Урок курса "Мы и окружающий мир", 3-й класс. Лес – природное сообщество

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Урок:предметная область «Природные сообщества».

Тема: Лес – природное сообщество.  

Тип урока: контрольно-обобщающий урок с применением методики интерактивного обучения  “Мозаика”.

Цели урока:

  • Формировать навык установления связей внутри природного сообщества лес: между растениями и животными, между разными группами животных.
  • Развивать общеучебные умения и навыки: классификация объектов, выделение главного в тексте, установление связей между объектами.
  • Совершенствовать умение активно взаимодействовать со сверстниками, воспитывать культуру общения.

Ожидаемый результат:

Учащийся будет:

  • знать:
    • наиболее типичных представителей растений и животных природного сообщества лес;
    • правила поведения в природе;
  • уметь:
    • приводить примеры растений и животных природного сообщества лес;
    • устанавливать последовательность круговорота веществ в природе;

Форма проведения урока:индивидуально-групповая.

Методы:словесный, наглядный, частично-поисковый.

Оборудование урока:

  • компьютер;
  • мультимедийная презентация (Приложение 7);
  • мультимедийный компакт-диск «Природа России» (Новый диск)
  • мультимедийный компакт-диск «Мир природы» (Новый диск)
  • мультимедийный компакт-диск «Естествознание» (Новый диск)
  • папка экспертной группы;
  • папка рабочей группы.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент (направлен на положительный эмоциональный настрой детей)

Учитель.

Встало солнышко давно,
Заглянуло к нам в окно.
Торопись скорее в класс,
Интересно здесь у нас!

– Дети! Представьте, что на вас льет солнышко свои теплые лучики. Дарит их маме, папе, близким людям, всем животным и растениям. Пожелайте им любви и добра!

2. Формулировка темы урока

– Два последних урока курса «Мы и окружающий мир» были посвящены теме «Природные сообщества». Сегодняшний урок – урок подведения промежуточного итога по одному из сообществ. О чём пойдёт речь, вам предстоит отгадать.

Весной веселит,
Летом холодит,
Осенью питает,
Зимой согревает.

Загадка появляется на экране проектора.

Учитель. Что это? Верно, это – лес. Сегодня мы с вами в него отправляемся для того, чтобы встретить давно знакомых жителей леса и разгадать новые загадки о них.  

На экране проектора появляется Лесовичок.

– А вот и хозяин леса – Лесовичок. Он будет нашим проводником в лесу. Работать будем в группах. У вас на партах лист оценивания работы группы. (Приложение 1) Помните, что недаром говорят «Один за всех  и все за одного».
На уроке  будет несколько видов работы. Недаром я выделила их разными цветами. Из общего количества баллов, полученных на уроке будет складываться ваша отметка по теме.
После каждого вида работы я предлагаю фиксировать уровень новизны, уровень трудности,  отношение к заданию  в строке уровень правильности каждая группа будет обозначать числом количество правильных ответов. Дополнительный балл начисляется группе быстрее всех справившейся с заданием.
Итак, приступаем к работе.
В лес нельзя войти, пока не вспомним, как нужно вести себя в нем.

Задание № 1 от Лесовичка «Проверь себя (Приложение 2)

Поставьте номер утверждения в нужный столбик таблицы.

На экране проектора появляются правила поведения в лесу и дети распределяют высказывания на две группы (верные – неверные).

– Можно срывать цветы.
– Нельзя ловить насекомых.
– Нельзя уничтожать жаб, лягушек и змей.
– Нельзя близко подходить к гнездам птиц.
– Можно уносить из леса детенышей зверей.
– В лесу можно шуметь и громко разговаривать.
– Ходить по тропинкам, чтобы растения не погибли от вытаптывания.
– Весной и в начале лета брать с собой собаку.

Учитель. Поработайте с листом оценивания. Я рада, что все справились с заданием! Итак, представьте, что мы входим в лес.
Эмоциональный настрой учащихся на тему урока (чтение стихотворения наизусть).

Ученик.

Здравствуй, лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Ты о чем шумишь листвою
Ночью темной, грозовою,
Что там шепчешь на заре,
Весь в росе, как в серебре?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Все открой, не утаи.
Ты же видишь – мы свои!

