Рейтинг@Mail.ru

Библиотечный урок "Волшебное путешествие"

Разделы: Организация школьной библиотеки, Внеклассная работа


Действующие лица: Библиотекарь, Знайка, Незнайка, Маэстро, Кикимора, Лодыриус, Почтальон Печкин.

Библиотекарь: Здравствуйте, ребята! Сколько же вас сегодня собралось! Понятно, ведь сегодня у нас праздник, а какой догадайтесь сами. (загадывает загадку)
«Не куст, а с листочками, не рубашка, а сшита, не человек, а рассказывает?»

Дети: Книга

Библиотекарь: Правильно! Праздник книги! Ведь книги – это добрые и мудрые друзья. Из книг мы черпаем знания. Они рассказывают столько интересных истории.

Кто на все вопросы мне ответит?
Кто расскажет про дела вокруг?
Да, такой волшебник есть на свете:
Книга – лучший спутник и друг.

– Итак, начинаем парад книг! (Фонограмма марша)

В мире много книжек
Грустных и смешных,
И прожить на свете
Нам нельзя без них.
В книге может все случиться,
Наша книга впереди,
Книга в двери к нам стучится.
Скажи гостье: «Заходи!»

(Стук в дверь, входит Знайка и Незнайка).

Знайка: Здравствуйте, ребята! (Смотрит на Незнайку). А что ты такой веселый?

Незнайка: Ура! Книг больше не будет!

Знайка: Почему?

Незнайка: Все книги в школьной библиотеке украл злой волшебник Лодыриус. А без книг какое же учение? Гуляй, детвора!

Библиотекарь: Что ты, что ты… Тогда, ребята многое не узнают, если не будут читать.

Незнайка: Ну и что! Вот Знайка – много времени тратит на чтение книг, телевизор не смотрит… А я всегда веселый, у меня на все времени хватает, ведь книг я читать не люблю!

Библиотекарь: А давай тогда мы спросим у ребят…
Кто не любит читать книжки, поднимите руки? (Никто не поднимает руки). А кто любит читать книжки, как Знайка? (Все поднимают руки). Вот видишь, Незнайка, все любят читать. (Незнайка опускает голову). А ты говоришь, не люблю читать. Но ребята с тобой не согласны. Они и сейчас уже многое знают и помогут спасти книги. Поможете, ребята? (Дети отвечают хором).

Незнайка (тихим голосом): Извините меня, ребята. Мне стыдно признаться, что я не читал никаких книг. Я вообще читать не умею. Но я хочу помочь книгам. Возьмите меня, пожалуйста.

Библиотекарь: Ну что, ребята, возьмем? (Дети отвечают хором).

 – Знайка, где карта страны Лодыриуса? (Знайка достает карту). Злой волшебник Лодыриус спрятался здесь в замке (показывает на карте). Итак, в путь!
Мы направляемся в путешествие на летучем корабле «Вообразилия». Закрыли глаза, представили этот корабль. Мы сейчас пролетаем над горами, лесами, морями. Открыли глаза.
А вот и вход в замок. Только дверь заколдована. А открыть её можно, если выполнить задание, которое называется «Кто стучится в дверь ко мне?» Но сначала скажите, кто дарит нам сказки, рассказы, стихи?

Незнайка: Телевизор.

Библиотекарь: Правильно, ребята! (Дети отвечают).

 – А вы бы смогли узнать своего любимого писателя по нескольким строчкам? (Дети отвечают хором).

 – Дверь откроется, если вы отгадаете все вопросы-загадки.

Знайка (читает загадки):

1. Жил-был поп
Толоконный лоб
Пошел по базару
Посмотреть кой-какого товару.
Навстречу ему Балда…

(Пушкин А.С. «Сказка о попе и его работнике его Балде»)

2. Одеяло убежало,
Улетела простыня.
И подушка, как лягушка,
Ускакала от меня…

(Чуковский К. «Мойдодыр)

3. «Щенок спал на коврике около дивана. Вдруг сквозь сон он услышал, как кто-то сказал «Мяу!». Щенок поднял голову, посмотрел, никого нет. «Это, наверное, мне приснилось», – подумал он и улегся поудобнее…»

(Сутеев В. «Кто сказал «Мяу»)

4. Дама сдавала в багаж
Диван, чемодан, саквояж,
Картину, корзинку, картонку
И маленькую собачонку…

(Маршак С. «Багаж»)

5. Жил старик со своею старухой
У самого синего моря.
Они жили в ветхой землянке
Ровно тридцать лет и три года…

