Вход в Личный кабинет

Изучение сложноподчинённого предложения на пропедевтической основе

Разделы: Преподавание русского языка


Русский язык среди всех школьных предметов имеет только ему присущий статус. Он является основным средством общения и формой передачи прагматической иинформации, формой проявления национального и личностного самосознания, средством хранения и усвоения знаний, поэтому нужен всем, всегда и везде.

Систематический курс синтаксиса 8–9 классов усваивается учащимися с определенными трудностями. Объем материала достаточно велик, а времени на его изучение и закрепление отводится меньше, чем нужно. Сложившаяся за последние 23 года практика работы обеспечивает успешное овладение учащимися курсом синтаксиса сложноподчинённого предложения. И в основе своей строится на преемственности пропедевтического погружения в основы этого курса (5–7 класс) и систематического курса сложноподчиненного предложения (9 класс).

Работа начинается в 5 классе и носит поэтапный характер. Практика показала, что использование укрупненных дидактических единиц (УДЕ), конспектов, создание обобщенных символов некоторых теоретических понятий, использование цветового зрительного ряда, включение учащихся в лингвистические игры помогает школьникам в преодолении объективных и субъективных трудностей в учебном процессе.

В 5 классе, приступая к изучению темы «Предложение», собое внимание уделяю теме «Члены предложения». Теоретические сведения, определения и правила, извлеченные из текстов пп.30–32; пп.36–39 учебника, выстраиваем в логической связи. Используя графическое обозначение членов предложения, учащиеся под руководством учителя составляют опорный конспект (в цвете) укрупнённой дидактической единицы на тему «Члены предложения».

Полагая, что обучение должно идти в зоне перспективного развития, эту УДЕ дополняю сведениями о значении обстоятельств условия, причины, следствия и т.д. (из программы 8 класса). В конечном итоге опорный конспект приобретает такой вид:

Члены предложения

Обозначает

Отвечает на вопросы

Главные (красный цвет)

_____________
подлежащее (фиолетовый цвет)

Предмет (зелёный цвет)

Кто? Что?
(чёрный цвет)

___________
___________
сказуемое (фиолетовый цвет)

Действие (зелёный цвет)

Что делает? Каков он? Что он? Кто он?
(чёрный цвет)

Второстепенные (красный цвет)

– – – – – – 
дополнение

Предмет (зелёный цвет)

Косвенных падежей
(чёрный цвет)


определение (фиолетовый цвет)

Признак (зелёный цвет)

Какой? Чей?
(чёрный цвет)

- - - - - -
обстоятельство (фиолетовый цвет)

Место, время, способ действия;
условие, причину, цель, сравнение, уступки,
следствие (зелёный цвет)

Где? Куда? Когда? Откуда? Почему?
Зачем? При каком условии?
Несмотря на что? (чёрный цвет)

Объединение в одном опорном конспекте пп. 7–9 школьного учебника даёт возможность «высвободить» большее количество уроков для закрепления новых знаний и формирование на их основе умений. Используя любой (в том числе и данный) опорный конспект, формирую у детей умение быстро ориентироваться в нём, находить и понимать отдельные его звенья, видеть взаимосвязи между ними. Для обучения этому использую индивидуальные ответы на вопросы учителя перед классом, озвучивание текстов опорных конспектов в парах, взаимное задавание вопросов, ответы на них, их взаимооценка и др.
Все это помогает создавать условия, при которых каждый ученик добивается успехов в учёбе в меру своих сил и способностей.

Уже в 5 классе осуществляю «маленькие» прикосновения к темам, которые будут изучаться в старших классах. Так, при изучении темы «Простые и сложные предложения) (п.45, 5 класс) даю понятие сложного предложения с помощью опорной схемы.

Лучшему и более быстрому восприятию нового материала помогает создание школьниками видеоряда, адекватного определённым лингвистическим единицам. Например, подлежащее и сказуемое, составляющие грамматический центр предложения, обозначить фигурками мальчика и девочки (рис.1). Этими фигурками обозначены простые предложения в составе сложносочинённого предложения. А мальчик с собачкой – это видеоряд сложноподчинённого предложения и т.д. (рис.2).

