Вход в Личный кабинет

Подписка

  • Цветной журнал с электронными приложениями;
  • Бумажные и электронные версии;
  • Скидки постоянным подписчикам.

Вы можете ознакомиться с номером журнала.

Оформить подписку

Урок курса "Мы и окружающий мир", 3-й класс. Лес – природное сообщество

Разделы: Преподавание в начальной школе


Урок:предметная область «Природные сообщества».

Тема: Лес – природное сообщество.  

Тип урока: контрольно-обобщающий урок с применением методики интерактивного обучения  “Мозаика”.

Цели урока:

  • Формировать навык установления связей внутри природного сообщества лес: между растениями и животными, между разными группами животных.
  • Развивать общеучебные умения и навыки: классификация объектов, выделение главного в тексте, установление связей между объектами.
  • Совершенствовать умение активно взаимодействовать со сверстниками, воспитывать культуру общения.

Ожидаемый результат:

Учащийся будет:

  • знать:
    • наиболее типичных представителей растений и животных природного сообщества лес;
    • правила поведения в природе;
  • уметь:
    • приводить примеры растений и животных природного сообщества лес;
    • устанавливать последовательность круговорота веществ в природе;

Форма проведения урока:индивидуально-групповая.

Методы:словесный, наглядный, частично-поисковый.

Оборудование урока:

  • компьютер;
  • мультимедийная презентация (Приложение 7);
  • мультимедийный компакт-диск «Природа России» (Новый диск)
  • мультимедийный компакт-диск «Мир природы» (Новый диск)
  • мультимедийный компакт-диск «Естествознание» (Новый диск)
  • папка экспертной группы;
  • папка рабочей группы.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент (направлен на положительный эмоциональный настрой детей)

Учитель.

Встало солнышко давно,
Заглянуло к нам в окно.
Торопись скорее в класс,
Интересно здесь у нас!

– Дети! Представьте, что на вас льет солнышко свои теплые лучики. Дарит их маме, папе, близким людям, всем животным и растениям. Пожелайте им любви и добра!

2. Формулировка темы урока

– Два последних урока курса «Мы и окружающий мир» были посвящены теме «Природные сообщества». Сегодняшний урок – урок подведения промежуточного итога по одному из сообществ. О чём пойдёт речь, вам предстоит отгадать.

Весной веселит,
Летом холодит,
Осенью питает,
Зимой согревает.

Загадка появляется на экране проектора.

Учитель. Что это? Верно, это – лес. Сегодня мы с вами в него отправляемся для того, чтобы встретить давно знакомых жителей леса и разгадать новые загадки о них.  

На экране проектора появляется Лесовичок.

– А вот и хозяин леса – Лесовичок. Он будет нашим проводником в лесу. Работать будем в группах. У вас на партах лист оценивания работы группы. (Приложение 1) Помните, что недаром говорят «Один за всех  и все за одного».
На уроке  будет несколько видов работы. Недаром я выделила их разными цветами. Из общего количества баллов, полученных на уроке будет складываться ваша отметка по теме.
После каждого вида работы я предлагаю фиксировать уровень новизны, уровень трудности,  отношение к заданию  в строке уровень правильности каждая группа будет обозначать числом количество правильных ответов. Дополнительный балл начисляется группе быстрее всех справившейся с заданием.
Итак, приступаем к работе.
В лес нельзя войти, пока не вспомним, как нужно вести себя в нем.

Задание № 1 от Лесовичка «Проверь себя (Приложение 2)

Поставьте номер утверждения в нужный столбик таблицы.

На экране проектора появляются правила поведения в лесу и дети распределяют высказывания на две группы (верные – неверные).

– Можно срывать цветы.
– Нельзя ловить насекомых.
– Нельзя уничтожать жаб, лягушек и змей.
– Нельзя близко подходить к гнездам птиц.
– Можно уносить из леса детенышей зверей.
– В лесу можно шуметь и громко разговаривать.
– Ходить по тропинкам, чтобы растения не погибли от вытаптывания.
– Весной и в начале лета брать с собой собаку.

Учитель. Поработайте с листом оценивания. Я рада, что все справились с заданием! Итак, представьте, что мы входим в лес.
Эмоциональный настрой учащихся на тему урока (чтение стихотворения наизусть).

Ученик.

Здравствуй, лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Ты о чем шумишь листвою
Ночью темной, грозовою,
Что там шепчешь на заре,
Весь в росе, как в серебре?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Все открой, не утаи.
Ты же видишь – мы свои!

3. Обобщение знаний о растениях леса

У. Деревья – главные лесные жители, они определяют весь облик леса и многие его особенности. Леса делятся на разные типы. Назовите основные типы лесов по преобладающему виду растений.

Д. Хвойные, или тайга.
– Широколиственные.
– Смешанные.

– Запишите в таблицу «Типы лесов» ваши ответы. (Приложение 3)

Интерактивная экскурсия «Типы лесов»

У. Сейчас мы отправляемся в виртуальную экскурсию, после которой вам необходимо будет записать в таблицу наиболее ярких представителей флоры каждого типа леса.

Работа в группах. Проверка задания.

Д. В хвойных лесах растут ель, сосна, пихта, кедр, лиственница.
– В широколиственных –  дуб, бук.
– В смешанных – дуб, липа, клен, ель, сосна, береза.
Фиксируем результат в лист  оценивания.
У. Под сенью деревьев находит приют множество лесных растений. Все они живут в содружестве, не мешая друг другу.

4. Проверка знаний по теме «Растения леса»

Задание №2 от Лесовичка. «Проверь себя» (Приложение 4)

Прочитайте названия деревьев и подумайте  к какому относится каждый листочек.

Проверка. Рефлексия:

Л. Если вы прочитаете числа римской нумерации, то узнаете, какой высоты могут вырасти некоторые деревья.

На доске прикрепляются картинки с изображением деревьев. Дети читают:

ДУБ СОСНА  ОСИНА  БЕРЕЗА   ОЛЬХА   ТОПОЛЬ      ЕЛЬ
XL      LV         XXXVI    XXIX        XXV           XLV         XXX

– Какое дерево дольше всех живет?

Дети, решив математическую цепочку, находят ответ:

24 : 4 • 8 – 72 : 9