Использование техники "Батик" в художественно-творческом развитии детей дошкольного возраста

Разделы: Работа с дошкольниками


Современная дошкольная педагогика постоянно вводит в оборот новые технологии, способствующие более продуктивному развитию природных данных у детей. Цветное зрительное восприятие окружающего мира, несомненно, величайший дар природы человеку. Цветной мир воспринимается детьми как данность, но для закрепления и развития цветовосприятия требуется системная и целенаправленная работа. С детьми дошкольного возраста она проходит особенно успешно, когда они занимаются теми или иными видами декоративно-прикладного искусства.

Батик – роспись по ткани, одна из древнейших технологий, имеющая широкое распространение и в современном искусстве. Занятия батиком требуют не только развитого художественного мышления и цветового вкуса, но и отзывчивости к природным и эстетическим явлениям окружающего мира. Возможно, поэтому среди всех средств изобразительной деятельности именно роспись по ткани дает ощутимый результат в развитии у детей цветовосприятия и цветового вкуса. Занятия росписью по ткани способствуют формированию у детей психологической устойчивости, богатства эмоциональных переживаний, образно-ассоциативного мышления. Эти качества взаимосвязаны и формируются на основе эстетического восприятия предметов и явлений окружающего мира детьми и закрепляются, как правило, в активных формах деятельности.

Все комплексные программы раскрывают направление художественно-эстетического воспитания. Наш детский сад работает по программе “Детство” авторы: В.И.Логинова, Т.И.Бабаева, Н.А.Ноткина и др., и имеет направление экологического воспитания и физического развития.

В своей работе мы используем парциальные программы и технологии художественно-эстетического цикла в том числе программу С.К.Кожохиной “Вхождение в мир искусства”. В своей программе С.К.Кожохина для реализации некоторых тем предлагает использовать технику “Батик”. Но, к сожалению, эта техника представлена узко, и, мы начали изучение специальной литературы: С.К.Кожохина “Батик. Все о картинах на ткани”, М.О.Синеглазовой “Батик”, Хартел Т. “Ткань и краска: шаблоны, окраска и печать” и др.

Роспись по ткани оказалась очень интересным и увлекательным для детей занятием, простым в исполнении, и в то же время весьма эффективным по результатам. Дети с интересом работали над красочными композициями, гармонируя сначала немного, а затем всё большее количество цветовых сочетаний. Образную выразительность композиций дополняла фактура ткани, придавая образу мягкость звучания и оригинальность. После нескольких пробных занятий, появилась потребность организовать кружок, т.к. на подготовку к занятиям затрачивается много времени.

Одним из направлений кружковой работы является экологическое воспитание, тематически связанное с развитием изобразительных способностей у детей средствами народного декоративно-прикладного творчества, в частности их знакомство с искусством росписи ткани (батик). В процессе изобразительной деятельности у ребенка формируется способность видеть красоту природы, любоваться ей, ценить ее. Свой кружок мы так и назвали “Мы рисуем природу”. А рисуем ее потому, что нет в мире ничего прекрасней и дороже, чем та естественная среда, в которой живёт человек и которая называется природой.

Целью занятий является развитие художественно-эстетического вкуса детей при помощи расписывания ткани.

Развить наблюдательность, интерес к народному декоративно-прикладному творчеству, к изобразительному искусству в целом, помогает решение следующих задач:

  1. Знакомство детей с видом народного декоративно-прикладного творчества – “батик” (роспись ткани) и цветовой основой росписи, с понятиями цветовая гамма и колорит, основные – главные цвета и составные цвета, цветовые контрасты и цветовые нюансы.

  2. Учить расписывать ткань разными способами:

  • Свободная роспись.
  • Солевая техника.
  • Использование в росписи трафаретов, печаток, штампов.
  • Использование в росписи красок с загусткой .
  • Узелковый батик.
  • Прием “кракле”.
  1. Совершенствовать умение использовать в собственной деятельности различные средства выразительности, навыки для создания выразительного образа.
  2. Обогащение ассоциативно – образного представления о цвете
  3. Формировать представление о назначении декоративно-оформительского искусства, его особенностях (оформление открыток, новогодних игрушек, выставок своих работ).
  4. Развивать умение поэтапного выполнения работы, планировать, предвидеть результат.
  5. Развивать технические навыки при работе с различными материалами и инструментами.
  6. Воспитывать умение восхищаться красотой и многообразием природных форм.
  7. Воспитывать способность чувствовать характер и изменчивость природных явлений. Выражать свое отношение к ним
  8. Воспитывать стремление заботится о тех, кто зависит от человека. Препятствовать насилию над природой, по мере сил облагораживать ее.
  9. Воспитывать аккуратность при работе с различными материалами.

