Организация проектной деятельности младших школьников

Разделы: Начальная школа, Работа с дошкольниками


Для понимания специфики метода социально-образовательных проектов необходимо различение следующих форм как разных, реализуемых в настоящий момент в образовательных учреждениях:

– социальная работа;
– социальный проект;
– образовательный проект;
– социально-образовательный проект.

Так или иначе, все эти формы работы связаны с проблемой социализации и включения ребенка в социальный контекст. Но они существенно отличаются как по способу включения детей, так и по методам педагогического сопровождения:

  1. Социальная работа – дети выступают исключительно в позиции объекта воздействия. Эта практика осуществляется социальными педагогами и социальными работниками на базе образовательных учреждений. Ее цель – как правило, разного рода коррекционная работа.
  2. Социальный проект – практика разного рода волонтерских и иных проектов, где цели ставит педагог, и включает детей в некоторую активность. Осуществляемое педагогическое сопровождение в лучшем случае, на уровне обеспечения понимания и, «сопереживания» происходящему. Наиболее распространенный вариант – «шефство» школы над социальным учреждением (детским садом, определенной категорией людей – ветераны, инвалиды и т.д.)
  3. Образовательный проект преследует цели освоения предметного материала, является способом углубления понимания, восстановления смыслового контекста по отношению к предметным знаниям. Способ включения детей через систему учебных заданий, имеющих практический компонент. Например, исследование в рамках предмета географии или экологии, исследовательская работа с текстовыми источниками в рамках предметов общественного цикла, подготовка информационного проекта в рамках предмета информатики и т. д.
  4. Социально-образовательный проект – наиболее сложная форма проектной деятельности, которая предполагает включение детей в реальный социальный контекст, его анализ и педагогически обеспеченный выход на собственное действие.

Проектный метод на социальном материале имеет свою специфику. Его технологическими условиями являются:

  1. Определение предмета самостоятельной деятельности детей, круга социальных проблем, в которых могут принимать участие дети.
  2. Кооперативный характер проектов, выход проекта за ведомственные рамки образования.
  3. Приемлемые (востребованные) формы организации детской социальной активности, механизмы взаимодействия проектных групп и реально принимающих решения структур и учреждений.

Соответственно, социально-образовательный проект имеет два фокуса: образовательной технологии и социальной технологии. Для его реализации необходима реальная кооперация со всеми социальными силами, имеющими отношение к разрабатываемой проблеме (теме), так и педагогически обеспеченное понимания и участие со стороны детей.
Социальные образовательные проекты разворачиваются на таком классе проблем, которые не могут быть транслированы детям через систему учебных задач. Требуются иные образовательные и социальные технологии, которые непосредственно ставят ребенка «перед фактом» социальной реальности, и задачей педагога является обеспечение адекватного осознания, рефлексии и, в дальнейшем, организации самостоятельного действия ребенка.
Таким образом, метод социально-образовательного проекта является одним из самых мощных и эффективных средств для использования имеющегося ресурса активности детей и важным воспитательным и обучающим процессом.

Организационно-педагогические условия реализации проекта «Малыши и няньки»

Из опыта реализации социально-образовательного проекта в условиях непрерывного образования по программам «Развитие» Венгер и РО Эльконина-Давыдова

Наша школа с 1998 года работает над внедрением экспериментальной программы «Преемственность между начальной школой и детским садом в условиях реализации программ «Развитие» и РО Эльконина-Давыдова». Цель программы – создание условий для полноценного обеспечения согласованности и перспективности всех компонентов системы (целей, задач, содержания, методов, средств, форм организации воспитания и обучения) на каждой ступени образования для обеспечения преемственности в развитии ребенка. Психолого-педагогические условия реализации непрерывного образования были созданы через:

– квази-исследовательское сотрудничество взрослых с детьми;
– предоставление каждому ребенку возможности выбора деятельности, партнера, средств и т. д.;
– ориентировку педагогической оценки на относительные показатели детской успешности (сравнение сегодняшних достижений ребенка с его собственными вчерашними достижениями);
– создание образовательной среды, способствующей эмоционально-ценностному, социально-личностному, познавательному, эстетическому развитию ребенка;
– формирование ведущей деятельности как важнейшего фактора развития ребенка; опора на игру при формировании учебной деятельности.

«К концу младшего школьного возраста появляется умение учащихся оценить свое положение в системе социальных отношений «взрослый – сверстник – я». Это умение обнаруживается в коммуникативной инициативе ребенка по организации сотрудничества со взрослыми, сверстниками, старшими и младшими учениками»[№7, 49с.]. Основываясь на эту концепцию, нам надо было создать условие для проявления самостоятельности, инициативности, творческих способностей ребенка в различных видах деятельности. Пути решения этой проблемы мы нашли в рамках программы «Детский сад – эталон экологической культуры», разработанной доктором биологических наук, профессора МГУ
Т.В. Потаповой.

