"Офисные технологии" – методическая разработка

Разделы: Информатика, Общепедагогические технологии


Быстрое развитие информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ) и возрастание их роли в учебно-воспитательном процессе школы требует пересмотра подхода к обучению в целом. Очевидно, что эффективность процесса обучения в настоящее время зависит от того, насколько глубоко интегрируются новые информационные технологии обучения в уже привычные, традиционные технологии.

В настоящее время под ИКТ мы понимаем совокупность методов, алгоритмов и средств обработки и передачи документированной информации, включая прикладные программные средства, и регламентированного порядка их применения.

С этой точки зрения, к основным информационно-коммуникационным технологиям, используемым в учебном процессе, относятся:

  • Офисные технологии, позволяющие подготовить большинство учебных материалов в Word, Excel, PowerPoint, Access, Paint;
  • Сетевые технологии, осуществляющие доставку учебных материалов в рамках локальной школьной и глобальной Интернет сети и регламентирующих доступ к ним;
  • Телекоммуникационные технологии, организующие взаимодействие между пользователями в рамках электронной почты, телеконференций, досок BBS, форумов и чатов;
  • Широкий спектр специализированных прикладных программных средств, обеспечивающих школьный документооборот, различные контролирующие мероприятия, управление учебным заведением;
  • Средства разработки программных комплексов учебного назначения (от HTML документов до виртуальных миров и виртуальных лабораторий).

При использовании различных информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе огромное внимание необходимо уделять педагогически осознанному их применению.

Подача теоретического материала с использованием ИКТ ученикам обладает рядом особенностей. Можно выделить следующие:

  1. Учащиеся выросли на телевизионных передачах и компьютерных играх, и приучены воспринимать зрительные образы. Поэтому, материал, сопровождаемый красочными иллюстрациями, вызывает больший интерес и лучше усваивается, чем изложение использование того же самого с помощью мела и доски. Таким образом, учитель начинает говорить на языке, понятном каждому ученику и учит его формулировать свои мысли кратко и четко.
  2. Разработка таких материалов развивает логическое мышление, учит отделять главное от второстепенного, структурировать информацию. Такие навыки очень полезны именно сегодня, в эпоху информационного бума.
  3. Применение ИКТ дает возможность оперативно модифицировать учебные материалы.
  4. Применение ИКТ позволяет многократно использовать и тиражировать в разных формах подготовленные материалы.
  5. Применение ИКТ делает учебные материалы доступными учащимся в любой момент и, возможно, из любого места, т.е. делает материалы мобильными и легко доступными.
  6. Использование ИКТ естественным путем знакомит учащихся с культурой информационного общества.

Как правило, для подготовки теоретического материала достаточно современного Microsoft Office 2000 или более старших версий.

Microsoft PowerPoint.

Одним из самых популярных является PowerPoint – средство создания и показа презентаций. Назначение этой системы — помочь пользователю оперативно подготовить набор слайдов для демонстрации во время выступления. Презентации Microsoft PowerPoint могут демонстрироваться с помощью компьютера ил специального проектора, распечатываться на бумаге, служить раздаточным материалом для лекторов и докладчиков и т. д. Во всех случаях Microsoft PowerPoint позволяет подготовить эффектную и профессионально оформленную презентацию, эффективно организовать работу над ней, рационально спланировать и провести показ подготовленных материалов.

Учитель располагает целым рядом возможностей. Среди этих возможностей могут быть выделены основные и специальные. Основные возможности системы связаны непосредственно с подготовкой презентации и ее показом перед аудиторией. Презентация формируется в процессе работы пользователя с системой как единое целое. В Microsoft PowerPoint предусмотрены широкие возможности по части создания и оформления отдельных слайдов. Слайд Microsoft PowerPoint может включать в себя вставки текста, рисованные фигуры и рисунки, фотоснимки, другие графические объекты, диаграммы, организационные диаграммы, кино и звук.