Занятия кружка организовывается для детей подготовительной группы, и проводятся один раз в неделю во второй половине дня. Продолжительность занятия 25-30 минут. Рисуя, дети могут использовать уже приобретенный и постоянно обогащающийся опыт, расширяющийся круг интересов. Мы развиваем интерес детей к окружающему, к общественной жизни, сообщая им доступные сведения о значении того, что они видят. События заинтересовавшие детей, мы не оставляем без внимания, и предоставляем детям возможность отразить их в рисунках. Они охотно изображают окружающую среду. Постоянными “любимыми” стали такие темы как: “Осенние листочки”, “Морозные узоры”, “Цветы для мамы” и др. Большой интерес у детей по-прежнему вызывает природа, смена времен года, происходящие в природе изменения. Мы с удовольствием наблюдаем с детьми за этими изменениями, учим их наблюдать, любоваться красотой природы, обращая особое внимание на цвет. Как меняется цвет в природе в зависимости от времени года, от погоды, от времени суток. “В природе ни один цвет не существует сам по себе. Цвета окружающих нас предметов – это некая “иллюзия”, и только солнце является творческим началом, только солнце дарит нам цветовое разнообразие окружающего мира, окутывая своим светом все предметы и изменяя их каждый час дня, представляя предметы все в новой и новой окраске. А когда исчезает свет и наступает тьма, теряется цвет предмета, а вместе с ним и форма”1. Мы учим детей реальной передачи цвета в работах на следующие темы: “Золотая осень” здесь дети передают цвет листьев разных видов деревьев, цвет опавшей листвы, цвет осенней травы и т.д. В работах на тему “Зимушка – зима” дети передают цвет снега, цвет неба и т.д.

_____________
1 В.Визер “Система цвета в живописи” с.8

Важной задачей работы кружка стало воспитание умения восхищаться красотой и многообразием природных форм и умение изображать их, но не на бумаге, а на ткани, натянутой на подрамник. Работая на ткани, дети испытывают необычное чувство радости и восторга. Наблюдая за тем, как яркая краска медленно растекается по ткани, ребенок чувствует себя волшебником и он готов фантазировать и творить. Но для того чтобы работа шла успешно, необходимо детям дать представления о технике исполнения батика, о последовательности ведения росписи и особенностях разведения красок. Для воплощения замыслов в росписи ткани используются разные способы: свободная роспись ткани, свободная роспись с применением солевого раствора, свободная роспись красками с загусткой, солевая техника, холодный батик, горячий батик, прием кракле, роспись по накрахмаленной ткани, узелковая техника, которые дети последовательно осваивают. Каждая из росписей имеет свою специфику и необходимо обратить внимание детей на особенности технического исполнения и результаты работы.

В работе рекомендуется использовать разнообразные инструменты и материалы, которые способствуют развитию ручной умелости и логического мышления.

Принцип построения занятий заимствован из программы С.К.Кожохиной “Путешествие в мир искусства”. На занятии ребёнок последовательно проживает несколько этапов взаимодействия: с миром искусства, природой, детьми, педагогом.

1-ый этап – психологическое вхождение в занятие (чтение стихов по данной теме, сказок, прослушивание отрывков музыкальных произведений и песен, разнообразные игры: “Вопрос – ответ”, “волшебный клубок”, “Картинка”, “Игра с коробками”, “Платочки”).

2-ой этап – познавательный, или знакомство с неизвестным (новым): игры, релаксация, работа с наглядными пособиями, рассматривание репродукций.

3-ий этап – практический, или работа в материале.

4-ый этап – завершающий, или психофизическая разгрузка: арт – и психотерапевтические игры, взаимодействие с родителями (родители приглашаются для просмотра работ).

Важно учитывать при планировании занятий, что 1 и 4 этапы необходимы на каждом занятии, так как успехи ребёнка напрямую зависят от того, насколько плавно, незаметно, тонко, педагог введёт его в особый мир искусства, царящий на занятии. Завершающий этап должен способствовать удовлетворению потребности ребёнка на данный момент.

Для воспитания эстетического вкуса и формирования уважения к своей работе мы оформляем свои росписи. Оклеиваем в рамы из бумаги или цветного картона. Здесь дети учатся подбирать нужный цвет, который бы подчеркнул их работу, выделил в ней самые удачные моменты. Если работа оформляется в бумажную рамочку, дети украшают ее растительным или геометрическим орнаментом, выполняя его цветными карандашами.

