Урок русского языка в 10-м классе "Правописание падежных окончаний имен существительных. Гласные в суффиксах имен существительных"

Разделы: Русский язык


Цель:

  1. Систематизировать знания о правописании имен существительных
  2. Закрепить умения правильного выбора гласных в данных орфограммах.
  3. Закрепление умения работать с текстом.

Оформление доски.

Число. Классная работа. Тема.

Цель:

Систематизировать знания….

Закрепить умения…

Записаны слова: созидание, творчество

Домашнее задание: параграф 34,35.Составить 2 теста (7 слов) по теме параграфа. Упражнение № 189 (1,2)

Названия книг Лихачева “Раздумья о России”, “Заметки о русском”, “О русской интеллигенции”.

Записано задание.

Редактирование.

Ребята имели возможность написать рецензию о книге Д.С.Лихачева “Письма о добром и прекрасном”.

Произведение этого автора подобно сосуду, наполненному жизненной мудростью.

Д.С.Лихачев уделял большое внимание нравственному воспитанию молодежи.

Оборудование: доска, мультимедийная установка, толковый словарь, книги Д.С.Лихачева.

Ход урока

I. Организационный момент.

Учитель: Здравствуйте, ребята. Пододвиньте, пожалуйста, рабочие листы, подпишите их. У вас уже записано число, классная работа. Запишите тему урока. Приложение 1

Каковы цели сегодняшнего урока? (цели урока ставятся учащимися самостоятельно) Вариант ответа учащихся:

Цели:

  • систематизировать знания о правописании имен существительных,
  • закрепить умения правильного выбора гласных в данных орфограммах
  • закрепить умение работать с текстом.

Учитель: Ребята, эпиграфом к нашему уроку будут слова академика Д.С.Лихачева, выдающегося российского ученого: Жизнь – это и есть вечное созидание” (Презентация PowerPoint, слайд1)

Учащимся зачитываются слова.

Учитель: Ребята, как вы понимаете слова Дмитрия Сергеевича Лихачева?

- Несомненно, жизнь – это созидание. А какой синоним можно подобрать к этому слову? Слово творчество.

Обращение к учащемуся, работающему со словарем: Пожалуйста, зачитайте определение слова творчество.

Итак, созидание – это обретение в душе гармонии. А чтобы быть гармонично развитым человеком, нужны знания.

II. Редактирование.

Обратите внимание, перед вами на доске 3 предложения. В одном из них есть грамматическая ошибка. Исправьте её.

Обратите внимание на теоретическую справку (слайд 2)

Ребята имели возможность написать рецензию о книге Д.С.Лихачева “Письма о добром и прекрасном”.

Произведение этого автора подобно сосуду, наполненному жизненной мудростью.

Д.С.Лихачев уделял большое внимание нравственному воспитанию молодежи.

Запишите предложение в исправленном виде на рабочий лист.

(Ответ проговаривает учащийся. Ребята имели возможность написать рецензию на книгу Д.С.Лихачева “Письма о добром и прекрасном”.)

Если ваш ответ совпал с правильным, оцените свою работу в +1 балл.

III. Чтобы быть грамотными и не допускать ошибок, необходимо хорошо знать теоретический материал. Обращение к учебному параграфу 34 (слайд 3)

Выполним задание: прочитать материал параграфа, выделить главное, быть готовимся отвечать устно.

  • 1 ряд страница 119 – 120
  • 2 ряд страница 120 (1,2)
  • 3 ряд страница 120 и до конца параграфа

Дифференцированное задание:

Задание: по карточке – информатору подготовьте ответ по параграфу 35 (готовят ответ 2 учащихся.), выполните письменное задание. Карточка-информатор (Приложение 2)

Работа с учащимися по параграфу.

Для 1 ряда - Расскажите, что вы узнали из текста параграфа о правописании падежных окончаний имен существительных?

Для 2 ряда – Какие варианты падежных окончаний у существительных отметили?

Для 3 ряда – Что вы выделили для себя из текста параграфа?

Задание: прослушать ответы учащихся, работающих в паре, по параграфу 35.

Дать рецензию на ответ. Приложение 3.

IV. Работа с рабочим листом. Тест.

(задания теста по книге Гольцовой Н.Г, Шамшина И.В. “Контрольные тесты: орфография и пунктуация. 10-11 классы”)

Учитель: Ребята! Давайте закрепим наши умения в выборе гласных в падежныхРусское слово” окончаниях имен существительных, решая тестовые задания.

На рабочем листе – задания. Выполняем тесты в течение 5 минут. Отмечаем в кружок правильные ответы.

Самопроверка.(слайд 4) За каждый правильный ответ учащиеся ставят +1 балл

Учащиеся, которые работали в парах, сдают тесты на оценку.

Подсчитайте сумму баллов и запишите в клетке. Поднимите руку, у кого 6 баллов? Это высший балл. Молодцы!

V. Работа с текстом (слайд 5). У каждого учащегося текст напечатан на рабочем листе.

Учитель: Когда академику Лихачеву задали вопрос, в чем он видит смысл жизни? Он ответил так.

Жизнь – это драгоценнейший дар, он дается не зря, а для какой-то огромной, великой цел.. .

Вы подумайте: природа создавала человека миллионы лет. И человек обязан отблагодарить природу за это и своей творческ... работ..й продолжать эту соз..дательную деятельность. Но нужно продолжать накапливать в жизн.. добро, накапливать все то, что способствует соз..данию.

Жизнь – прежде всего творчество, но это не значит, что каждый человек должен родиться художник… балерин… или ученым. Можно творить просто добрую атмосферу вокруг себя…

Творчество – оно беспрерывно.

(По Д.С. Лихачеву)

Задания.

1. Подготовьтесь к выразительному чтению текста.

2. Вставьте пропущенные буквы. Объясните орфограммы.

(Проверка слов - слайд 6)

За каждое следующее, правильно выполненное задание +1 балл.

3. Определите тему текста. (Что такое жизнь)

4.Основную мысль текста. (Жизнь есть творчество)

5. Укажите стиль текст. (Публицистический, т.к. назначение текста – информировать, воздействовать на читателей, передать общественно значимую информацию; характерны образность, логичность. Придают тесту выразительность изобразительно- выразительные средства (метафора). Лексика – книжная)

6. Определите тип речи. Докажите. (Рассуждение)

7. Сформулируйте позицию автора. (Позиция автора состоит в том, что на протяжении всей жизни человек должен творить добро).

8. Сформулируйте письменно, в чем вы видите смысл своей жизни? На данное задание заслушиваются 2 ответа учащихся. Баллы не ставятся.

VI . Проверка работ учащихся. Зачитываются ответы.

VII. Рефлексия.

Подсчитайте сумму баллов. У кого 12 баллов поставьте себе оценку 5, оставьте листы нас столе. Если меньшее количество баллов, следовательно, еще предстоит вам этот материал отработать самостоятельно.

Учитель: Как вы думаете, ребята, урок достиг своей цели?