Конспект занятия по развитию лексико-грамматического строя речи детей подготовительной группы с общим недоразвитием речи

Разделы: Работа с дошкольниками


 

Цель: развитие лексико-грамматического строя речи детей подготовительной группы с общим недоразвитием речи.

Задачи:

Коррекционно-образовательные: закрепление представлений о защитниках Отечества, о военно-морском флоте.

Коррекционно-развивающие:

  1. упражнение в употреблении сложноподчиненных предложений;
  2. активизация предметного словаря и его классификация;
  3. активизация словаря признаков и его классификация;
  4. правильное употребление сложносочиненных предложений;
  5. употребление порядковых числительных;
  6. автоматизация навыка образования сложных слов;
  7. использование лексики, передающей пространственные отношения (предложный падеж);
  8. развитие зрительно-двигательной координации;
  9. улучшение высших психических функций (слуховой и зрительной памяти, внимания, мышления);
  10. развитие диалогической речи.

Коррекционно-воспитательные:

прививать патриотические чувства и чувство долга, чувство уважения к защитникам Отечества; воспитание самоконтроля и взаимоконтроля.

Оборудование:

кот игрушечный,
предметные картинки (моряк, кок, врач, милиционер, строитель, парикмахер),
схемы преобразования слов,
магнитофон,
манекен с одеждой (брюки, тельняшка, матроса, бескозырка, ботинки, ремень),
картинки - символы (сердце, мозг, рука),
модуль корабля,
бескозырки,
рундук,
предметные картинки кораблей (авианосец, миноносец, ракетоносец, десантный катер, подводная лодка, катер на воздушной подушке),
азбука Морзе (индивидуальные карточки),
зашифрованные буквы,
магнитная доска,
подарки.

Ход занятия

-  Ребята, сегодня мы получили звуковое письмо. Давайте послушаем, что в нем говорится.

Магнитофон: «Внимание! Внимание! Я - кот Матроскин, капитан корабля «Смелый»! Объявляю набор в команду военных моряков! Желающие попасть в команду должны пройти испытания, которые я вам приготовил.»
(Взрослый достаёт из рундука записки с заданиями.)

- А вот и задания.

«Задание №1. Людей, каких профессий нам необходимо взять с собой на корабль?»

- Я возьму с собой повара - кока, потому что он умеет готовить пищу.
- Я возьму с собой врача, потому что он лечит заболевших людей.
- Я возьму с собой моряка, потому что он знает, какие работы нужно проводить на корабле.

- Молодцы, вы разбираетесь в профессиях. С этим заданием вы справились.

«Задание №2. Какими должны быть военные моряки?»

(Здоровыми, сильными, ловкими, удалыми (используется картинка-символ «рука»; храбрыми, смелыми, отважными (используется картинка-символ «сердце»; умными, находчивыми, интеллектуальными, прогрессивным (используется картинка-символ «мозг»).

- Замечательно. Теперь мы знаем, какими должны быть моряки.

«Задание№3. Оденьте моряка в военную форму.»

(Одежда роздана детям. По мере получения ответов, дети прикрепляют её к манекену.)

- Моряк носит шляпу?

- Нет, моряк носит не шляпу, а бескозырку.

- Моряк носит шорты?

- Нет, моряк носит не шорты, а брюки.

- Моряк носит тапки?

- Нет, моряк носит не тапки, а ботинки.

- Моряк носит майку?

-  Нет, моряк носит не майку, а тельняшку.

- Моряк носит рубашку?

- Нет, моряк носит не рубашку, а матроску.

- Моряк носит пояс?

- Нет, моряк носит не пояс, а ремень.

- Правильно, вы одели моряка в военную форму.

Получите бескозырки. (Раздаются бескозырки, и дети их надевают.)

- А теперь кот Матроскин приглашает вас на палубу корабля на построение. (Дети заходят в модуль корабля, собранного заранее.) Нам здесь предстоит выполнить четвертое задание.

Физкультурная пауза.

- Ой, как разбушевалось море! Какие огромные волны! Корабль качается, чтобы не упасть, расставьте ноги на ширину плеч и прижмите ступни к полу (палубе). Руки сцепите за спиной.

- Качнуло палубу - прижмем к полу правую ногу (левая касается носком пола, а правая напряжена).

- Качнуло в другую сторону - прижимаем левую ногу (правая касается пола носком, а левая напряжена).

«Стало палубу качать
Ногу к палубе прижать!
Крепче ногу прижимаем,
А другую - расслабляем.»
Море успокоилось.

- Выполняем команды: «Смирно! По-порядку рассчитайся!»
(Первый, второй, третий, четвертый, пятый, шестой.)

-  А какие команды вы знаете? (Дети отдают команды и вместе их выполняют.)
- Прекрасно, вы умеете слушать и выполнять команды. Волн не боитесь. Прямо настоящие моряки! (Садятся на стулья в модуле корабля.)

«Задание №5. Назовите корабли»

(Взрослый раздает картинки с изображением военных кораблей ответившим.)

- Этот корабль авиацию носит. (Авианосец)

- Этот корабль мины носит. (Миноносец)

- Этот корабль ракеты носит. (Ракетоносец)

- Этот корабль броню носит. (Броненосец)

- А какие еще военные корабли вы знаете? (Подводная лодка, десантный катер, катер на воздушной подушке)
- А теперь, ребята, слушайте внимательно. Может кому-нибудь из наших товарищей понадобится помощь. Назовите корабли, на которых вы будете служить.

- Я буду служить на авианосце.
- Я буду служить на миноносце.
- Я буду служить на ракетоносце.
- Я буду служить на броненосце.

Молодцы! Вы знаете военные корабли.

«Задание №6. Моряки умные и умелые люди. Превратите слова-действия в слова-признаки.»

  1. Моряк, который кричит. Какой он? (Кричащий.)
  2. Моряк, который охраняет. Какой он? (Охраняющий.)
  3. Моряк, который наблюдает. Какой он? (Наблюдающий.)
  4. Моряк, который защищает. Какой он? (Защищающий.)
  5. Моряк, который воюет. Какой он? (Воюющий.)
  6. Моряк, который служит. Какой он? (Служащий.)

Справились с переделкой. Мастера!

-  А кот Матроскин все занятие наблюдал за нами, слушал ваши ответы. Он оценил то, как вы работали. Но не скажет, а покажет при помощи шифра. Каждый знак - определенная буква. Сложите их вместе - получите слово – это седьмое задание.

(Взрослый вывешивает планшет с шифровкой и раздаёт индивидуальные карточки с азбукой Морзе. Дети находят в азбуке Морзе соответствующие знаки и буквы и выкладывают слово на магнитной доске.)

Итак, как мы сегодня работали? (ХОРОШО).

Магнитофон: «Дорогие ребята! Вы с честью справились со всеми заданиями. Много знаете, много умеете, друг другу помогаете. Мы можем доверить вам защиту нашей Родины! Вы настоящие моряки. Получите от меня в подарок набор игрушечных военных кораблей.»

-  Спасибо за работу на занятии, в свободное время можете нарисовать военный корабль и членов его команды.