"Приложение" (урок русского языка в 8-м классе)

Разделы: Русский язык


Цели:

  • дать учащимся понятие о приложении как особом виде определения;
  • познакомить со способами выражения приложений;
  • формировать правописные умения;
  • развивать монологическую и диалогическую речь; способствовать овладению выразительными свойствами языка;
  • воспитывать и обогащать художественный вкус учащихся.

Задачи:

  • учить восьмиклассников находить приложения в предложении, определять, чем выражены приложение и определяемое слово, как они согласуются;
  • отработать навыки опознавания приложений в тексте и употребления их в устной и письменной речи;
  • вырабатывать умения пунктуационного оформления приложений.
  • совершенствовать коммуникативные умения.

Тип: урок усвоения новых знаний.

Оборудование: таблица, дидактический материал, репродукция картины И.Э. Грабаря “Февральская лазурь”.

Формы и методы: фронтальная и групповая работа; вербальный, наглядный, практический; беседа, самостоятельная работа; объяснительный, иллюстративный, репродуктивный, проблемно-поисковый.

I. Организационный момент.

II. Мотивация учебной деятельности.

Мы продолжаем углублять и расширять знания о второстепенных членах предложения. Сегодня мы познакомимся с новым для вас особым видом определения – приложением. Использование приложений обогатит вашу речь, сделает ее более выразительной. Важно также усвоить пунктуационные навыки написания приложений, чтобы при их использовании в письменной речи вы не допускали ошибок.

Усвоение новых знаний.

1. Обратите внимание на репродукцию картины И.Э. Грабаря “Февральская лазурь”. Работа по картине.

- Как вы понимаете слово “лазурь”? (Светло-синий цвет, синева.)

Прочитайте предложения, записанные на доске.

Картина “Февральская лазурь” - одно из лучших полотен известного художника-пейзажиста, тонкого знатока русской природы И.Э. Грабаря. Яркое солнце освещает рощу. Стройные девочки-березки белеют, как свечи, на фоне лазурного неба. Кажется, что подростки-деревца тоненькими ветками-ручками тянутся навстречу далекому солнцу.

- Выделенные слова и есть приложения. Давайте проведем лингвистический эксперимент. Прочитайте текст без приложений.

- Как изменилось содержание текста?

- Так какую же роль играют приложения в тексте?

2. Беседа по вопросам:

- От какой части речи зависит приложение?

- Что обозначает?

- На какой вопрос отвечает?

- Какой частью речи выражено?

3. Попробуйте в группах дать определение приложения.

- Сравните с определением, которое дано в § .

4. Нередко ученики затрудняются определить, какое из 2-х написанных через дефис существительных являются приложением. Давайте составим алгоритм (в группах оформляют на листе А3).

Примерный алгоритм:

1) Определить, есть ли другое название у существительного.

2) Выяснить, как приложение характеризует предмет.

3) На какой вопрос отвечает?

4) Какой частью речи выражен?

5. А теперь обратимся к таблице.

- Укажите приложения и их значение.

снежинки-искорки дерево береза
Грабарь-художник пейзажист Левитан
зима-красавица красавица зима

- Сделайте вывод о пунктуационном оформлении одиночных согласованных приложений.

- Составьте в группах опорную запись.

Запись опорного конспекта на доске с изменениями и дополнениями всех групп. (Дети приводят собственные примеры.)

6. Учитель обращает внимание на оформление приложения, названия картины. Так же оформляются названия книг, художественных произведений, газет, журналов, предприятий и др.

Проведение физкультминутки.

Закрепление новых знаний.

1. Прочитайте в группах статью о художнике Н.П. Крымове из учебно-наглядного пособия (Л.М. Зельманова, Е.Н. Колокольцева “Развитие речи. Русский язык и литература. Репродукции картин”. 5-7 классы), стр. 27. Укажите приложения.

2. – Скажите, какие цвета и оттенки преобладают в картинах? А почему? Какая из репродукций вам больше нравится?

Я предлагаю вам принять участие в конкурсе на лучшее групповое сочинение-миниатюру по картине И.Э. Грабаря с обязательным использованием в работе приложений.

Подведение итогов урока (с элементами рефлексии).

- Понравился ли вам урок? Чем?

- Что нового вы узнали на уроке?