученик заполняет его самостоятельно, выставляя баллы, согласно указанного критерия.

Маршрутный лист

Команда________________________________________

Фамилия ученика________________________________

Ошибка Звание
Неверный символ  
Лишний символ  
Пропущенный символ  
Смесь  
Суперсмесь  

Критерий оценки

Профессор 5 баллов
Студент 4 балла
Мудрый Кролик 3 балла
Торопыжка 2 балла

7. Задание 6. Конкурс “Закончи стихотворение” (Приложение 5)

Цель задания – закрепить составные части компьютера

Несмотря на все приключения команды благополучно добрались до страны Информатика. Их весело приветствовали ее жители. А кто это? Об этом вы узнаете, если выполните следующее задание.

Команды по очереди читают стихи, которые должны отгадать их соперники. За правильный ответ команда получает один балл.

8. Подведение итогов (Приложение 6)

Вот и закончилось наше путешествие. Вы меня очень порадовали знанием компонентов компьютера, умением исправлять допущенные ошибки, применяя нужные правила, дружной групповой работой и хорошим соперничеством.

Я попрошу компьютерного магистра озвучить результаты работы команд.

Ребята, вы услышали оценки своей работы. А теперь сами оцените свою работу на уроке, используя смайлики.

Смайлики (от англ. smile – “улыбаться”). Смайлик – это картинка, составленная из букв и специальных знаков, которая выражает какое-то чувство или настроение. Смайлики вы можете употреблять и в записках, которые пишите своим друзьям. Большинство из смайликов – это изображение глаз или маленьких рожиц. Чтобы рассмотреть эти рожицы, нужно повернуть голову набок.

(На экране показывается слайд со смайликами.)

Если вы считает, что хорошо поработали, справились со всеми заданиями, то нарисуйте улыбающийся смайлик. Если поработали недостаточно хорошо и считаете, что вам еще нужно поработать над этой темой, то нарисуйте наполовину веселый смайлик. Если считаете, что могли поработать лучше, нарисуйте грустный смайлик.

Спасибо за работу. До свидания.

Презентация (Приложение 7)