Программа факультативного курса по экологии "Природоохранная деятельность"

Разделы: Экология


Современное восприятие мира и человека в нем, так называемый биоцентризм, еще только начинает приживаться в общественном сознании. Это новая мораль, включающая в себя уважение к природе и ответственность человека за свои поступки по отношению к ней, должна стать базисом современного экологического образования и воспитания подрастающего поколения. Такое мировоззрение необходимо формировать в ходе преподавания любого школьного предмета, но главная роль отводится экологии. 

Факультативный курс «Природоохранная деятельность» для учащихся 8–9-х классов общеобразовательной школы направлен на решение важнейшей задачи современного образования – формирование личности школьника, готового к жизни в  современном эколого-информационном обществе.

Данный  курс имеет экологическую направленность, но является интегрированным, включая в себя знания из других отраслей науки (биологии, генетики, географии, философии,   права), в педагогически целесообразной целостной системе.

Назначение курса – содействовать воспитанию экологической культуры учащихся, включающей признание ценности природы, убеждение в необходимости сбережения природных ресурсов для живущих и будущих поколений, чувство ответственности за судьбу окружающей среды и понимание неразрывной связи природы и общества.

Цели экологической подготовки состоят в том, чтобы, используя возможности данного элективного курса, способствовать формированию:

  • умений школьников принимать экологически грамотные решения в области природопользования;
  • осознания огромной роли взаимосвязи человеческого общества, его культуры и состояния природы;
  • убежденности учащихся, что потребности человека должны удовлетворяться с учетом свойств биосферы и современных научно-обоснованных технологий рационального природопользования;
  • ответственного отношения к природе, как общечеловеческому достоянию, а также к роли отдельной личности в жизни общества, природы и окружающей среды.

Формирование указанных качеств личности, ее самосознания, идеалов, убеждений, ценностных ориентиров предполагает усвоение определенных знаний, выработку соответствующих умений, овладение элементами экологической культуры.

Курс «Природоохранная деятельность» состоит из четырех разделов.

Разделы расположены в определенной системе. Изучение материала осуществляется последовательно от возникновения жизни на Земле до современной действительности и необходимости охраны природы. В ходе преподавания курса в доступной форме излагаются знания о человеке и окружающей среде, основные  задачи, проблемы и методы исследований,  объединенные понятием «природоохранная деятельность». Особое место в преподавании курса занимает использование  прикладных материалов. В процессе обучения развивается система нравственно-ценностных отношений к живому биологическому разнообразию, к окружающей среде, роли человека и общества в жизни нашей планеты и конкретно своего родного края.

Такой подход позволяет:

  • анализировать глобальные региональные и местные экологические проблемы;
  •  обсуждать причины негативных процессов в природе и пути их устранения;
  •  рассматривать позитивные примеры  компетентного принятия решений;
  •  обсуждать поиски новых технологий природопользования;
  •  моделировать условия перехода к устойчивому развитию.

Опираясь на общеэкологические понятия, курс предусматривает более глубокое овладение основами экологии с культурологическим акцентом на осознание роли природы в жизни людей и развитие объективного взгляда на роль самого себя в природе.

Раздел I. Зарождение жизни на Земле. Наука и религия

Тема 1. Начало начал. Газ, пыль и немного физики  (1 час)
Образование газопылевых туманностей, рождение и эволюция звезд. Основные этапы рождения звезды. Звезды гиганты, сверхгиганты и карлики.

Тема 2. Желтый малыш по имени Солнце  (1 час)
История возникновения солнца. Основные гипотезы развития солнечной системы.  Влияние солнечной активности на «лицо» Земли.

Тема 3. Соседи нашей планеты (2 часа)
Солнечная система. Планеты солнечной системы. Основные отличия и сходства планет земной группы.

Тема 4. Космос и жизнь. Гипотеза зарождения жизни из космоса  (1 час)
Основная гипотеза зарождения жизни из космоса – панспермия. Факты и находки ученых подтверждающие данную гипотезу. Работы Фреда Хойла по изучению появления бактерий и вирусов на Земле.

