Урок риторики "Напиши мне письмо"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • показать значение переписки в жизни людей;
  • понять, какие бывают письма;
  • показать, какую роль в жизни людей они играют.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Актуализация знаний.

- История жизни людей насчитывает много-много тысячелетий. Люди научились добывать себе пищу, строить жилища, сопротивляться злым силам природы, создали науку и искусство. Всегда и во всем людям помогал язык, который они использовали в разговоре друг с другом. Но порой приходилось отправляться в далекий путь… Или два поселения разделяло большое расстояние…

3. Постановка проблемы.

* Как послать весть другу?

* Как сообщить о важном деле?

- Тема нашего урока: “Напиши мне письмо…”

Вы знаете какое большое значение в жизни людей имеют письма. С помощью писем люди общаются на расстоянии, сообщают друг другу новости, рассказывают о своей жизни, поддерживают в трудные минуты и разделяют радость.

  • О чем чаще всего рассказывают в письмах?

(О том, как учатся или живут, о домашних событиях, о любимом коте или собачке).

К письмам прикладывают рисунки, небольшие поделки. С возрастом круг адресатов расширяется, появляется необходимость написать в газету или журнал, сверстникам.

  • Сохраняются ли у вас в семье письма? Чьи письма сохраняются?
  • Как называют человека, который отправляет письмо? (Отправитель)
  • Как называют человека, который получает письмо? (Получатель или адресат)

- Давайте посмотрим, кому и для какой цели пишут письма.

 1.

Дорогие мои, дети,
Очень, очень вас прошу:
Мойтесь чаще, мойтесь чище,
Я грязнуль не выношу.
Не подам руки грязнулям,
Не поеду в гости к ним,
Сам я моюсь очень часто.
До свиданья, ваш Тувим.

  • Как можно назвать это письмо?

(Это письмо – просьба, в котором поэт Тувим просит детей соблюдать правила гигиены.)

2.

Дорогая моя внучка!
С днем рождения!
Очень часто думаю о тебе.
Расти веселой, здоровой, упорной в учении и в труде.
Любящая тебя бабушка Галя.

  • Как назвать это письмо?

(Это письмо-поздравление, в котором бабушка поздравляет свою внучку с днем рождения и желает расти веселой, здоровой и т.д.)

3. Здравствуйте, дорогие мои мамочка и папочка! Пишу вам из спортивного лагеря. Мне здесь очень нравится. Но я уже успела соскучиться по дому. Приезжайте ко мне. Целую вас крепко. Надюша.

  • Как назовем это письмо?

(Письмо родителям. В нем Надюша сообщает о том, что ей в спортивном лагере нравится, но она скучает и просит маму и папу приезжать к ней. Особенностью этого письма является то, что оно не только содержит информацию, но и отражает настроение, переживания девочки.)

- Итак, мы можем сделать вывод о том, что письма бывают разные.

  • Какие бывают письма?

Поздравительное.

Родным и близким.

Письмо в газету.

Письма-пожелания.

  • Кому могут быть адресованы письма?

Родным и близким.

Друзьям.

Чиновникам (в государственные учреждения)

 - Между тем, кто пишет письмо, т.е. отправителем, и получателем соблюдается выработанный веками порядок. Письма стараются писать разборчиво, четко, на аккуратном листочке бумаги. Бумага для писем бывает разная. Иногда это листочки маленького формата, иногда большие, но украшенные рисунком. Многие ребята любят посылать вместе с письмом свои рисунки. И это правильно, потому что письмо от этого стало более интересным. Корней Иванович Чуковский любил писать “разноцветными строчками”. Для этого он брал цветные фломастеры и особо важные места писал ими.

  • А знаете ли вы, как надо размещать текст письма на листе бумаги?
  1. С левого края оставляют свободное поле шириной до двух с половиной сантиметров.
  2. Такие же поля оставляют сверху и внизу листа.
  3. На небольшом листе поля, конечно, меньше – один- два сантиметра.
  4. Письмо не пишется “сплошняком”.
  5. В письме выделяются обращение, подпись.
  6. В тексте может быть много абзацных выделений (красных строк).

(Таблица “Схема текста письма”.

Читаем текст письма, расположенный в правом столбике. В ходе беседы убеждаемся в том, что письмо – это текст. В этом тексте говорится о жизни Ксюши в спортивном лагере. В нем все предложения связаны между собой по смыслу и грамматически.)

Схема текста письма Письмо
Обращение.

Начальная фраза о состоянии

Переписки.

Основное содержание письма,

сообщение о новостях.

Вопросы адресату

(родителям)

Благодарность.

Просьбы.

Приветы.

Прощание.

Подпись.

Дата и место написания

(можно указать в начале письма в правом верхнем углу).

Дорогие мама и папа!

Получила ваше письмо.

Опишу вам, как идет жизнь в спортивном лагере.

У нас много новостей. Живем мы весело: ходим в походы, загораем, купаемся, ездим на экскурсии.

Как вы живете? Как ваше здоровье?

Какие у вас новости?

Спасибо за то, что положили мне теплые вещи.

Прошу вас пишите чаще.

Передайте большой привет бабушке и дедушке.

До свидания.

Ваша дочь Ксения.

25 июня 2007г.

Симферополь.

Письмо, как и любой другой текст имеет три части: начало (зачин), основную часть и концовку.

Но вместе с тем письмо как текст обладает и своими особенностями.

  1. Имеет конкретного адресата.
  2. Ему присущи диалоговые формы общения: приветствие, прощание, обращение (“Здравствуй, дорогая бабуля!”, “До свидания”)
  3. Также присущи другие этикетные выражения (“Извините, что я вас беспокою”, “Прости, что долго не отвечала на твое письмо”)

Что включает в себя начало?

(Обращение… Предложение, в котором говорится о состоянии переписки)

О чем говорится в основной части письма?

(Ксения пишет о себе, о своей жизни в спортивном лагере. Это то, что интересует ее родителей.)

Как завершается письмо?

(Концовка содержит много элементов: вопросы родителям, благодарность, просьбу писать письма, приветы, подпись и дату. Конечно, не в каждом письме есть эти элементы. Но вот вопросы к адресату, подпись, дата, как правило, всегда бывают в письмах. Нередко письмо начинается с благодарности и вопросов к адресату, а уж потом идет сообщение о себе.)

ЗАДАНИЕ:

Прочитайте письмо. Найдите его начало (зачин), основную часть, концовку.

Здравствуй, бабушка!

Мы живем хорошо. Не волнуйся , с нами все в порядке. Мы купили с мамой три аквариумные рыбки. В воскресенье ездили в лес с соседями за грибами и ягодами. Я нашла три подосиновика и шесть груздей.

До свидания.

Арина.

- Письмо Арины начинается с обращения к бабушке. Какое обращение было бы бабушке более приятным? (“Дорогая бабушка!”, “Здравствуй, дорогая бабуля!”). Обращение должно быть более ласковым. Тогда письмо принесет бабушке радость.

- О чем можно было написать в начале письма? (Например, “Я давно тебе не писала”, “Мы получили твое письмо…”и т.д.)

- Какие части включает концовка письма? (Прощание и подпись)

- Можно ли было теплее закончить письмо, выразить свою любовь или доброе отношение к бабушке? (Конечно, можно. Например, “До свидания, моя дорогая бабуля!”, “Целую и обнимаю тебя”, “Твоя внучка Арина, которая тебя очень любит”и т.д.)

4. Итог урока.

Приложение