Применение компьютера в работе классного руководителя

Разделы: Классное руководство


Для повышения эффективности деятельности классного руководителя в учебной работе полезно использование компьютера. По мнению ряда классных руководителей, работа по подведению итогов успеваемости – одна из самых рутинных. Предлагаю вашему вниманию методику подведения итогов успеваемости в классе с помощью табличного процессора. Благодаря применению описываемой методики времени на составление ведомости тратится меньше, а показатели среднего балла и рейтинга позволяют более наглядно представить динамику успешности как отдельного ученика, так и класса в целом в течение и учебного года, и всего периода обучения. Я являюсь классным руководителем 9-го класса. В этом возрасте наблюдается снижение интереса к учебе, на первый план у ребенка выходят вопросы социализации, общения со сверстниками, разговоры об учебе надоедают. Применяя эту методику с 2005-06 учебного года, когда дети были в 7-м классе, я убедилась в том, что ребята с интересом относятся к показателям среднего балла и рейтинга в классе, что позволяет повысить их интерес к результатам учебы, а, следовательно, и к самому процессу учения. По нашему совместному решению, с 8-го класса средний балл и рейтинг записывается в дневник вместе с четвертными отметками. Динамика успешности является, естественно, предметом разговора и на родительском собрании.

I. Определение среднего балла успеваемости и рейтинга.

Применение электронных таблиц (MS Excell и подобных) позволяет быстро подводить итоги успеваемости за четверть, полугодие, год, высчитывать средний балл каждого ребенка и по классу, определять рейтинг учащихся класса. Эти показатели удобно анализировать в динамике по четвертям, проводить сравнение по учебным годам как успеваемость отдельного ребенка, так и успеваемость по классу в целом.

Алгоритм деятельности следующий.

1. Создать лист MS Excell, назвать его Ведомости.

2. Открыть лист 1, объединить ячейки Е1 –L1 (Формат- ячейки-выравнивание-объединение) и записать в ячейках А1 –L1 Ведомость отметок учащихся за четверть, затем в строке 2 – предметы. Столбец А начиная с ячейки А3 заполнить списком фамилий и имен учащихся класса. Записать отметки учащихся (Таблица 1).

    Таблица 1.

3. Пусть средний балл учащихся будет расположен в столбце S. Введем в S3 формулу вычисления среднего значения. Для этого набрать =, затем в строке формул fx выбрать СРЗНАЧ, установить диапазон ячеек В3:R3, нажать Ок. Маркером автозаполнения (значок + в правом нижнем углу ячейки S3, который появляется при наведении курсора мыши в этот угол) нажатой левой кнопкой мыши копируем эту формулу по всему столбцу до конца списка (Таблица 2).

    Таблица 2

4. Средний балл по классу можно получить аналогично, установив диапазон ячеек с В3 по последнюю нижнюю ячейку столбца с отметками. Рис. 3

5. Для определения рейтинга скопировать в свободные столбцы А30-… фамилии учащихся, В30-…- средний балл, причем при копировании среднего балла выполнить копирование по значению (значок треугольник справа от значка Вставить). Выделить столбец В и отсортировать по убыванию (значок ЯА на панели инструментов). Заполнить рейтинг с учетом одинаковых значений средних баллов (Таблица 3):

  ср.балл рейтинг
Ганбарова А.

5,00

I

Горгопина Е.

4,94

II

Гущина А.

4,76

III-IV

Плотникова А.

4,76

III-IV

Гоголева И.

4,65

V

Мартынова Ю.

4,59

VI

Борисов А.

4,47

VII

Бабушкин Иг.

4,41

VIII-IX

Спешилов Р.

4,41

VIII-IX

Рябов И.

4,35

X

Меньшиков В.

4,18

XI-XII

Рябов Н.

4,18

XI-XII

Матвеев А.

4,06

XIII

Воробьева М.

4,00

XIV

Рябова М.

3,71

XV

Сырчина Ю.

3,65

XVI

Ломоносова Т.

3,47

XVII

Бехтин Р.

3,29

XVIII

Таблица 3

  ср.балл рейтинг
Бабушкин Иг.

