Формирование целостных представлений о природе у детей дошкольного возраста средствами изоискусства с использованием сказкотерапии

Разделы: Работа с дошкольниками


Воспитательное воздействие природы на духовный мир ребенка-дошкольника трудно переоценить. Наши дети практически оторваны от живой природы и живут в машинном мире полном стрессов и волнений. Они, конечно же, адаптируются к миру, а что им еще остается? Но как пройдёт эта адаптация? И как это повлияет на их будущее надо думать уже сегодня. В первом дошкольном опыте, дети получают не только информацию об окружающем мире, но и учатся в нём жить.

Я работаю в детском саду для детей с туберкулёзной интоксикацией. Этим детям проводят химиотерапевтическую профилактику, в результате чего они испытывают чрезмерное напряжение на свой организм во время занятий, у них снижена работоспособность и повышена утомляемость. Основная цель моей работы – развитие психологического здоровья ребенка в процессе изобразительной деятельности с использованием сказкотерапии.

Для решения задач воспитания экологической культуры в своей работе за основу я взяла “Сказкотерапию”, как один из методов расширения сознания, не забывая, что дети очень любят волшебные сказки. Я взяла не просто сказкотерапию, а игровую сказкотерапию один из методов арт-терапии. Ведь в дошкольном возрасте игра является ведущим видом деятельности.

Методы арт-терапии помогают детям повысить уверенность в своих силах, дают им возможность выразить себя, активизируют познавательную деятельность и самое главное арт-терапия - это здоровьесберегающая технология. Поэтому с помощью её техник я стараюсь помочь детям в решении таких проблем, которые вызывают нарушение познавательных процессов: нарушение речи, быстрая утомляемость, плохая память, проблемы с переключением внимания, медлительность или наоборот эмоциональная возбудимость, пониженная самооценка.

Мы сочиняем экологические сказки, придумываем новые сказочные истории /дописываем, переписываем и даже делаем салат из разных сказок/. Например, берём народные (мудрые древние сказки с идеями добра и зла, мира, терпения, стремления к лучшему) и добавляем элементы поведения в природе, отражая экологические проблемы ближайшего окружения, мы призываем беречь природу.

Сказка близка ребенку по мироощущению, ведь у него эмоционально-чувственное восприятие мира. В сказке Добро всегда побеждает Зло! Конечно, детям еще не понятна логика взрослых рассуждений. А сказка и не учит напрямую, в ней есть только волшебные образы, к которым ребенок определяет свои симпатии.

В индивидуальной работе применяю:

  • коррекционные сказки (для мягкого влияния на поведение ребенка), читаем проблемную сказку не обсуждая, даем возможность побыть ребенку наедине с самим собой и подумать.
  • психотерапевтические (“для лечения души”, с образом доброго волшебника), моделируем знакомые сказки эколого-познавательного характера, рассказываем или придумываем по кругу уже известную сказку.
  • применяем мы и Медитативные сказки (для снятия психоэмоционального напряжения), дети лежат на ковре, сочиняют сказки, слушают звуки природы, мечтают, воображают.

В младшем возрасте дети, легко воспринимают объекты природы на равных, наделяют их чувствами, мышлением, желаниями. Это очень важно с точки зрения воспитания эмоционального отношения к природе, учить сочувствовать, сопереживать.

Можно предложить детям “превратиться” в деревья, камни, животных, капли воды или пылинки, затем они рассказывают, а после этого рисуют, то, как чувствовали себя в том или ином образе, в той или иной ситуации, и о чем могли бы попросить людей.

Для решения задач воспитания экологической культуры особенно важно ввести самого ребенка в различные роли, предоставить ему ещё и возможность проиграть различные типы поведения в разных ситуациях.

Рисуя сказку, мы как бы совмещаем сказочную природу с настоящей, так как в это время дети учатся понимать красоту родной природы и бережно относиться ко всему живому.