(Пушкин А. «Сказка о рыбке и рыбаке»)

6. В доме восемь дробь один
У заставы Ильича
Жил высокий гражданин
По прозванью «Каланча».
По фамилии Степанов
И по имени Степан.
Из районных великанов
Самый главный великан…

(Михалков С. «Дядя Степа»)

7. Жил человек рассеянный
На улице Бассейной.
Сел он утром на кровать,
Стал рубашку надевать,
В рукава просунул руки –
Оказались это брюки…

(Маршак С. «Вот какой рассеянный»)

8. У меня зазвонил телефон
– Кто говорит?
– Слон.
– Откуда?
– От верблюда.
– Что вам надо?
– Шоколада…

(Чуковский К. «Телефон»)

9. Кто на лавочке сидел,
Кто на улицу глядел,
Толя пел,
Борис молчал,
Николай ногой качал,
Дело было вечером,
Делать было нечего…

(Михалков С. «А что у вас?»)

Библиотекарь: Молодцы! С заданием справились, дверь расколдована. (Открывает бумажную дверь).

 – Мы очутились в Пустыне Лодырей. Раньше на этом месте была зеленая лужайка, рос лес. Но люди, которые здесь жили, обломали все ветки, вытоптали траву, и превратилась зеленая лужайка в пустыню.

(Знайка и Незнайка в это время наступают на кружки-ловушки и кричат «Спасите!», «Помогите!»)

Библиотекарь: Ой! Осторожно, вы попали в ловушку Лодыриуса. Выбраться из неё можно лишь разгадав название книг. Второе задание называется «Перевертыш». Ребята, вам необходимо к каждому слову полученной фразы подобрать слово с противоположным по смыслу значением, т.е. расшифровать перевертыши. Например: Синяя бейсболка («Красная шапочка»). Итак, начнем?

  1. Квадратик («Колобок»)
  2. Мышка в босоножках («Кот в сапогах»)
  3. Собачья конура («Кошкин дом»)
  4. Мышка-домоседка («Лягушка-путешественница»)
  5. Красные усы («Синяя борода»)
  6. Петушок бесцветный («Курочка Ряба»)
  7. Девочка с ладошку («Мальчик-с-пальчик»)
  8. Прекрасный лебедь («Гадкий утенок»)

Библиотекарь: Ну вот вы и свободны.

Знайка: Спасибо! Вы нас спасли от верной смерти.

Библиотекарь: Пустыня осталась позади. Стряхнем песок с одежды, с волос…(Все движения дети повторяют). А где же мы очутились?

(Входит Маэстро).

Маэстро: Здравствуйте, дорогие гости! Меня зовут Маэстро. Вы находитесь в долине Игралия. Чем готова заняться всегда детвора. Кто любимый наш друг? Ну конечно…

Дети: Игра

Незнайка: Я слышал, что в книгах можно найти много увлекательных, необычных игр. Но книги похитил злой волшебник Лодыриус. Как быть?

Маэстро: Я читал книги об играх и смогу научить вас игре, которая называется «Соберитесь в книжку». (Маэстро раздает детям карточки с именами литературных героев).

Маэстро: Ребята, вы сейчас получили карточки. Пока будет звучать музыка, вам предстоит отыскать героев своей книжки и встать в кружки. Как только соберетесь все вместе, назовите свою книжку. Ещё раз внимательно посмотрите на карточку с именами героя, определите, в какой книге он живет. Итак, приготовились?

(Звучит музыка. Ребята собираются в кружки. В заключение игры Маэстро благодарит всех участников и присваивает всем звание знатоков).

Библиотекарь: Ну и горазды вы в игры играть! Отдохнули?

(Дети благодарят Маэстро).

 – Отправляемся дальше пешком. (Ребята маршируют).

(Входит почтальон Печкин).

Библиотекарь: Смотрите, ребята, кто нам встретился в лесу? (Дети отвечают хором).

Печкин: Некогда мне с вами разговаривать. Я несу в почтовой сумке телеграммы от сказочных героев, да вот заблудился, никак не могу найти дорогу.

Библиотекарь: Мы поможем тебе, Читай свои телеграммы.

Печкин: Но они адресованы не вам.

Библиотекарь: А кому же?

Печкин: Детям, которые читают книжки.

Библиотекарь: Ты их нашел, вот они. (Показывает на детей).

(Печкин зачитывает телеграммы, а дети отгадывают, от кого они пришли).

