Реализация компетентностного подхода в географическом образовании

Разделы: География


Встречаю cвоего старого Учителя. После приветствий, вопросов о жизни он спрашивает: «Кем же работаешь?» – «Учителем географии…» – «Ну да, ведь мы всю географию своими ногами исходили!» Из того прекрасного далёка до сих пор храню я в памяти практические уроки географии.
Так детское увлечение походами стало делом всей жизни, делом, которому посвящено четверть века.
«Без географии – вы нигде!» Стараюсь, чтобы этим девизом проникся каждый мой ученик.

Сквозными направлениями содержания географического образования являются гуманизация, социологизация, экологизация, экономизация.

Претворять в жизнь эти направления помогает владение современными технологиями обучения. Реализация компетентностного подхода – это инновационное направление, которое позволяет по-новому осознать и понять значимость школьной географии.

Географическая наука является частью культуры и средством постижения ее ценностей. Я пытаюсь учить географии так, чтобы учащиеся понимали самоценность природы как среды обитания человека, значимость многообразия культурных миров планеты. Современная география, изучая пространственные аспекты территориальной организации общества, его изменения во времени, предлагает пути решения многих проблем жизни общества. Поэтому формируемые географические знания должны стать фундаментом практической деятельности, а умения – основой для формирования ключевых компетенций.

Информационно-коммуникативные технологии

Важная роль в решении этих задач, в модернизации географического образования принадлежит компьютерным технологиям и мультимедиа. Это требование времени.  В современном школьном образовании формируются модели обучения, основанные на системе ценностей информационной цивилизации. Школа не может себе позволить отставать от своих учеников, многие из которых свободно ориентируются в компьютерном мире. Разумным представляется соблюдение в преподавании географии определённого баланса между традиционными и компьютерными технологиями.

Создание специальных мультимедийных программ на базе стабильных учебников неизмеримо расширяет возможности обучения географии.

Мультимедиа-учебник – это средство обучения нового поколения, сочетающее в себе элементы разных видов компьютерных программ (учебные, тренажёры, контролирующие, демонстрационные, моделирующие).

Благодаря мультимедиа-технологиям учебный материал представлен ярко и увлекательно в виде разнообразных носителей информации: иллюстраций, видеофрагментов, компьютерной анимации, слайдов, текстов, сопровождаемых словами диктора и музыкой. Кроме базового учебного материала, в мультимедиа-учебнике предусмотрены возможности для углублённого изучения географии по нескольким направлениям: использование материалов справочного раздела, выполнение практических работ углублённого или межпредметного характера. Мы, географы, стали осваивать эти учебники четыре года назад. Одним из первых уроков по применению мультимедийного учебника стал урок по теме «Почва – национальное достояние» в нашем лицее.

Девизом урока стала строка «Всему начало – плуг и борозда…» Подразумевалось, что и компьютерным технологиям тоже.

На уроке использовались такие разделы мультимедиа как практические работы. Выполняя одну, ребята конструировали различные типы почв. Другая практическая работа выполняла одновременно роль тренажёра. И это характерно для мультимедиа: неправильные ответы не хотят вставать на место. Поэтому ученик вынужден в конце концов выполнить работу правильно.

Затем учащиеся анализировали карты электронного учебника. Надо отметить, что в электронный учебник авторы поместили карты, которых нет ни в атласах, ни в традиционном учебнике. Одним из достоинств карт является то, что информацию на них можно демонстрировать, постепенно вводя тот или иной компонент, чего нельзя сделать на печатной основе. В конце урока ребята выполнили тест, сразу же оценив свою подготовку по теме.

Использование компьютера не цель, а средство обучения. Поэтому стремлюсь технологичность урока дополнить любованием произведениями живописи, как в данном случае, стихами о родной природе. На этом уроке каждый сидел за компьютером.

На уроке по теме «Болота», который назывался «Топи да болота», фрагменты мультимедиа демонстрировались на экране в сопровождении дикторского текста. Средствами анимации был представлен процесс образования болота.

Другая важная функция мультимедиа-учебника – организация самостоятельной учебной деятельности, в т.ч. и дома. И этот аспект, очевидно, тоже требует внимания.

Практика применения мультимедиа ещё недостаточна. Предстоит много поработать в этом направлении. А в будущем электронным учебником предполагается снабдить каждый печатный учебник. По этому пути идёт издательство «Просвещение», создавая УМК «Сферы» в формате единой информационно-образовательной среды.

Метод проектов

Смею сказать, что метод проектов учителя географии стали применять одними из первых в городе.

Эпиграфом к проектному обучению может служить следующая китайская пословица: «Скажи мне – и я забуду. Покажи мне – и я запомню. Вовлеки меня – и я научусь».

Учащиеся самостоятельно постигают географические проблемы, имеющие жизненный смысл, овладевают комплексом географических умений, основами взаимодействия друг с другом и рефлексией, учатся приобретать новые знания и интегрировать их. Организация учебных исследований – неотъемлемая часть в реализации компетентностного подхода.