Тема 5. Наука и жизнь. Научная гипотеза зарождения жизни  (2 часа)
Коацерватные капельки академика Опарина. Этапы становления жизни на Земле по гипотезе Опарина. Сторонники и противники научной теории зарождения жизни  на Земле.

Тема 6.Религия и жизнь. Религиозная картина происхождения мира  (1 час)
Религиозная картина зарождения жизни на Земле. Как это описано в Библии.

Раздел II. И.Вернадский о биосфере. Из истории науки   (9 часов)

Тема 1. Владимир Иванович Вернадский – человек и ученный (1 час)
В.И. Вернадский – человек и  гражданин.
В.И. Вернадский – основоположник комплекса современных наук о Земле – геохимии, биогеохимии, радиологии, гидрогеологии и др.

Тема 2. Границы и историческое развитие биосферы (1 час)
Что такое биосфера. Как развивалась биосфера. Заслуги В.И. Вернадского в развитии учения о биосфере. Принципиальные положения этого учения. Взгляды Вернадского на современный этап развития биосферы.

Тема 3. Биосфера, как арена жизни (3 часа)
Три составные части биосферы – гидросфера, атмосфера и литосфера, как единая функциональная система. Специфические свойства геологических оболочек планеты. Основные особенности воздушной, водной и почвенной оболочек, как основных сред жизни, активно формирующих ее состав и биологические свойства.

Тема 4. Функциональные связи в биосфере (1 час)
Функциональная взаимосвязь составных частей биосферы. Взаимодействие процессов, происходящих в атмосфере, гидросфере и литосфере.

Тема 5. Место человека в биосфере (3 часа)
Концепция академика Вернадского. Ноосфера, как сложный комплекс факторов, включающий технологические, экономические, политические, юридические, моральные и иные социальные аспекты и порождающие новые подходы в динамике природных комплексов. Научно-технический прогресс и влияние деятельности человека на биосферу. Два аспекта решения проблемы невосполнимых ресурсов.

Раздел III. Маленькие секреты живых существ. Разгаданные и неразгаданные тайны ДНК

Тема 1. Жизнь под микроскопом. Из чего мы состоим  (3 часа)
Жизнь как форма существования белковых тел. Основные  химические элементы, входящие в состав клетки всех живых организмов. Элементарный состав белка. Азбука аминокислот. Значение  углерода, водорода и азота для зарождения жизни.

Тема 2. ДНК. РНК. Наследственная информация (5 часов)
Клетка как наименьшая единица строения всего живого. Наследственность и изменчивость – главные факторы основы многообразия животного мира. Дезоксирибонуклеиновая кислота как основная хранительница жизненно важной информации. Строение ДНК. Главные отличия ДНК и РНК. Основные функции ДНК и РНК (прораб и рабочий).

Раздел IV.Охрана  природы

Тема 1. Цели и задачи природоохранной деятельности (1 час)
Основные задачи природоохранной деятельности.Под­держание естественного хода процессов в биосфере, сохранение генетического разнообразия  (генофонда) живых организ­мов, экологически обоснованное ис­пользование как отдельных видов жи­вотных и растений, так и любой эко­системы в целом.

Тема 2. Проблемы охраны природы (1 час)
Основные проблемы охраны природы. Резкий рост насе­ления Земли, научно-техническая рево­люция, усиление различных форм при­родопользования, как основные причины возникновения экологических проблем. Основные источники новых форм за­грязнения окружающей среды.

Тема 3. Принципы сохранения среды жизни (1 час)
Экологические принципы сохранения среды жизни, как обоснования стратегии охраны природы

  1. Принцип  разнообразия в при­роде (только разнообразная живая природа оказывается устойчи­вой и высокопродуктивной),
  2. Прин­цип  потенциальной полез­ности каждого её компонента (не­возможно предвидеть, какое значение для человечества может иметь тот или иной вид в будущем),
  3. Принцип  всеобщей связи в живой природе (выпадение  одного звена в слож­ной цепи трофических и иных связей в природе часто приводит к непред­виденным результатам).