Рисунок 1

Рисунок 2

В малых дозах формирую умение распознавать виды придаточных определительных, обстоятельственных и изъяснительных предложений. Используя УДЕ «Члены предложения» в процессе анализа предложений, учащиеся восстанавливают в своей памяти знания о второстепенных членах. Опираясь на эти знания, предлагаю ребятам вопрос: «Как вы думаете, почему придаточные определительные и обстоятельственные так называются?». Проанализировав представленный языковой материал, ребята приходят к выводу, что вышеуказанные придаточные предложения имеют те же значения, что и определения, и различные обстоятельства в простом предложении. В 6 классе, изучая тему «Местоимение», дети параллельно осваивают в первом варианте придаточные изъяснительные предложения, а в сложноподчиненном предложении – указательное слово. А в 7 классе после изучения темы «Союзы сочинительные и подчинительные», собрав весь известный ученикам теоретический материал, создаем опорный конспект к блоку «Виды придаточных предложений по значению», который используется на всем протяжении усвоения различных видов придаточных предложений.
Так выглядит опорный конспект:

ВИДЫ ПРИДАТОЧНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО ЗНАЧЕНИЮ

Виды

Отвечает на вопросы

Союзы

Союзные слова

К чему присоединяется

Указательные слова

Определительные

Какой? (-ая, -ое, -ие)

 

какой, который, где, что, куда

Существительные, местоимения

те, тот, такой

Изъяснительные

Косвенных падежей

что, чтобы, как, будто, словно, ли

кто, что, где, чей, когда, сколько, почему

Глагол (со значением речи, мысли, чувства)

то, того, о том

Обстоятельственные

Образа и степени действия

Как?, Каким образом7

что, как, словно, точно, будто

как, насколько, сколько

Сказуемые, обстоятельства образа действия

так, такой, так же, столько, до того

Места

Где?, Куда?, Откуда?

где, куда, откуда

Ко всему главному

там, туда, оттуда

Времени

Когда?, как долго?, С каких пор?, До каких пор?

когда, пока, едва, как только, в то время как, с тех пор как

после того, до тех пор, тогда

Условия

При каком условии?

если, если бы, когда, раз, как скоро

то, так, тогда, в случае

Причины

Почему?, Отчего?, Из-за чего?, По какой причине?

потому что, оттого что, из-за того что, ибо, так как

По случаю того, потому, оттого, благодаря тому

Цели

Зачем?, Для чего?, С какой целью?

чтобы, для того чтобы

Затем, для того, с тем

Сравнения

Как?

как, будто, словно, чем, точно

Так, настолько, столько

Уступки

Несмотря на что?, Вопреки чему?

хотя, пусть, несмотря на то что

сколько, как (ни)

Следствия

Что из этого следует?

так что

Реализуя принцип опережающего обучения в 7 классе, знакомлю учащихся с анализом сложно-подчиненного предложения. Чтобы ребятам было легче осмыслить и запомнить содержание и логическую последовательность анализа, предлагаю придуманное аббревиатурное сигнал-слово – ВОПРоС, в котором заключен алгоритм рассуждения в процессе адаптации сложноподчиненного предложения и определения в нем пунктуации.

В – вопрос, па который отвечает придаточное предложение.
О – к чему (к слову, словосочетанию главного предложения или ко всему главному предложению) относится придаточное.
П – при помощи чего (союза, союзного слова, ли в значении союза) присоединяется придаточное предложение к главному.
Р – части сложного предложения разделяются запятой.
о – (цвет буквы зеленый) – путь свободный (эта буква необходима для лучшего запоминания сигнала).
С – место придаточного (где стоит придаточное предложение: перед главным предложением, после него или в середине главного).

Показывая ребятам образец устного анализа сложноподчиненного предложения (СПП), порядок которого строго выдерживается, обращаю внимание школьников на форму их высказывания. Это должен быть монолог на лингвистическую тему (жанр – рассуждение, стиль – книжный) с учетом Научности, Аргументированности, Логичности и Лаконичности (НАЛЛ).

Образец устного анализа СПП.

