Логопедические занятия в картинках. Альбом для логопеда

Разделы: Работа с дошкольниками


Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически четкой речи, дающей возможность речевого общения и подготавливающей к обучению в школе, – одна из важнейших задач в общей системе работы по обучению ребенка родному языку в ДОУ и в семье. Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающими, он может ясно выразить свои мысли, желания, задать вопросы, договориться со сверстниками о совместной игре. И наоборот, невнятная речь ребенка затрудняет его взаимоотношения с людьми и нередко накладывает отпечаток на его характер. К 6–7 годам, а иногда и раньше, дети с речевой патологией начинают осознавать дефекты своей речи, болезненно переживать их, становятся молчаливыми, застенчивыми, раздражительными.

Пособие представляет собой сборник упражнений  в картинках по исправлению дефектов произношения.
Основная цель пособия заключается в том, чтобы предоставить логопедам, учителям-дефектологам,  родителям и детям картинный материал для автоматизации звуков.
Материал пособия достаточно прост в использовании. Апробирован в коррекционной работе с ОНР и ЗПР.
Представленный материал является частью общего комплекта по логопедической коррекции нарушений речевого развития ребенка и  направлен на преодоление таких речевых расстройств, как:

  • нарушение звукопроизношения  (неправильное артикулирование звуков, пропуски, перестановки звуков);
  • нарушение слоговой структуры слов;
  • лексические недостатки: бедный словарный запас; непонимание значения и смысла слова;
  • неправильное грамматическое оформление высказывания;
  • трудности в усвоении способов словообразования; нарушения  фразовой речи;
  • нарушение общения.

Отличие данной методики построения занятий в следующих моментах:

  • задания даются через призму пространственного положения  картинок с    изображением отдельных предметов или целых групп;
  • пропедевтические знания по математике вводятся через картинный материал занятия;
  • сюжетная основа занятий может быть беспредельно разнообразной;
  • «речевая плотность» каждого логопедического занятия достаточно велика;
  • экономия рабочего времени логопеда по подготовке к занятию.

Все задания объединяются  сюжетом сказки, рассказа-путешествия, который порой по ходу действия сочиняют дети. В каждом занятии коррекционные задачи по устранению нарушения звукопроизношения органично сочетаются с расширением словаря, формированием грамматического строя речи, развитием функции языкового анализа и синтеза и, кроме того, способствуют формированию пространственных представлений, пространственного ориентирования.

Кроме обязательных элементов  занятия  на автоматизацию звука,  через картинный материал вводятся дополнительно пропедевтические знания по математике:

  • на сравнение предметов по размерам;
  • на сравнение предметов по массе;
  • на  выделение определенных свойств предметов  (цвет, размер, форма, назначение);
  • на закрепление знаний  о  геометрических фигурах;
  • на практическое решение простых текстовых арифметических задач на нахождение суммы и остатка; счет предметов.

Для успешного обучения у ребенка должны быть сформированы многие умения и навыки. Прежде  ребенок должен:

  • чисто произносить и различать звуки;
  • грамматически правильно излагать свои мысли;
  • развивать и пополнять словарный запас;
  • уметь различать смысловые оттенки слов.

Многолетняя практика и поиски новых путей повышения результативности логопедической работы показали, что добиться положительного результата в коррекционной работе с детьми можно, если работа с ребенком будет динамичной, эмоционально приятной,  разнообразной.

Предлагаемое пособие представляет собой сборник упражнений в картинках по исправлению дефектов произношения звуков ( рис. № 1– 4) Оно является частью общего комплекта по логопедической коррекции речевого развития ребенка. Методика автоматизации произношения звуков, основанная на включении звука непосредственно в слова и фразы (без предварительной работы над слогами).  Основная цель пособия заключается в том, чтобы предоставить логопедам, учителям – дефектологам, родителям и детям картинный материал занятий для автоматизации.

Пособие имеет развивающую направленность, что позволяет использовать его в работе с детьми даже 5-летнего возраста в группе ФФНР, «Заикание», а также с детьми 6-летнего возраста в группах ЗПР, ОНР (3 – уровень).

Занятия строятся в занимательной, игровой форме с использованием речевых игр, что позволяет детям успешно овладевать звуковым анализом, с интересом наблюдать за особенностями слов, их использованием в речи.

В основе построения материала занятий лежит комплексно-игровой метод. Он включает в себя варианты занятий с использованием занимательных ситуаций, сказочного сюжета, элементов фольклора, воображаемых путешествий, экскурсий, поездок, приключений,  литературных персонажей, известных и придуманных игр, элементов сюжетно – дидактической игры, сюжетных и пейзажных картин, рисунков, мозаик, панно, сюжетов и героев мультфильмов.

Учебный материал подается в сравнении, сопоставлении и побуждает детей постоянно рассуждать, анализировать, делать собственные выводы, будит воображение и фантазию ребенка. Учится их обосновывать, выбирать правильное решение среди различных вариантов ответов. Таким образом, формируется и развивается главная ценность, основа всей учебной деятельности – творческое мышление ребенка.

Кроме обязательных элементов занятия на автоматизацию звука, через иллюстрации вводятся дополнительные пропедевтические знания по математике. Предлагаются  задания:

  • на сравнение предметов по размерам: больше, меньше, длиннее, короче, шире, уже, выше, ниже, глубже, мельче, толще, тоньше, такой же длины, ширины;
  • по массе: тяжелее, легче, такой же массы;
  • выделение из группы предметов одного или нескольких предметов, обладающих определенными свойствами (цвет, размер, форма, назначение);
  • выявляются, уточняются представления дошкольников о числе, счете.

Картинки с изображением предметов, используемые на логопедическом занятии, расположенные определенным образом в пространстве, находятся в различном положении по отношению друг к другу, к другим предметам, например: впереди, сзади, справа, слева, вверху, внизу, далеко, рядом, около, здесь, внутри, в, за, перед, над, под, напротив, между, в середине, в центре, дальше, ближе.

Занимательный материал при автоматизации звуков в словах не только помогают избежать утомительного для ребенка однообразия, но и способствуют развитию фонематических процессов, внимания, памяти, мелкой моторики.

За время коррекции звукопроизношения дети учатся: правильно произносить звуки в словах; делить слова на слоги;  выделять изучаемый звук из состава слова, находить его место в слове; правильно  использовать формы падежей, ориентироваться в пространстве.

Большая роль отводится заданиям на развитие умений звукового и слогового анализа:

  • выделение звука в звуковом ряду, определение положения звука в слове (в начале, конце, середине);
  • подбор слов на заданный звук или к готовой схеме сопоставление звука с другими, фонетически схожими звуками;
  • изменение слов путем замены одних звуков (и слогов) другими, с помощью перестановки звуков и слогов, их дополнение и исключение.

Приложение