Примеры применения технологий личностно-ориентированного обучения на уроках физики в 9-м классе

Разделы: Физика


В реализации технологий личностно ориентированного обучения при организации познавательной деятельности обучающихся в процессе изучения физики я стремлюсь руководствоваться принципом ограничения разнообразия, но, не снижая разнообразие класса, а повышая разнообразие учителя.

Для обеспечения этого принципа особое место в работе приходится отводить диагностике, как личностных качеств ученика, так и уровня его обученности. Т. к. только комплексный учет особенностей развития ученика позволяет организовать его работу т. о., что будет выстраиваться личная траектория его развития. Только знание разнообразия класса, позволит повысить собственное разнообразие, а именно, отобрать методы и формы, техники и технологии организации познавательной деятельности, содержания учебного материала, промежуточного и итогового контроля знаний.

Для реализации этих целей используются различные методики исследования особенностей личности ученика, изучение новой темы начинается с определения зоны ближайшего и актуального развития ученика. Полученные данные заносятся в личную карточку обучающегося.

Информационная карта ученика.

1. ФИО ученика _____________________________________________________

2. Дата рождения ____________________________________________________

3. Особенности памяти _______________________________________________

4. Особенности речи _________________________________________________

5. Особенности воображения __________________________________________

6. Сформированность логического мышления ____________________________

7. Сформированность коммуникативных навыков _________________________

8. Особенности личных качеств ________________________________________

9. Изменения в процессе обучения ______________________________________

Название темы Зона развития Применяемая технология Результат
прогнозируемый полученный
Основы кинематики        
Основы динамики        
Законы сохранения        
Механические колебания        
Механические волны        
Магнитное поле        
Электромагнитные волны        
Строение атома и атомного ядра        

Полученные диагностические данные позволяют подготовить к уроку материал необходимого качества и в необходимом количестве для организации работы учащихся в соответствии с их реальными особенностями и возможностями. На основе полученного материала формируются микрогруппы, некоторые учащиеся получают индивидуальные задания.

Рассмотрим использование рекомендаций по подготовке и организации личностно ориентированного подхода на примере урока по теме “Механическое движение”.

Для проведения этого урока подготовлена презентация (Приложение 1), которую можно использовать на различных этапах урока, как целиком, так и фрагментарно. Урок целесообразно начать с вызова, актуализации имеющихся по данной теме знаний как на основе ранее изученного в курсе физики седьмого класса, так и на личном опыте. Для этого учащимся предлагается в тетрадях написать все слова и словосочетания, которые у них ассоциативно возникают в памяти при упоминании о механическом движении. В результате проверки на доске записываются те слова и словосочетания, которые чаще всего встретились в ответах детей. Целесообразно вспомнить какое еще движение известно учащимся, и чем оно отличается от механического. Затем учащимся предлагается поставить цель урока для себя и соотнести ее с идеальной целью (см. слайд № 2 Приложения 1). За постановкой цели следует выбрать, какие задачи необходимо решить для ее реализации. Здесь учащимся предлагается на выбор чтение учебника, проведение опытов по движению различных тел и их частей, просмотр фрагмента видеофильма, слайда презентации исходя из учета особенностей. Далее идет обсуждение ответа на вопрос: что такое механическое движение? Сравнивается результат с тем, что знали о механическом движении вначале урока.

Переходя к работе с характеристиками механического движения необходимо обсудить проблему, для чего нужны эти характеристики. После ознакомления с характеристиками механического движения, обсуждается вопрос об их значении и назначении. Для более яркого впечатления предлагается, двоим ученикам класса, не сидящим за одной партой, найти какой-либо предмет в 2-х метрах от себя. Рассчитать путь и перемещение автобуса 810 маршрута при его движении от ул. Шолохова до метро Проспект Вернадского и обратно (вместо указанного маршрута можно использовать любой другой известный учащимся) А также ответить на вопрос: какую величину будем учитывать для расчета количества бензина, необходимого для поездки, а какую – для определения положения автобуса.

Закончить урок целесообразно просмотром презентации Механическое движение.


Для презентации использованы материалы, размещенные в Интернет.