"Красоту надо уметь замечать". Цветы

Разделы: МХК и ИЗО


Цели и задачи: Развитие художественно-образного мышления, эмоционально-чувственного восприятия. Учиться видеть красоту в природе, любоваться цветами. Развивать творческое воображение, фантазию, совершенствовать приемы работы акварелью. Умение создавать собственные образы.

Оборудование: ИКТ, акварель, гуашь, кисти, музыкальное сопровождение

Ход урока:

1. Организационный момент

2. Беседа

Начало урока: Класс наполняется звуками музыки (видео сюжет “распускание цветов”, Большая энциклопедия “Кирилл и Мефодий - 2000”, см. папку Приложение, файл flowers.avi)

На экране изображение распускающегося прекрасного цветка. (дети с восторженными лицами наблюдают за происходящим). Используя этот момент (эмоционально-чувственного восприятия) я читаю стих :

Я должен над цветами наклониться
Не для того, чтоб рвать или срезать,
А чтоб увидеть добрые их лица
И доброе лицо им показать
С. Виргун.

Цветы … Они являются украшением нашей земли. Украшением самым необычным, загадочным, таинственным. Цветы имеют необычную форму и цвет, и сейчас мы это увидим.

  • Сообщение темы урока.

Тема нашего урока “Красоту надо уметь замечать”.

  • Введение в тему урока.

Во время урока учащимся предлагаем поиграть в игру (игра состоит из трех этапов)

1 этапИгра в “зрителей”

(Уметь видеть и чувствовать красоту, созданную не только художником, но и самой природой)

Звучит музыка (см. папку Приложение, презентацию PowerPoint). На экране появляются слайды с изображением самых разнообразных цветов. Ребята любуются красотой цветов в природе. Звучание музыки постепенно усиливается. На экране картины художников (см. папку Приложение, презентацию PowerPoint).

Я говорю ребятам о том, что художники любят изображать цветы. Образы цветущих растений помогают художникам, поэтам, музыкантам выражать свои чувства, мысли, настроение. Каждый из них создает особенный образ дорогих ему цветов. Эти образы складываются из форм (цветы бесконечно разнообразны по виду).

Ребята внимательно рассматривают картины художников. После просмотра задаю ребятам вопросы:

  1. Какие цветы вы увидели?
  2. Какое настроение у вас вызывают цветы?
  3. Если вы увидели знакомые цветы, назовите (ответы учащихся).
  4. Подберите слова, которые подчеркнут красоту цветов (ответы учащихся).
  • Ребята, а кто почувствовал, как изменилась музыка и почему? (ответы учащихся).

Какие цвета используют художники, изображая цветы? (ответы учащихся)

Что общего между цветами в природе и изображениями на картине? (ответы учащихся)

2 этап: Игра в “художников”

Разрешаю ребятам встать и представить, что они оказались в одной из сказок, в волшебном саду. В этом саду растут цветы неписанной красоты.

- Попробуйте увидеть свой чудо-цветок и изобразить его.

Показ учителем:

Перед работой показываю несколько приемов выполнения задания.

По сырому: а). перед работой лист покрывают чистой водой и дают подсохнуть, пишут по влажному листу, благодаря чему получаются плавные переходы;

б). наноситься каждый мазок рядом с предыдущим, пока тот не просох, захватывая немного соседний мазок, благодаря чему образуется мягкий переход.

  • Творческая, практическая деятельность учащихся.

(См. приложение – музыкальный ряд, видео сюжет “Цветы”)

Ребята приступают к работе, работают на листах нестандартной формы.

У ребят уже возник свой прекрасный образ чудо-цветка и они стараются его изобразить. Используя приемы работы акварелью, гуашью цветок постепенно расцвечивается разными цветами.

Работа завершена. И вот перед каждым - необычной красоты цветок.

3 этап: Чудесное превращение.

(См. папку Приложение, музыкальный ряд, презентация PowerPoint)

Ребята с цветами выходят на середину класса. Рядом с собой положили цветы – получился импровизируемый волшебный сад. (Я и ребята представляем, что мы цветы).

- Ребята, представьте себе раннее утро (негромко звучит музыка). Кругом тишина, все в природе отдыхает. (Показываем как цветы отдыхают)

  • Присели.
  • Голову наклонили вправо (листочки – руки под правую щечку).
  • Голову наклонили влево (листочки - руки под левую щечку).

Под звуки пения птиц цветочки просыпаются. Открывают глазки, умываются росой, листочки тянутся навстречу солнышку (можно встать на носочки и покружиться).

Ребята поднимают цветы и показывают друг другу добрые их лица.

Цветы собираем в большой красивый букет (корзину).

Итог урока: совместные выводы учителя и учащихся.

  • Какое настроение возникает у вас, когда вы смотрите на эти цветы? (импровизируемый букет цветов - ответы учащихся)
  • Обобщение. Ребята рассказывают о трех этапах игры, выделяют главное. (Ответы учащихся)
  • Уборка рабочего места.

Приложение