Тема 4. Задачи оптимального взаимодей­ствия человека и природы (1 час)
Задачи оптимального взаимодей­ствия человека и природы. Основные условия экологизации  всех форм взаимоотношений общества с приро­дой. Специфические природоохранные методы ис­следований, мониторинг.

Тема 5. Охрана природы, как совокупность юридических норм (2 часа)
Система   мероприятий    по    охране природы в  России  со времен царствования  Петра I   до настоящего времени. Конституция РФ, как важнейший законодательный акт, ре­гулирующий вопросы рационального использования и охраны природы. Статьи Конституции РФ (ст. 73, 131, 147) регламентирующие деятельность государственных органов (высших и местных) по охране природы.  

Тема 6. Законы РФ об охране окружающей среды (1 час)
Право  об охране лесов, земельное и водное законодательство, законода­тельство о недрах, Закон об охране и использовании животного мира, Закон об охране атмо­сферного воздуха – как мера должного и возможного поведение людей по отношению к природе.

Тема 7. Система мер по наказанию нарушителей законодательства (1 час)
Неблагоприятные  последствия, наступающие при невыполнении установленных законодательством правил. Система мер по наказанию нарушителей (возмещение убытков, административная и уголовная ответственность и др.).

Список  литературы для учителя:

  1. Алексеев   С.В.,   Беккер   А.М. Изучаем экологию — экспериментально/ Под ред. И.Ю. Алексашиной. СПб, 1993.
  2. Антипова Т.И. Компьютер на уроках экологии // Биология в школе. — 1993. — №1.
  3. Биоиндикация и мониторинг./ Под ред. А.Г. Криволуцкого — М.: Наука, 1991.
  4. Бобылева   Л.Д. Практика экологического воспитания школьников// Биология в школе, 1994. – №3.
  5. Исследование состояния окружающей среды: Мето­дическое пособие для учителей. — Тамбов, 1994.
  6. Комиссарова Т.С.,  Макарский А.М. Полевые уроки по геоэкологии — СПб., 1995.
  7. Кузнецов   М.А.,   Ибрагимов   А.К., Неручев   В.А.,   Юлова   Г.А.  Полевой практикум по экологии. — М., 1994.
  8. С. А. Остроумов, О. И. Крассов, Алексеев С.В. и др. Практикум по экологии: уч. пособие. – М.: АО МДС, 1996.
  9. Об охране окружающей среды. Сборник документов партии и правительства.1917 —1981, М., 1981;
  10.  Правовая охрана природы, под ред. В.В. Петрова, М., 1980;
  11. Лес и охрана при­роды, под ред. С.Г. Синицына, М., 1980;
  12. Справочник по охране природы, М., 1980;
  13. Круговорот вещества в природе и его изменение хозяйственной деятельностью человека, под ред. А.М.Рябчикова, М., 1980;
  14. Редкие и исчезающие виды флоры СССР, нуждающиеся в охране, 2 изд. Л., 1981; Яблоков А.В., Остроумов С.А.;
  15. Охрана живой природы: проблемы и перспективы, М., 1983;
  16. Влияние загрязнения воздуха на растительность, под ред. Х.-Г. Десслера, пер. с нем., М., 1981;
  17. Биология охраны природы, пер. с англ, М., 1983.

Список  литературы для учащихся:

  1. Большая энциклопедия природы. М.: ООО «Мир книги», 2004. – 192 с. цв. ил.
  2. Лесная энциклопедия: в 2-х т., М.: Сов. энциклопедия,1986. – 631с., ил.
  3. Большая детская энциклопедия / пер. с англ. А.И.Кима. – М.: ООО «Росмен-издат», 2002. – 333 с. ил.
  4. Охрана окружающей среды  // №1, № 2. 1991.
  5. Заповедными тропами / Т.А.Адольф, М.И.Давыдова, В.П.Емельянова. – 2-е изд. перераб. и доп. –  М.: Просвещения – 1988.– 191с.: ил.
  6. Окружающая среда и ее охрана: – М.: Просвещение. 1985. – 191 с.: ил.
  7. Охрана природы: Пособие для учащихся / А.В.Михеев, Просвещение, 1983. – 144 с.: ил.