3. Обобщение знаний о растениях леса

У. Деревья – главные лесные жители, они определяют весь облик леса и многие его особенности. Леса делятся на разные типы. Назовите основные типы лесов по преобладающему виду растений.

Д. Хвойные, или тайга.
– Широколиственные.
– Смешанные.

– Запишите в таблицу «Типы лесов» ваши ответы. (Приложение 3)

Интерактивная экскурсия «Типы лесов»

У. Сейчас мы отправляемся в виртуальную экскурсию, после которой вам необходимо будет записать в таблицу наиболее ярких представителей флоры каждого типа леса.

Работа в группах. Проверка задания.

Д. В хвойных лесах растут ель, сосна, пихта, кедр, лиственница.
– В широколиственных –  дуб, бук.
– В смешанных – дуб, липа, клен, ель, сосна, береза.
Фиксируем результат в лист  оценивания.
У. Под сенью деревьев находит приют множество лесных растений. Все они живут в содружестве, не мешая друг другу.

4. Проверка знаний по теме «Растения леса»

Задание №2 от Лесовичка. «Проверь себя» (Приложение 4)

Прочитайте названия деревьев и подумайте  к какому относится каждый листочек.

Проверка. Рефлексия:

Л. Если вы прочитаете числа римской нумерации, то узнаете, какой высоты могут вырасти некоторые деревья.

На доске прикрепляются картинки с изображением деревьев. Дети читают:

ДУБ СОСНА  ОСИНА  БЕРЕЗА   ОЛЬХА   ТОПОЛЬ      ЕЛЬ
XL      LV         XXXVI    XXIX        XXV           XLV         XXX

– Какое дерево дольше всех живет?

Дети, решив математическую цепочку, находят ответ:

24 : 4 • 8 – 72 : 9 • 1

Д. Это дуб.

5. Физкультминутка. Игра «Деревья, кустарники, травы»

Настало время отдохнуть. Проведём эту минутку с пользой для здоровья и ещё раз проговорим хоть и мысленно названия деревьев, кустарников и трав.
Если называется дерево – «прыжок на месте», кустарник – «руки  вверх», травянистое растение – «приседание»
Ель европейская, гусиный лук, сосна обыкновенная, черемша, багульник, лиственница сибирская, бересклет, ландыш майский, бузина.

6. Работа по интерактивной технологии «Мозаика», углубление имеющихся знаний

Управляющий слайд.

У. Лес – это природное сообщество определенного вида животных, растений, грибов, бактерий. Все они являются представителями круговорота веществ в природе. И прежде чем мы обратимся к научному разъяснению смысла этих слов, вам предстоит самостоятельно сделать маленькое научное открытие. Работать будем по схеме «Мозаика».

1. Каждый участник «рабочей» группы (6 групп по 4 человека) на 5 минут становится членом новой, «экспертной» группы. Таким образом все дети перегруппируются в 4 группы по 6 человек. В «экспертной» группе по определённой структуре каждый знакомится с текстовой информацией, заполняет предложенную схему ответа.
2. С полученными знаниями (оформленными в виде схемы) через 5 мин. ученик возвращается в «рабочую» группу.
3. Каждый ребёнок, вернувшись в «рабочую» группу рассказывает, о чём узнал.

Таким образом в «рабочей» группе все дети знают ответ на 4 вопроса

«Экспертная» группа №1.

Какие вещества тебе известны?

В природе существуют неорганические вещества – это углекислый газ, вода, почвенные соли и другие. Также в природе существуют органические вещества – это белки, жиры и углеводы. Из органических веществ состоит живая природа: растения и животные. Из неорганических веществ состоит неживая природа.

Схема «Вещества в природе»

«Экспертная» группа №2

Какие группы организмов живой природы тебе известны?

Живая природа – это бактерии, грибы, растения и животные. Все живые организмы участвуют в круговороте жизни и каждый имеет свою роль. Так бактерии и грибы – это организмы-разрушители. Они превращают останки растений и животных в перегной. Растения – это организмы-производители. Под действием солнечного света, тепла и влаги они образуют из неорганических веществ – органические. Животные – это организмы-потребители. Они потребляют растения или других животных.