4,41

VIII-IX

Бехтин Р.

3,29

XVIII

Борисов А.

4,47

VII

Воробьева М.

4,00

XIV

Ганбарова А.

5,00

I

Гоголева И.

4,65

V

Горгопина Е.

4,94

II

Гущина А.

4,76

III-IV

Ломоносова Т.

3,47

XVII

Мартынова Ю.

4,59

VI

Матвеев А.

4,06

XIII

Меньшиков В.

4,18

XI-XII

Плотникова А.

4,76

III-IV

Рябов И.

4,35

X

Рябов Н.

4,18

XI-XII

Рябова М.

3,71

XV

Спешилов Р.

4,41

VIII-IX

Сырчина Ю.

3,65

XVI

Таблица 4

Выделить столбец А и упорядочить фамилии по алфавиту – кнопка АЯ на панели инструментов (Таблица 4).

6. Скопировать столбец С с рейтингом в исходную ведомость. По желанию можно выделить жирным шрифтом отличников, курсивом – фамилии тех учащихся, кто учится без троек.

Таблица

7. Для подготовки ведомости к печати можно скопировать выделенную таблицу в документ MS WORD, отрегулировать размещение на странице с учетом полей.

II. Мониторинг успеваемости.

Мониторинг успеваемости – важное средство работы по повышению успеваемости в классе. Для составления таблицы мониторинга требуется небольшое количество времени, но полученные результаты дают наглядное представление об изменении успешности учащихся как по каждому предмету, так и индивидуально по каждому ученику.

Для определения мониторинга успеваемости необходимо расположить ведомости двух четвертей на одном листе электронной таблицы Excell.. Например, ведомость за 1 четверть – в блоке ячеек А1- R27, за 2 четверть – А30-R56. В строках 1 и 30 записаны заголовки Ведомость отметок в 1 (2) четверти. Пусть таблица мониторинга располагается в блоке S1-AJ27.

  1. Ячейки первой строки объедините (выделить ячейки S1- AJ1, нажать Формат- ячейки- выравнивание –объединение.
  2. Написать в объединенной ячейке заголовок Мониторинг успеваемости в 1и во 2 четвертях.
  3. Скопировать в строку 2- предметы, в столбец S фамилии учащихся, начиная с ячейки S3.
  4. В ячейку Т3 записать формулу = ЕСЛИ(B3<B32;1;ЕСЛИ(B3>B32;-1;0). Проверьте, чтобы в ячейках В3 и В32 были помещены отметки первого по списку ученика по русскому языку. Эта формула сравнивает отметки, и, если отметка за 2 четверть выше соответствующей отметки за 1четверть, в соответствующей ячейке таблицы мониторинга будет стоять 1, если ниже – -1, при одинаковых отметках выставится 0.
  5. Маркером автозаполнения скопируйте формулу на всю таблицу.

В результате получится следующая таблица (Таблица 5):

Таблица 5

6. Для суммирования значений в ячейку AК3 ввести формулу =СУММЕСЛИ, указать диапазон ячеек Т3:AJ3, в условиях отбора указать 1, нажать Ок. Маркером автозаполнения скопировать формулу по всему списку. Подсчет количества “-1” провести аналогично.

7. Подсчет результатов по каждому предмету выполнить аналогично, то есть ввести формулу =СУММЕСЛИ в ячейку после окончания списка (например, в приведенной таблице 5 – в ячейку Т22, при этом указать диапазон Т1:Т21). Формулы также копируются с помощью маркера автозаполнения.

Таблица мониторинга выглядит так (Таблица 6):

Таблица 6

С помощью этой таблицы классный руководитель владеет цифровыми данными:

1) об успехах или проблемах учебы каждого ученика, что позволяет более аргументировано разговаривать как с ребенком, так и с его родителями.

2) с другой стороны, большее количество “минусов” по какой- то учебной дисциплине (в приведенной таблице Биология и ИЗО) требует разговора и с учителем – предметником с целью выявления причин снижения успешности и способов ее повышения.

Желаю успехов!