Урок русского языка в 8-м классе на основе поэтических текстов М.Ю. Лермонтова "Обобщение изученного материала по теме «Односоставные предложения»"

Разделы: Русский язык


Цели:

  1. Развитие языкового вкуса.
  2. Помочь школьникам почувствовать значение и изобразительную силу односоставных предложений в речи, в художественной литературе (а именно, на основе поэтического текста).
  3. Повторить изученный материал о видах односоставных предложений.
  4. Интегрировать материал русского языка и литературы.

Задачи занятия:

  • развитие языкового вкуса;
  • помочь учащимся почувствовать значение и изобразительную силу односоставных предложений в речи, в художественной литературе.

Необходимое оборудование и материалы для занятия:

  1. Дидактический материал (раздаточный и наглядный материалы, презентация (Приложение 6)).
  2. Компьютерная тестирующая и обучающая программа.
  3. Медиасредства (видеоматериалы, аудиоматериалы).
  4. Портрет М.Ю. Лермонтова, компьютеры, проектор.

Время реализации занятия: 2 урока.

Авторский медиапродукт:

  1. Microsoft Office, Microsoft Word, Microsoft PowerPoint.
  2. Вид медиапродукта:
  • наглядная презентация учебного материала;
  • компьютерная тестирующая система;
  • тренажерный комплекс;
  • образовательный комплекс;
  • записи на аудио и видеокассетах.
  1. Технологический сценарий.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Целевая установка.

Тема нашего урока: Обобщение изученного материала по теме «Односоставные предложения» на основе поэтических текстов М.Ю. Лермонтова. (слайд №1)

Задачи урока:

  • повторить и обобщить изученный материал на основе поэтических текстов М.Ю.Лермонтова;
  • закрепить полученные знания на практике.

3. Разминка.

Учитель:

- Определите, какими частями речи являются все записанные на доске слова.

  1. Какое фонетическое явление мы наблюдаем в слове третье. Ответ: несоответствие количества букв и звуков, буква е даёт сочетание двух звуков [й ’э].
  2. В каких ещё словах мы наблюдаем такое же фонетическое явление? Ответ: обобщение, односоставные, предложения.
  3. Анаграмма «Найди лишнее».
  • НИШПАЯЛ. (Шаляпин)
  • МЕВШЕЛЕ. (Лемешев)
  • РМОЛЕТВОН. (Лермонтов)

4. Обобщение изученного.

Учитель:

- Говорить мы сегодня будем об односоставных предложениях, но работать будем на основе поэтических текстов М.Ю. Лермонтова (1814 -1841).

Цитата урока:

«Я не знаю языка лучше, чем у Лермонтова. Я бы сделал: взял его рассказы и разбирал бы, как разбирают в школе, - по предложениям, по частям предложения, так бы и учился писать». (слайд №2)

Учитель:

— А ведь действительно, с русским языком можно творить чудеса. На этом уроке мы постараемся увидеть, почувствовать, как удаётся «творить чудеса» великим писателям. Сегодня мы посмотрим, как и зачем использует односоставные предложения М.Ю. Лермонтов.

Итак, начнем работу.

1. Задание: Продолжите и запишите стихотворение Лермонтова (слайд №3)

И снится ей всё, … (что в пустыне далёкой,
В этом крае, где солнца восход,
Одна и грустна на утесе горючем
Прекрасная пальма растёт).

2. Задание: Анализ текста, который проводит ученик, задавая вопросы классу:

  • В чем смысл этих строк?
  • Какие орфограммы есть здесь?
  • Сгруппируйте их:
  • Непроизносимые согласные и отсутствие их: (солнца, грустна, прекрасная)
  • Чередование гласных в корне (растёт).
  • Проверяемые гласные и согласные: далекой, восход, горючем.

3. Задание: Работа с текстом. «Орфографическая разминка».

Учитель:

- Ребята, перед вами лежат тексты стихотворений Лермонтова. Назовите строчки М.Ю. Лермонтова, в словах которых встречались бы все перечисленные орфограммы. (Приложение 1)

5. Словарная работа. (слайд №4)

Учитель:

- Вы обратили внимание, ребята, утёс, большой, крепкий, назван горючим? Подберите омонимы к слову горючий.

  1. Способный гореть. Горючий материал.
  2. Горючие слёзы (разг.) – горькие слёзы.
  3. Этимология слова горький – такой, который жжет.

Горе – общеславянское слово того же корня, что и гореть от др. ирландского gorim «согреваю», буквально «то, что жжет».

