Конспект урока по истории для 3-го класса "Иван III. Конец монголо-татарского ига"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • образовательные:
    • рассказать о завершение монголо-татарского ига,
    • познакомить с московским князем Иваном III, выявить значение его правления;
  • развивающие:
    • развивать мышление, речь, обогащать словарный запас;
  • воспитательные:
    • прививать интерес к истории своего народа, любовь к Родине, воспитывать интерес к предмету.

I Оргмомент

Проверка готовности к уроку

II Повторение изученного материала

Для начала давайте вспомним то, что мы проходили на прошлом уроке.

Какое событие произошло в 1380 году? (Куликовская битва)

Между кем развернулось сражение? (между русскими и монголо-татарами)

Кто возглавил русское войско? (князь Дмитрий Донской)

За что его так прозвали? (одержал победу на реке Дон)

Каково значение Куликовской битвы? (с тех пор государство начало освобождаться от власти Золотой Орды)

Что помогло русским выиграть сражение? (развеялась вера в непобедимость Золотой Орды, русские поверили в свои силы)

III Изучение нового материала

Сообщение темы и задач урока

Сегодня на уроке мы узнаем, когда произошло окончательное освобождение России от ордынского ига, познакомимся с великим московским князем Иваном III.

На доске – портрет Ивана III

Проблемный вопрос

В конце нашего урока вам надо будет ответить на вопрос: “В чём заключалось значение правления Ивана III?”.

Рассказ учителя о конце монголо-татарского ига

После Куликовской битвы государство начало освобождаться от власти золотой орды. Но ордынцы были ещё очень сильными. Они несколько раз нападали на Москву. Окончательное освобождение Российского государства от ордынского ига произошло 8 октября 1480 года.

На доске – каточка с датой 8 октября 1480 г

В этот день вся ханская сила подступила к реке Угре, которая в то время считалась границей Московского княжества.

На доске – каточка река Угра

Битва началась: с обеих сторон пускали стрелы, ордынцы верхом на конях, с саблями в руках пытались перейти реку. Но не тут-то было: грянули по захватчикам русские пушки. Лишь только ночь смогла остановить борьбу. После этой первоначальной борьбы было совершено несколько попыток заключить перемирие, но все они оказались безрезультатными. В бездействии прошло около двух недель: русские и татары смотрели друг на друга через реку Угру. Река покрывалась льдом, и великий князь Иван III приказал всем русским отступить к Кремлю, чтобы сразиться с ханом Ахмадом на русской земле, более удобной для битвы. Но тут, по словам летописцев, сделалось чудо: татары, видя левый берег реки Угры пустым, вообразили, что русские манят их в сети и вызывают на бой, приготовив засады. Объятый ужасом, хан поспешил уйти. Удивительное зрелище произошло в этот момент: два войска бежали друг от друга, никем не гонимые.

Таким образом, к середине XV века, при князе Иване III, Русь окончательно сбросила ненавистное иго и стала столицей единого государства.

Работа с иллюстрацией

Работа с иллюстрацией в учебнике “Стояние на Угре”.

Как называется эта иллюстрация?

Что изображено на ней? (сражение русских с татарами 8 октября 1480 г)

Как вы думаете, где на иллюстрации русские войска? Объясните свою точку зрения.

Прочитайте отрывок из текста, который соответствует иллюстрации.

IV Закрепление изученного материала

Ответ на проблемный вопрос

А теперь вспомним, о чём мы сегодня беседовали на уроке.

Какой князь правил в Москве в середине XV века?

Какая важная битва произошла при Иване III?

С кем сражались русские 8 октября 1480 года?

Какая река повлияла на окончательный распад Золотой Орды?

Расположите нужные из этих цифр таким образом, чтобы получилась дата битвы на реке Угре.

5, 0, 4, 0, 1, 8, 0, 7, 1, 8. (8.10.1480) На доске – каточки с цифрами

А теперь вернёмся к нашему главному вопросу.

В чём заключается значение правления Ивана III? (происходит освобождение Руси от монголо-татарского ига, Москва становится столицей государства, происходит расширение границ)

V Итог урока, д/з

Сегодня на уроке мы узнали о распаде Золотой Орды, познакомились с князем Иваном III, выяснили значение его правления.