Примером могут служить такие проекты, выполненные моими учениками, как «Этнографический образ России», имеющий огромное воспитательное значение для гражданина многонационального государства, способствующий воспитанию толерантности, уважения к обычаям других народов, желания понять особенности национальной психологии.

Проект «Образная карта России» способствует восприятию территории как единого целого, обладающего определёнными природными условиями. Здесь живут народы со своей сложившейся системой хозяйства, природопользования. Природные условия накладывают свой отпечаток на быт, менталитет, художественное осмысление действительности. Так, постигая реальные процессы, участники проектной деятельности конструируют новые объекты (образную карту территории).

Персональный проект – это творческая работа, с применением исследовательского метода, основы которого соотносятся с деятельностным подходом. В прошлом году учащиеся, посещавшие элективный курс «Ветер странствий», в качестве зачётных работ представляли маршруты путешествий по различным регионам России. Три работы были посвящены рекреационным ресурсам Коломенского района. Это такие работы как «Перспективы организации познавательного туризма», «Рекреационная оценка природных условий Коломенского района», «Православно – исторические места г. Коломны».

Используя проектирование как метод познания, учащиеся приходят к переосмыслению роли знаний в социальной практике. Работа над проектом, а главное – рефлексивная оценка планируемых и достигнутых результатов помогают им осознать, что знания – это не столько самоцель, сколько необходимое средство, обеспечивающее способность человека грамотно выстраивать свои мыслительные и жизненные стратегии, принимать решения, адаптироваться в социуме и самореализоваться как личность.

Технология коллективного взаимообучения

Одна из личностно-ориентированных технологий – технология коллективного взаимообучения. (Коллективный способ обучения) Организационная структура урока по этой технологии позволяет увеличить время самостоятельной работы учащихся, управляемой посредством использования различных обучающих и контролирующих программ и графика самоучёта.

Расскажу, как применяю технологию взаимообучения. Прежде чем перейти на эту технологию, убеждаюсь, что класс овладел необходимыми приёмами учебной работы. Материал  урока делится на четыре части. Ребята работают в динамических парах. У каждого– задание, которое он тщательно выполняет в течение 7–10 минут. Я в это время работаю индивидуально: корректирую при необходимости ход работы. При работе в динамических парах каждый чувствует ответственность за подготовку своей части нового материала. Ведь он должен быстро разобраться в вопросе и объяснить каждому члену группы то, что узнал сам. При недобросовестном отношении или плохой подготовке в силу недостаточной сформированности навыков рациональной организации учебного труда ученик может подвести членов своей динамической пары. Это выяснится в результате теста, проверяющего уровень первичного усвоения материала. На первых уроках с применением такой методики случаются конфликты между детьми, которые исчезают в дальнейшем, так как в классе складывается обстановка взаимной требовательности.

В журнал проставляю хорошие и отличные оценки, удовлетворительные – по желанию. Таким образом, не только накапливаю оценки, но и осуществляю мониторинг усвоения темы. Каждый ученик видит, по каким вопросам у него пробелы в знаниях и имеет возможность устранить их перед итоговым контролем.

Модульное обучение позволяет наилучшим образом реализовать деятельностный подход, сформировать ключевые компетенции самообучения и саморазвития, способность принимать решения, оценивать свою деятельность.

Преимущества этой технологии: во-первых, предоставляет возможность учащимся работать индивидуально, в присущем только им темпе, в парах или группах; во-вторых, обеспечивает «мягкие» формы контроля. Применение этой технологии требует от учителя большой работы по созданию индивидуальных программ, заданий, материалов для самоконтроля.

Надо сказать, я долгое время недооценивала возможности модульной технологии в обучении географии. Считала, что её применение ограничивает возможности развития устной речи учащихся. Проблему можно решить, если для повышения эффективности работы по данной технологии в календарно-тематическом планировании предусмотреть уроки, на которых ребята имели бы возможность обсуждать различные вопросы, дискутировать.

Итак, применение современных педагогических технологий позволяет формировать ключевые компетентности:

  •  информационную культуру, умение ориентироваться в потоке информации, критически её оценивать, систематизировать, обобщать.
  • способность к самообучению, саморазвитию
  • компетентность в принятии решений
  • коммуникативные компетентности
  • рефлексивные качества личности
  • умение работать в команде

Более целенаправленно, с учётом индивидуальности формирование компетентностей осуществляется в рамках элективных курсов. Элективный курс по географии называется «Ветер странствий» (география туристских регионов России). Выбор такого направления был предопределён пожеланиями учащихся, объективной возможностью продвижения на рынке труда в качестве менеджера по туризму. Все слушатели элективного курса являются в настоящее время учениками профильного социально-экономического класса.

Какие бы технологии мы ни применяли, наши уроки должны формировать готовность школьников к профессиональному самоопределению, адаптации в социуме, готовности жить для Отечества.

Приложение