Творческая группа, состоящая из учителей начальных классов и воспитателей детского сада «Чэчир», разработала социально-образовательный проект «Малыши и няньки». Суть проекта состоит в том, что группа младших школьников (5–7 детей) под руководством 2–3 наставников, учащихся среднего звена, проводят различные мероприятия у дошкольников.

Цель проекта – создание условий для активного приобретения личного опыта приобщения к основам социально-экологической культуры.

И реализация этого проекта явилась эффективным условием для введения детей в деятельность проектирования. А перед руководителем проекта встали следующие задачи:

1. Изучение научных подходов к проблеме проектной деятельности и опыта работы других педагогов по данной теме.
2. Разработка модели младшего школьника-исследователя.
3. Организация деятельности творческих групп и обучение их простейшим методам учебного проекта.

При реализации данного проекта мы придерживались следующих принципов:

1. Гуманизация педагогической деятельности как обязательный принцип системы РО Эльконина-Давыдова.
2. Использование локальных особенностей окружения как обучающий фактор.
3/ Обеспечение преемственности на базе национальной культурно-информационной и предметно-бытовой среды как сфера социального становления ребенка.

Содержание работы по проекту организовали по направлениям:

развитие у ребенка с самого раннего детства уверенности по отношению к своей среде обитания;
формирования навыков неразрушающего общения с окружающей средой: природой, творениями ума и рук человека;
формирование навыков экономного и эффективного использования ресурсов;
привитие необходимых ценностных установок и заложение основ для обучения правам человека.

Методы работы:

– организация проектной работы;
– ориентация на прогностическую оценку направления и содержания очередного этапа поиска.

При создании проекта «Малыши няньки» мы руководствовались гипотезой: если формировать у ребенка образ мира, в котором активная творческая личность находит приложение своим усилиям, не разрушая окружающую среду и не травмируя другие живые организмы, то он в дальнейшем сможет с уверенностью найти оптимально подходящее себе место в любой социальной среде.

Основными трудностями при организации проектной деятельностимладших школьников можно считать их бедный жизненный опыт, и в связи с этим, затруднения в выявлении и сформулировании проблемы, в отборе необходимых средств для исследования.

Программа реализации проекта «Малыши и няньки»

 

Организационная часть

Научно-исследов. часть

Практическая часть

Аналитическая часть

Проблемно-поисковый этап
2001–2002 уч. г.

– создание творческой группы;
– отбор наставников.
– семинары по проблемам проекта;
– консультации с научным руководителем.
мероприятия для мотивации к проблемам проекта. – анализ состояния уровня сформированности экологической культуры.

Проектно-деятельностный этап
2002–2004 уч. г.

– заседания проектной группы;
– консультации специалистов;
– отчет руковод.
творческой группы.
– разработка и защита мини-проектов;
– выступления детей с рефератами.
– создание модели «Экологически грамотный ребенок»;
– составление экологического паспорта ДОУ и НШ.
– психолого-педагогическое
сопровождение проекта;
– диагностика готовности к внедрению проекта.

Этап внедрения и коррекции проекта
2004–2006 уч. г.

– создание материальной базы проекта;
– взаимодействие с семьями, гос.учреждениями, учеными.
– участие в НПК;
– исследовательская работа в мини-лаборатории.
– мероприятия в ДОУ по мини-проектам учащихся. – мониторинг качества внедрения проекта;
– коррекционная работа.

Этап осмысления
2006–2007 уч. г.

– конференции, семинары, выставки, публикации по итогам реализации проекта. – выход на другую проблему. – подготовка материалов по итогам реализации проекта. – рефлексия проделанной работы в творческой группе.

Механизм управления проектом

Самой главной движущей силой проекта являются творческие микрогруппы, которые создаются на добровольной основе по инициативе самих учащихся. Это могут быть учащиеся из разных классов начальной школы, значит, микрогруппа может быть разновозрастной. Определяющим критерием для объединения в такие группы обычно бывает общность интересов. Максимально эффективная работа организуется при количестве участников проекта не более 6–8 детей. Деятельность микрогруппы состоит из 2 частей: проектирования предстоящего мероприятия и проведения самого мероприятия. Руководителя проекта выбирают из состава микрогруппы сами дети. У каждого нового проекта может быть новый руководитель. Обычно это бывает инициатор данного проекта. Работе микрогруппы помогают постоянно назначенные наставники – 2–3 ученика 5–8-х классов. Они тоже по своему желанию выбирают, по какому проекту хотят работать. Все наставники входят в состав проектной группы, руководителем которой может быть один педагог из учителей начальной школы или из воспитателей детского сада.