Благодаря Microsoft PowerPoint 2000 пользователь без труда компонует презентацию из материалов, подготовленных с помощью других программ и систем. Применение готовых шаблонов позволяет выдержать оформление презентации в едином стиле; функция проверки орфографии и стиля помогает пользователю избегать грамматических ошибок и стилистических недочетов в текстовых вставках. Слайды Microsoft PowerPoint могут обладать и такими свойствами, которые были бы невозможны в обычных слайдах. Сюда следует отнести, прежде всего, анимационные и звуковые эффекты, организация слайдшоу, хронометрированных по времени.

Показ презентации может осуществляться разными способами. При этом в Microsoft PowerPoint предусмотрено множество дополнительных функций, призванных усовершенствовать и облегчить показ слайдов. Так, учитель может, в зависимости от аудитории, исключать отдельные слайды из показа или включать их вновь; выделять в составе основной презентации одну или несколько “адаптированных”. Слайды могут сменяться щелчком мыши или автоматически, по прошествии определенных интервалов времени. Учитель может пользоваться особым “пером” и делать на слайде пометки, которые потом мгновенно устраняются.

Специальные возможности Microsoft PowerPoint версий 2000-2003 кардинально расширяют диапазон применения системы. Так, с помощью Microsoft PowerPoint можно вести послайдовый хронометраж урока; кроме того, на экран можно вывести заметки учителя и примечания. Система, таким образом, помогает не только подготовить и показать слайды, сопровождающие выступление, но и выстроить само занятие и рациональным образом спланировать его.

С помощью Microsoft PowerPoint можно организовывать сетевые конференции, в которой пользователь может принимать участие как учитель или как ученик. Новая версия системы предусматривает расширенные возможность сохранения презентации в виде Web-страницы.

Таким образом, Microsoft PowerPoint 2000 реализует широкий спектр функций, относящихся к подготовке и показу слайдов, а также к оптимизации подготовки и проведения занятий в целом.

Microsoft Word.

При проведении практических занятий с помощью текстового процессора Word 2000 и более старших версий готовятся:

  • раздаточные материалы различного назначения,
  • рабочие тетради, задание в которых ученик выполняет дома, а на уроках производится сверка ответов,
  • тестовые задания с открытыми ответами, которые заполняют ученики.

Текстовый процессор Microsoft Word 2000 входит в состав Microsoft Office 2000 и представляет собой наиболее свежую версию пользующегося большой популярностью текстового процессора Microsoft Word. Он обладает широкими возможностями по созданию, оформлению, редактированию и сохранению в различных форматах документов самых разных видов.

Среди дидактических возможностей по созданию и оформлению документов следует назвать следующие:

  • набор текстов на любых языках с любым набором специальных символов;
  • богатый выбор шрифтов, начертаний и шрифтовых эффектов;
  • любые виды форматирования абзацев с применением неограниченного количества стилей;
  • автоматизированное создание списков и таблиц, автоматическая нумерация заголовков;
  • вставка иллюстраций (хранение иллюстраций в отдельных файлах и в одном файле с основным;
  • документом); любые виды компоновки рисунка и текста;
  • использование шаблонов для создания документа.

Учителю-предметнику необходимо знакомство с практически всеми связанными с созданием и оформлением документа вопросами; в том числе и умение работать с редактором формул, построением диаграмм и некоторыми другими.

Редактирование документа является важнейшей задачей, для которой предназначен Microsoft Word. Потребности редакторской работы с документом обслуживаются целым арсеналом средств Microsoft Word, среди которых мы бы выделили как важнейшие:

  • контекстный поиск и замена;
  • переход к заданной позиции текста и использование закладок;
  • работа со структурой документа;
  • проверка орфографии и грамматики.

