Урок внеклассного чтения в 8-м классе по юмористическим рассказам А.Вампилова "Если не можете быть счастливыми, так будьте же хотя веселы, друзья!"

Разделы: Литература


 Цель:

  • Познакомить учащихся с личностью А.Вампилова и избранными страницами биографии писателя на основе выступлений учащихся, анализа цитатного материала и рассказов.
  • Познакомить учащихся с юмористическими рассказами Вампилова на основе презентаций рассказов, подготовленных творческими группами учащихся.
  • На основе заполнения таблицы и эвристической беседы выявить наиболее часто используемые автором приемы создания комического.
  • Через деятельность на уроке способствовать развитию у ребят креативных способностей, потребности определять смысл своей деятельности.

Оформление:

  • Портрет писателя
  • Выставка произведений А.Вампилова
  • Цитаты из записных книжек писателя
  • Иллюстрации к рассказам А.Вампилова

Ход урока

  1. Орг. момент.

Начальная рефлексия:

- Используя цветные карандаши или фломастеры, нарисуйте на полях тетради схематическую фигурку, передающую ваше настроение. Поясните выбор цвета, выбор фигуры.

  1. Вступительное слово учителя

- Наш сегодняшний урок мне хотелось бы начать со стихотворения, посвященного памяти нашего земляка, замечательного иркутского писателя А.Вампилова:

“Переезжайте в Ленинград…”
Он разорвал письмо устало:
“Я Ленинград увидеть рад.
Но все ж останусь у Байкала”
“Перебирайтесь к нам в Москву”,-
Ему поклонница писала.
“Москву во сне и наяву
Я вижу, право, у Байкала”.
Шумел, горел он –
Сердцем смел.
Спешил, писал – все мало, мало!..
И, как он сам того хотел,
Навек остался у Байкала.

- А что вам известно о нашем знаменитом земляке, какие факты его биографии особенно вам интересны?

Выступления учащихся

  1. Определение темы, выбор формы урока. Целеполагание.

- На протяжении всей своей недолгой жизни Александр Вампилов вел записные книжки, которые по праву можно назвать сборником вампиловских перлов. Благодаря ним перед нами раскрывается творческая лаборатория писателя. Многие пронизанные иронией фразы и реплики, остроумные диалоги, озорные парадоксы, искрометные афоризмы со страничек записных книжек “перекочуют” в произведения писателя. На доске перед вами – цитаты из записных книжек. Какие эмоции вызывают они у читателя? Каким вы представляете автора этих строк?

- Действительно, все, кто знал Вампилова близко, подтвердят: он был человеком веселого, общительного нрава. Его невозможно было представить в компании без шутки, без театральной байки, без легкого, усмешливого лицедейства. Своим близким он советовал : “Если не можете быть счастливыми, так будьте же хоть веселы , друзья”

Работа с цитатным материалом

- А в какие произведения писателя вошли эти строчки?

  • …и Ромео с Джульеттой на танцах познакомились. (“Девичья память”)
  • Будем называть друг друга на “ты”, тем более .., что мы друг друга не уважаем. (“Коммунальная услуга”)
  • ….ушел создавать художественные ценности. (“Сумочка к ребру”)
  • Самые искренние ее мысли - это мысли, которые она высказывает нечаянно. (“Ревность”)

Работа с иллюстративным материалом

- А к каким произведениям, по - вашему, сделаны иллюстрации? (“Стечение обстоятельств” ,“Девичья память” ,“Глупости” ,“Свидание” ).

Какие это рассказы? Почему мы их можем назвать юмористическими?

- Сформулируем вместе тему урока (запись темы в тетрадь)

- Какие цели вы ставите перед собой сегодня на уроке? (познакомиться с юмористическими рассказами Вампилова, определить, при помощи каких приемов автор добивается комического эффекта и т.д.)

- А каким образом мы будем реализовывать поставленные цели? (повторим необходимые сведения из теории литературы, познакомимся с рассказами, проанализируем их)

  1. Игра “Кто больше?”

- Запишите в тетради все известные вам приемы создания комического.

- Кто больше?

Учащиеся называют прием и поясняют его, делают необходимые дополнения в свои записи. Оценка выставляется последнему.

Приемы создания комического:

  • Говорящие фамилии
  • Гиперболизация
  • Литота
  • Фантастика
  • Контраст и т.д
  1. Презентация рассказов А.Вампилова

- Первый рассказ Вампилова “Стечение обстоятельств” был опубликован под псевдонимом А.Санин в 1958 году, когда автору было всего двадцать лет, и он учился на третьем курсе университета. Последние рассказы “Листок из альбома”, “Последняя просьба” датируются началом 60-х. Позже, судя по всему, к рассказам Вампилов не возвращался. Перелистаем вместе страницы избранных юмористических рассказов.

По ходу выступлений творческих групп учащиеся заполняют таблицу:

Рассказ Комические приемы
   
   

Выступления творческих групп:

  • “Стечение обстоятельств” - прием персонификации – рассказ от лица Катеньки Иголкиной
  • “Девичья память” - художественный пересказ
  • “Глупости” - интервью с героиней Лилей
  • “Свидание” - инсценировка
  1. Вывод:

- При помощи каких приемов автор добивается комического эффекта?

Обсуждение по итогам заполнения таблиц в тетрадях учащихся

- Рассказы Вампилова – просто забавные истории или нечто большее? Какие уроки жизни получили вы благодаря встрече с Александром Вампиловым и его рассказами?

Домашнее задание

-Саша Вампилов – чистая песня,
Саша Вампилов – белый кораблик…

Это строчки из стихотворения “Памяти Александра Вампилова” Б. Архипкина, одного из многих, посвященных нашему замечательному земляку. Напишите и вы сенквейн, посвященный памяти А. Вампилова.

  1.   Итоговая рефлексия
  • - Как вы оцениваете свою работу на уроке?
  • - Чью работу на уроке вы хотели бы отметить? Почему? (выставление оценок)
  • - Какую фигурку и какого цвета вы нарисовали бы сейчас? Почему?

Всем спасибо за работу!

Библиография:

  • "Венок Вампилову". Издательство Иркутского университета, 1997г
  • А. Вампилов. "Записные книжки" Издательство Иркутского университета, 1997г
  • А.Вампилов. Стечение обстоятельств: Рассказы, очерки, пьесы. Иркутск: Восточно – Сибирское книжное издательство, 1988г.