Анализ хода реализации проекта

Целевые ориентации: По всем направлениям проекта были поставлены конкретные цели и в основном придерживались их при составлении содержания работы всех творческих групп. Небольшим недостатком в ориентации цели можно отметить недостаточное акцентирование на экологию. Причиной этого недочета может быть то, что программно-методическая обеспеченность находится на не должном уровне.

Содержание деятельности: Приоритетное место в организации деятельности заняло формирование экологического мировоззрения не только у детей, но и у взрослых: всех специалистов и обслуживающего персонала детского сада и начальной школы. Мы понимали, что дети дошкольного возраста учатся по образцам, перенимая стереотипы поведения окружающих старших. В дальнейшем перед нами стоит задача создания экологически оправданного условия для максимально эффективной социализации детей разного возраста. Мероприятия в творческих группах проводились по 3 основным направлениям: «Я – рачительный и умелый хозяин» (Представления об ответственности за сохранение окружающей среды); «Зеленый друг» (Умения и навыки общения с живой природой); «Открываю мир» (Развитие интереса к познанию природы, открытию ее тайн).

Процессуальная характеристика. Проблемно-поисковый этап достиг своей цели: были выявлены и определены основные ориентиры работы. Проектно-деятельностный этап прошел в срок с некоторой коррекцией в содержании (приостановлен подпроект «Экологическая лаборатория») и в сроках реализации (данный этап продолжается до 2004 года). Этап внедрения находится в режиме развития. Это доказывает то, что с 2004–2005 учебного года в начальной школе начали создаваться и действовать довольно успешно постоянные творческие мини-группы по инициативе самих учащихся («Почемучка» руководитель Готовцева Маша, 5 «б» класс, «Подвижные игры» – Кривошапкин Коля, 5 «б», «Умелые ручки» – Атласова Лена, «Оригами» – Васильев Ганя 5 «б», «Вышивание» – Соловьева Уйгулаана 2 класс).

Удовлетворение требований научности, технологичности и реальности осуществления проекта. Коллективная разработка подпроектов обеспечивает удовлетворительный ход реализации проекта. Действующая структура механизма управления оправдала свое назначение. Система мониторинга качества внедрения находится на стадии разработки. Основные недостатки – отсутствие необходимых измерительных приборов для проведения исследования экологического состояния детского сада и начальной школы; недостаточная научная консультация.

Вывод:

  1. Содержание деятельности в основном соответствует цели и задачам проекта.
  2. Налажена соответствующая структура управления деятельностью по реализации проекта.
  3. Материально-техническая база и кадровый ресурс могут обеспечить реализацию проекта на должном уровне, если усилить научное руководство, разработать систему контроля и оценки уровня сформированности социально-экологической культуры у всех участников данного проекта и создать соответствующую лабораторию для исследовательской деятельности учащихся.

Литература:

1. Асланиди К.Б., Малярова М.А., Потапова Т.В., Рыбальский Н. Г., Цитнер О.Ю. Экологическая азбука для детей и подростков. М. Изд-во МНЭПУ. 1995.
2. Воронцов А.Б. Наброски к построению образовательного пространства в подростковом возрасте в рамках систем РО. // Феникс: Межрегионльный вестник школ развития личности, 1998, №7–8, с.26–45.
3. Громыко Ю.В., Громыко Н.В. Исследование и проектирование в образовании: различие типов мыследеятельности и их содержания. // Исследовательская деятельность школьников, 2005 №3, с.16–21.
4 . Организация проектной деятельности в российской международной школе РО // Абросимова Л.В., Драхлер А.Б., Морозова А.В., Савенкова Н.Н. МО РФ, Институт образовательной политики «Эврика», Негосударственное учреждение «Школа «Бакалавр», 2003.
5. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. М.: АРКТИ, 2003.
6. Савенкова А. И. Творческий проект, или как провести самостоятельное исследование: [Создание творческих проектов младшими школьниками] // Школьные технологии, 1998, №4, с.144–148.
7. Современная начальная школа: информационно-методические письма МО РФ по организации обучения и воспитания в начальной школе./Авт.-сост. И.А.Петрова и др. – М,: ООО «Изд-во Астрель»: ООО «Изд-во АСТ», 2003.
8. Цветкова И.В. Экологические проекты младших школьников в зимнее время и круглый год: [С примерами, разработанными учащимися] // Экологическое образование. – 2000, №1.
9. Цыварева М.А. Метод проектов во внеклассной работе по математике.// Начальная школа. – 2004, №7.