Рис.1

В практике рисование применяется там, где ребенку трудно рассказать, что происходит и оказывается сначала легче нарисовать. Язык искусства становится ребенку доступным достаточно рано, иногда раньше, чем обычная речь. Психологи, работающие с детьми, подметили этот факт. Они стали использовать рисование специальным образом, как методом для реализации потенциально-творческих и скрытых уникальных возможностей ребёнка и назвали рисуночной техникой, а это уже базовая техника арт-терапии.

Специальные исследования показали, что эмоции, вызванные искусством, способны творить чудеса: они приобщают детей к высшим духовным ценностям, развивают их способности и раздвигают горизонты сознания. Не так важно, что изображает маленький художник, важнее, что с ним в этот момент происходит, какие душевные струны затронуты.

Дело в том, что изобразительное искусство заставляет оба полушария мозга работать на повышенном эмоциональном фоне и при этом активно взаимодействовать друг с другом. Тем самым оно оказывает мощное воздействие на ассоциативные поля большого мозга, развивая их и создавая сложнейшие системы связей, имеющих важное значение в процессах мышления.

Мышление ребёнка более образно и конкретно, чем мышление большинства взрослых, поэтому он использует изобразительную деятельность как способ осмысления действительности и своих взаимоотношений с нею. По рисунку ребёнка можно судить об уровне его интеллектуального развития и степени психической зрелости.

Я не навязываю ребёнку процесс рисования, а стараюсь увлечь его этим видом деятельности, помня высказывание мудреца: “Ребёнок - это не сосуд, который надо заполнить, а огонь, который надо зажечь”. Дети, воспитатели и родители рисуют иллюстрации, изготавливают кукол и только потом, мы ставим спектакли.

С помощью сказок мы знакомимся с природой родного края, и его достопримечательностями, следим, чтобы материал соответствовал возрастным особенностям и был эмоциональным. Начинаем работу с того, что детей окружает, что они могут непосредственно наблюдать, постепенно расширяя их круг знаний.

Наша Хакасия - один из уникальнейших регионов России, здесь и степи с живописными озерами, множество рек, горная тайга, редколесье, “альпийские” луга, тундра. Природа украшает нашу Землю. Она доставляет нам много радости. С каким удовольствием мы любуемся ею. Взамен же она просит только одного – бережного и доброго отношения к ней.

При восприятии природы дошкольники накапливают яркие, незабываемые впечатления. Постепенно у них формируется эстетическая восприимчивость, которая проявляется в умении видеть и ценить красоту в природе. В будущем эта способность послужит основой для глубоких переживаний, возвышенного отношения к природе, желания оберегать и сохранять ее неповторимую красоту.

С помощью сказкотерапии я помогаю моим воспитанникам осознать: насколько красива, хрупка и насколько ранима природа, а также как ее можно и нужно беречь.

В этой работе мне приходит на помощь следующая литература:

  1. Заморев С.И. Игровая терапия. Совсем не детские проблемы – СПб., 2002. – 135 с.
  2. Защиринская О.В. Сказка в гостях у психологии. Психологические техники: сказкотерапия. – СПб., 2001. – 152 с.
  3. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии. – СПб., 2000. – 310 с.
  4. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Тренинг по сказкотерапии..– СПб., 2000. – 254 с.
  5. Киселёва М.В. Арт-терапия в работе с детьми. – СПб.: Речь, 2006. – 160 с., илл.
  6. Кожохина С.К. Путешествие в мир искусства. – М.:ТЦ Сфера, 2002. – 192 с.
  7. Соколов Д.Ю. Сказки и сказкотерапия. – М., 2001. – 304 с.
  8. Фесюкова Л.Б. Воспитание сказкой. Для работы с детьми дошкольного возраста. – Харьков, 2000. – 464 с.
  9. Шорыгина Т.А. Зелёные сказки: Экология для малышей. – М.: Книголюб, 2006. – 104 с.
  10. Шустерман М.Н., Шустерман З.Г. Как попасть в сказку: для младшего и среднего школьного возраста. – М., 1995, – 160 с.