  1. Купил семена, приезжайте тянуть (Дед из сказки «Репка»)
  2. Хвост нашли, плакать перестал (Ослик Иа)
  3. Ушел от зайца, волка и медведя (Колобок)
  4. Купила самовар. Приезжайте к чаю (Муха-цокотуха)
  5. Ключ достал. Скоро буду (Буратино)
  6. Обязуюсь впредь мыть посуду (Федора)
  7. В гости не прилечу. Мотор забарахлил (Карлсон)

Печкин: Телеграммы доставил. Пора идти дальше. До свидания! Счастливо оставаться!

(Печкин уходит).

Библиотекарь: Ой, куда же мы попали! Сыро. Лягушки квакают. (Фонограмма кваканья лягушек).

Незнайка: Наверное, мы на севере. Правильно, ребята? (Дети отвечают хором).

Знайка: Нет, мы в болоте… но как отсюда выбраться!

Кикимора: Отсюда ещё никто не выбирался! Чего уставились? Кикимору что ли никогда не видели? Кикимора – моё имя, а фамилия Болотная. Болото – это лень. А вы, я думаю, ленивые ребята? (Дети отвечают хором).

 – Я сейчас посмотрю, кто не поленится загадки разгадывать. Я вам, так и быть, немного помогу, подскажу первый слог, а остальное лень подскажет. Я начну, а вы кончайте, хором дружно отвечайте!

«Коварные» загадки Кикиморы:

1. Железные зубы, костяная нога,
Все люди знают – это Баба…(Яга)

2. У отца был мальчик странный,
Необычный, деревянный,
Но любил папаша сына,
Шалунишку…(Буратино)

3. Фруктово-огородная страна,
В одной из книжек-сказок есть она,
А в ней герой – мальчишка овощной,
Он храбрый, справедливый, озорной… (Чиполлино)

4. Появилась девочка
В чашечке цветка.
И была эта девочка
Чуть больше ноготка.
В ореховой скорлупке
Девочка спала… (Дюймовочка)

Кикимора: Ой, уморилась я, пора и поспать. Но все равно не пропущу. (Бормочет, засыпая).

Библиотекарь: А вот и замок.

Лодыриус: А, явились, не запылились. Ну сейчас я проверю, действительно ли вы любите читать книги или нет.

1. Волки от испуга
Скушали друг друга,
Бедный крокодил
Жабу проглотил,
А слониха, вся дрожа,
Так и села на ежа…

(Таракан из сказки К. Чуковского «Тараканище»)

2. Зажужжал он и как раз
Тетке сел на левый глаз,
И ткачиха побледнела:
«Ай!» и тут же окривела…

(Комар из сказки А. Пушкина «Сказка о царе Салтане»)

3. Милый, милый людоед,
Смилуйся над нами,
Мы дадим тебе конфет,
Чаю с сухарями!

(Бармалей из одноименной сказки К. Чуковского)

Лодыриус: Что вы наделали? Я сейчас растаю! (Лодыриус накрывается простыней и убегает).

Библиотекарь: Ребята, у нас получилось! Мы освободили книги из плена. (Открывается занавес, где оформлена выставка книг).

Незнайка:

Мы отвечаем дружно,
И здесь сомнений нет:
Сегодня стала дружба
Владычицей побед!

– Я, ребята, обещаю исправиться. Прошу вас, научите меня читать. Вон сколько (показывает на выставку рукой) интересных книг.

Знайка: Поможем, ребята! (Дети отвечают хором).

Библиотекарь: Вот и подходит к концу наш Праздник Книги, ребята. Я говорю всем, кто присутствовал на нашем празднике, большое спасибо!

Незнайка: А расставаться с книгой так не хочется.

Библиотекарь: Да это и необязательно. Вы можете пригласить книгу в гости к себе домой. Для этого, мне подсказывают книги, надо прийти в школьную библиотеку на абонемент и выбрать себе книгу. Там уже давно притаились книги и спорят потихоньку, кто из них самая любимая у ребят. Этот спор они затеяли потому, что для вас приготовлено домашнее задание: нарисовать иллюстрацию к любимой книге. Ваши рисунки нужно на обратной стороне подписать: написать автора и название книги, свою фамилию и имя. И у нас получится настоящая выставка ваших работ. И назовем мы её «Я рисую книгу» А тот, чья работа будет признана лучшей, получит приз.

Очень просим, заходите
В наш просторный книжный дом!
Очень просим заходите,
Мы всегда, всегда вас ждем!