Когда поют солдаты, спокойно дети спят.
Это предложение сложноподчинённое, потому что состоит из главного и придаточного предложений. Главное предложение – спокойно дети спят (когда?) – Когда поют солдаты. Когда поют солдаты – придаточное объстоятельственное, а именно, времени, потому что:

  • отвечает на вопрос Когда?;
  • относится ко всему главному предложению;
  • присоединяется к главному интонацией и союзом когда;
  • разделяются части сложного предложения запятой;
  • стоит придаточное перед главным предложением.

На первоначальном этапе этот алгоритм записывается каждым учеником в тетрадь для блоков и отрабатывается на заданиях аналитического характера, при конструировании и трансформации предложений. Благодаря сигналам ВОПРоС и НАЛЛ, которые закреплены над классной доской, ребята очень быстро усваивают алгоритм рассуждения.

ВОПРоС и НАЛЛ применяются при:

  • объяснении нового материала;
  • закреплении;
  • обобщении и систематизации;
  • сопутствующем и итоговом повторении;
  • ответе на вопросы;
  • в процессе подготовки к экзаменам.

Систематически проводимая текущая диагностика показывает, как идет формирование
у каждого школьника языковой, речевой, правописной компетентности. В целях преодоления трудностей, на разных этапах обучения предлагаю различные варианты самостоятельных работ, выполнение которых не требует много времени, интересно для школьников и обеспечивает необходимый уровень знаний, умений.
Например, задания тестовой формы.

Выбери вариант правильного ответа. В предложении «Ваня стал разыскивать тот лес, где находилась палатка разведчиков» придаточное предложение по виду:

а) изьяснительное;
б) определительное;
в) обстоятельственное.
В предложении «Завтра мы взойдем на перевал, где и орел ни разу не бывал» запятая определяет:
а) однородные члены предложения;
б) независимые предложения в составе сложносочиненного предложения;
в) главное от придаточного в сложноподчиненном предложении.

Сопоставьте сложноподчинённые предложения Место придаточного в предложении:

1. Мы хотим, чтобы песни звенели повсюду.

а) в середине главного,
б) после главного,
в) перед главным.

2. Когда вспыхнут зори, все смолкнет кругом.

3. Дождливыми вечерами, если дед уходил из дома, бабушка устраивала в кухне интереснейшие соб-рания.

4. Когда шумит жестокая война, на верность по-вышается цена.

Ответ: 1 – б; 2 – в; 3 – а; 4 – в.

С большим интересом участвуют школьники в игре «Четвертое лишнее». Части этой игры ус-ложняются дополнительными заданиями. Например:

  • Найдите четвертое лишнее по конструкции предложение.
  • Произведите его синтаксический разбор по алгоритму ВОПРоС.

1. Горизонт родился молодой там, где небо встретилось с землёй.

2. Я вернусь, когда раскинет ветки
По-весеннему наш белый сад.

3. Вдруг в то ущелье, где Уж свернулся, пал с неба Сокол с разбитой грудью.

4. Ребята прибавили шагу, чтобы не отставать от экскурсовода.

Второе задание может варьироваться: расставьте знаки препинания, вставьте пропущенные бук-вы, составьте схему предложения и др.
Игра «Синтаксическое лото» – одна из форм деятельности школьников, способствующих их лингвистическому развитию. Само лото выглядит следующим образом: карты представляют собой табличку размером 6 x 12 см, в которой в двух клеточках дается краткая синтаксическая характеристика предложений. На отдельных бумажных карточках – фишках (размером 3 х 12 см) записываются сложноподчинённые предложения. Карт столько, сколько учеников. Карточек – фишек столько, сколько сочтёт необходимым учитель. Ведущий из всех фишек выбирает одну, вслух читает предложение, написанное на ней. Каждый ученик сопоставляет краткую синтаксическую характеристику с прочитанным предложением. Тот, у которого они совпадают, заявляет об этом, получает карточку – фишку и закрывает ею клеточку на карте.
В общем, карта выглядит так:

Номера 1 и 2 поставленные на картах и карточках – фишках, помогают определить правильность ответа.
В 8 классе задания по сложноподчинённому предложению увеличиваются по объёму и выводят учеников на сопоставление простого и сложноподчинённого предложения. К моменту изучения темы «Сложноподчинённое предложение» в 9 классе у школьников достаточно прочно сформированы базовые знания и умения, что позволяет в большей степени решать проблемы функционального назначения этого типа предложений в речи, проблемы текстоведения.