Для выполнения одной работы отводится от одного до четырёх занятий, здесь нельзя рассчитывать только на умения ребёнка, его надо заинтересовать и помочь ему довести начатое дело до конца. Поэтому широко используются игровые приёмы и игры. Очень полюбилась детям игра “Волшебные платочки”. В этой игре дети учатся составлять геометрические и растительные узоры, выкладывают из геометрических фигур различных животных и птиц, а иногда и целые сюжеты из их жизни. Учатся подбирать тёплые и холодные, родственные и контрастные цвета. Закрепляют понятия “ритм”, “повтор”, “симметрия” и т.д. Эти умения и знания дети применяют в оформлении работы различными орнаментами.

Для сплочения детей, преемственности параллельно возрастных групп, (в детском саду две подготовительные группы) используется игра “Вопрос – ответ”. Дети, передавая друг другу мяч, задают один вопрос, предложенный воспитателем или придуманный ими самими. Например: “Что новенького?”, “Что подарил тебе Дед Мороз?”, “Что ты знаешь об осени?”.

Очень тесно мы взаимодействуем с педагогом психологом, который, проведя обследование детей, посещающих кружок, выявила так называемых “особых” детей (тревожных, агрессивных, гиперактивных). Изучив материал о воздействии цвета на состояние человека, ею были разработаны рекомендации по использованию цветовой гаммы для разных категорий “особых” детей. Используя эти рекомендации в работах на тему “Настроение”, “Цвет”, “Салфеточка” мы предлагаем детям взять определенную гамму. Например, одним детям нарисовать работу в оранжево-красной гамме, чтобы придать ребенку уверенности в себе, другим выбрать голубые и нежно-розовые цвета, чтобы снять напряжение, успокоиться.

При работе с ребёнком важной задачей для нас является – установить доверительные отношения с родителями. Как показала практика, чем теснее взаимосвязь педагога и родителей, тем больше успехов у ребёнка. Каждый его успех в творчестве доводится до сведения родителей, благодаря чему ребёнок имеет возможность получить похвалу от родителей, что для него очень важно. Помогает нам в этом тетрадь, которая есть у каждого ребёнка. Первой страницей в ней идёт “страничка успехов”, где нарисована ниточка, на которую мы прикрепляем бусинки за успехи на занятии, за аккуратность, трудолюбие (помощь при уборке рабочих мест). Также в этой тетради мы записываем рекомендации родителям по итогам занятий или к предстоящему занятию.

Для нас очень важно заручиться поддержкой родителей, заинтересовать их в результативности учебно – воспитательного процесса.

Родители охотно принимают участие в оформлении работ. Например, помогают ребенку оформить салфеточку, сделав на ней бахрому, или вышить на работе элементы бисером. Так же родители с большим желанием придумывают вместе с детьми эскизы, пересматривая для этого не одну книгу. Родители стали частыми гостями нашего кружка. Они приходят на просмотр работ, посещают открытые занятия, чаепития.

Анализируя полученные результаты в организации данной работы, мы отмечаем, что наши ребята стали более наблюдательными, внимательными к явлениям природного мира, который отражает не только в работах кружка, но и в свободной деятельности. Поставленные задачи удалось решить. Так дети освоили различные техники выполнения работ, познакомились с историей батика, цветовой основой росписи, с понятиями цветовая гамма и колорит, основными – главными цветами и составными цветами, цветовыми контрастами и цветовыми нюансами. Научились ассоциировать цвет с настроением, содержанием поэтических произведений, временем года и состоянием природы. Узнали о воздействии цвета на состояние человека и успешно использовали это в своих работах, создавая праздничные открытки и подарочные работы.

Дети стали видеть и чувствовать цвет, улучшилось цветовосприятие, стали более уравновешенными и организованными. У детей совершенствовались изобразительные навыки. Нетрадиционная техника исполнения работ вызвала большую увлеченность и интерес у ребят к изобразительной деятельности. У дошкольников сформировалась уверенность в своих силах, а посредством росписи ткани и работой с цветом ушла внутренняя закомплексованность ребенка.

Положительное влияние оказала работа, по использованию методики влияния цвета на эмоциональное состояние ребёнка. На одних занятиях надо было проявить фантазию и воображение, на других – мечтательность, и в этом нам помогал цвет.

В дальнейшем мы будем продолжать данную деятельность, расширяя содержание кружковой работы, включая новые технологии и материалы. Для более продуктивной работы планируем создание индивидуальных планов, осуществляя в них такие педагогические принципы как индивидуальный подход, и коррекционная и опережающая педагогика.