Необходимо также знакомство с широким кругом вопросов, связанных с рецензированием документов (примечания), работой в режиме отображения исправлений и т. д. Текстовый процессор Microsoft Word позволяет загружать, просматривать, редактировать и сохранять документы самых разных форматов. Одной из наиболее привлекательных на сегодняшний день является радикально усовершенствованная возможность сохранять документы Microsoft Word как Web-страницы, что открывает перед пользователем Microsoft Word 2000-2003, по сравнению с предыдущими версиями, гораздо более широкие перспективы в области создания и размещения публикаций в сети Интернет.

Учителю необходимо также и умение использовать автоматизацию обработки документа: создание автоматических оглавлений, системы перекрестных ссылок, сносок и т. д.

Microsoft Excel.

Для использования офисных технологий на лабораторных занятиях более всего подходит Excel 2000-2003. С помощью этого табличного процессора возможно создание лабораторных журналов по целому ряду школьных предметов, в том числе и связанных с задачами моделирования математических, физических и химических процессов.

Microsoft Excel 2000-2003 представляет собой мощную систему создания и использования электронных таблиц. Однако реальные возможности этой системы гораздо шире, чем вычислительный потенциал электронной таблицы.

Следует обозначить основные положения, соответствующие группам возможностей:

  • Создание электронных таблиц, использующих, наряду с арифметическими действиями библиотеку встроенных функций: математических, статистических, логических, финансовых и пр.
  • Работа со специализированными форматами значений: датами, денежными единицами.
  • Создание баз данных и наиболее простые функции управления ими: сортировка и фильтрация данных, ввод и поиск данных с помощью формы.
  • Возможности обработки численных и иных данных: подбор значения параметра или нескольких параметров, подготовка сводных таблиц.
  • Построение диаграмм и графиков любых видов на основе данных, представленных в таблице. Различные варианты внешнего оформления диаграмм (с указанием масштаба осей и без, с легендой и без и пр.).
  • Расчет таблицы значений функции от одной или двух переменных и построение графика на основе таблицы подстановки.

Весь перечисленный здесь набор возможностей был во многом реализован уже в предыдущих версиях системы Microsoft Excel 2000-2003, но многие из этих возможностей в Microsoft Excel 2000 и 2003 усовершенствованы и расширены. Это касается в первую очередь подготовки сводных таблиц: процедура сделана гораздо более удобной; кроме того, теперь пользователь может подготавливать сводные диаграммы.

С помощью электронных таблиц пользователь компьютера может радикально облегчить себе решение многих повседневных задач прикладного, главным образом вычислительного характера.

Графический редактор Paint.

Графика, как и другие формы искусства, основанного на принципах гармонии, обладает способностью активизировать или расслаблять человека, снимать стрессы и стимулировать разум и чувства к сознательной творческой деятельности.

Применение графики в учебных компьютерных системах не только увеличивает скорость передачи информации учащимся и повышает уровень ее понимания, но и способствует развитию таких важных для специалиста любой области деятельности качеств, как интуиция, профессиональное чутье, образное мышление.

В стандартной поставке Windows в группе “Стандартные” имеется графический редактор Paint. Самый элементарный графический редактор Paint можно использовать на кружках математики и информатики.

Интересными получаются задания на построение равнобедренного или равностороннего треугольника без использования сетки, деления отрезка на заданное количество частей, симметричных фигур. Учащиеся привыкли пользоваться линейкой и циркулем, а в графическом редакторе нет циркуля и линейкой измерять нельзя – нужно знать правила математики.

Выводы

Использование офисных технологий в учебном процессе:

  1. Повышает наглядность и доступность материалов.
  2. Повышает интерес у школьников к конкретной учебной дисциплине.
  3. Знакомит учащихся с информационной культурой нашего общества.

Литература

  1. Учебник “Информатика и информационные процессы”, Н.Д. Угринович
  2. Применение международных информационных технологий в учебном процессе. CD диски.
  3. Образование и XXI век: Информационные и коммуникационные технологии. – М.: Наука, 1999.
  4. Материалы ресурса Интернет.