Схема «Группы живых организмов

 

«Экспертная» группа №3

Почему растения называют организмами-производителями?

Растениям для роста и развития нужны свет, тепло и влага. Таким образом, перерабатывая неорганические вещества (углекислый газ, воду и почвенные соли) растения накапливают органические. Тем самым они являются источником для питания растительноядных и всеядных животных.
Растения-производители – первое звено в цепи питания.

Схема «Необходимые условия для роста и развития растений»

«Экспертная» группа №4

Пищевая цепочка состоит из звеньев.
Первое звено – это растения. Второе звено – это разнообразные животные, которые питаются растениями. Третье звено – это животные, которые питаются другими животными, их называют плотоядными или хищниками.
Всех животных объединяет одно – они организмы-потребители.

Обобщённая схема «Цепи питания»

 

Пищевая цепочка состоит из звеньев.
Первое звено – это растения. Второе звено – это разнообразные животные, которые питаются растениями. Третье звено – это животные, которые питаются другими животными, их называют плотоядными или хищниками.
Всех животных объединяет одно – они организмы-потребители.

Подводим итог.  

  • На какие вопросы вы получили ответ?
  • С каким видом информации вы работали?

Рефлексия (лист оценивания)

7. Применение полученных знаний на новом материале

Сейчас мы рассмотрим схему, в которой представлены участники круговорота веществ и пользуясь только что полученными знаниями расскажите о роли каждого.

Видеоматериал «Круговорот веществ» (Приложение 8).

Перед тобой основные участники круговорота веществ (удивительного круговорота жизни) : растения производители; животные – потребители; организмы – разрушители: грибы, дождевые черви; а также почва с перегноем, бактериями и минеральными солями.
– Вспомните и расскажите о роли каждого из них.

Д. Растения создают органические вещества, которые путешествуют по цепям питания и служат пищей животным-разрушителям и грибам. Так почва обогащается перегноем.
– Перегной превращается в почвенные соли под действием бактерий.
– Минеральные соли всасываются корнями растений для создания органических веществ. Эти органические вещества вновь начнут своё путешествие по цепям питания.

У. По какому основному признаку можно разделить животных, обитающих в лесах?

Д. Способ питания.

У. Какие значения есть у этого признака? Назовите представителей каждой группы.

Д. Растительноядные.

– Это белка, заяц, мышь, лось, бобр, сойка, снегирь, клёст.

– Насекомоядные.

– Это дятел, синица, кукушка, летучая мышь.

– Хищные.

– Волк, лиса, сова, ласка, ястреб.

– Всеядные.

– Медведь, ёж, кабан.

8. Проверочная работа

 «Кто чем питается?» (Приложение 5)

Выбери чем питается ёж, чем заяц, что является пищей для других животных.

У. Выполните задание Лесовичка, поставив рядом с каждым словом соответствующую цифру.

У. Как в науке называют связь растений и животных между собой?

Д. Цепочкой питания.

Составьте схему цепей питания животных леса. (Приложение 6)

 Детям предлагаются цепочки питания с пропущенными звеньями.

У. Заполни пропуски в цепи питания.

Рефлексия (лист оценивания).

Блиц-опрос (индивидуальная работа )

Закончи высказывание:

1. Живая природа состоит из … (органических) веществ.
2. Животные – это организмы – … (потребители).
3. Растения – производители … (первое) звено в цепи питания.
4. Животных, которые питаются растениями, называют … (растительноядными).

9. Итог урока

У. Предлагаю вам взглянуть на лист оценивания.

– Какие выводы вы можете сделать?
– Знаний по каким вопросам у вас недостаточно?
– Какие задания вызвали интерес?
– О чём бы вам хотелось узнать подробнее?

Окончен урок, и выполнен план,
Спасибо, ребята, огромное вам
За то, что упорно и дружно трудились,
Что Лесовичку вы так пригодились.

Использованные Интернет-сайты:

http://tambov.fio.ru
http://tomsk.school.edu.ru
http://www.int-edu.ru
http://www.eco.nw.ru
http://ipkps.bsu.edu.ru
http://www.solnet.ee