Работа над этимологией слова (этимологические словари у каждого на столе).

Учитель:

Подберите и запишите синонимы к слову горевать (слайд №5)

Ответ записываем: скорбеть, сокрушаться, тужить, убиваться, кручиниться.

Учитель: - А к слову грустный?

Ответ записываем: печальный, унылый, невесёлый, скучный.

Учитель: - Так почему же Лермонтов берет слово горючий?

Ответ: Потому что утёс горюет, его горе в одиночестве.

Этимология слова: Утёс (по Шанскому) образовано от утесать «стесать». Буквально «гладкая (обтёсанная скала)».

6. Игровая пятиминутка «Этимологическое лото».

Этимологическое лото.

Учащиеся получают по одной большой карточке, разделённой на части. В каждой части по слову. У учителя – набор маленьких карточек, на одной стороне – слово; на другой – этимологическая справка к нему. Учитель читает этимологию, а ученики определяют, к какому слову она подходит. Побеждает тот, кто, подняв руку, называет слово и однокоренные слова и первым закрывает все части карточки. (Играем, а в это время ученики работают на компьютере по программе «Фраза» для 8 класса на повторение)

7. Компьютерный опрос по ранее изученным темам.

Работа на компьютере по программе «Фраза» для 8 класса на повторение.

Компьютер, оценивая ответы, выводит оценку, которую ученик сам записывает в карточку индивидуального учета знаний.

Тема №3. Вариант 169 «Знаки препинания в конце предложения».

Тема №10. Вариант 506. «Непроверяемые написания».

Тема: «Тире между подлежащим и сказуемым».

8. Повторение по теме «Односоставные предложения».

Учитель: - Давайте, ребята, пробежим, соблюдая алгоритм, дистанцию «Определение типа предложения по его грамматической основе».

Итак, СТАРТ! (работа по карточкам) (Приложение 2)

Повторили. Думаю, теперь мы успешно справимся со слуховым диктантом.

9. Слуховой диктант.

Учитель:

  1. В небесах торжественно и чудно!
  2. Что же мне так больно и так трудно?
  3. Вот смерклось.

Учитель: - К какой группе односоставных предложений относятся безличные предложения)? Ответ: (бесподлежащно-сказуемные)

- Почему? Ответ: (отсутствуют подлежащие)

- Какие еще виды односоставных предложений относятся к бесподлежащно-сказуемным? Ответ: (определённо-личные, неопределённо-личные, обобщенно-личные)

10. Грамматические сказки.

1. Монолог Безличного Предложения.

Учитель: - Вспомним лингвистическую миниатюру о Безличных Предложениях. (Лингвистические миниатюры взяты из книги В.Волиной «Синтаксис и пунктуация»)

Рассказ ученика о Безличном Предложении. (Приложение 3)

Вывод учащихся:

  1. В безличных предложениях действие происходить само по себе. (слайд №6)
  2. В безличном предложении невозможно установить действующее, активное лицо.
  3. Безличные предложения отображают состояние природы, человека.

Учитель:

- Я прочитаю Вам слова М.Ю. Ломоносова об одном из видов односоставных предложений. О каком?

Учитель: «Умолчание местоимений личных перед спрягаемыми формами глагола к украшению и важности служит».

Ответ: (Определенно-личные предложения)

2. Определённо-личные предложения. (слайд №6)

Учитель: - Повторим, какие же предложения называются определённо-личными?

Ученица рассказывает лингвистическую миниатюру об Определенно – Личных Предложениях. (Приложение 4)

Учитель: - Чем выражено сказуемое в этих предложениях?

Вывод учащихся:

-Главный член предложения - сказуемое, выраженное глаголом 1л, 2л, единственного, множественного числа. Лицо мыслится определённо.

Задание: Найдите в подборке стихотворений определенно-личные предложения.

Ответы учащихся:

  1. Отворите мне темницу … (Приложение 1)
  2. Слышу ли голос твой …
  3. Не смейся над моей …
  4. Люблю тебя, булатный мой кинжал.

3. Неопределённо-личные предложения. (слайд №6)

Учитель:

- Ученый лингвист А.М. Пешковский так охарактеризовал следующий вид предложений. «Действующее лицо намеренно устранено, намеренно представляется как неизвестное, неопределённое».

Рассказ ученика о Неопределённо-Личных Предложениях. (Приложение 4)

Учитель:

- Чем выражен главный член предложения?

Ответ учащихся: (сказуемым в 3 лице множественного числа)

4. Синтаксическая «пятиминутка».

Учитель:

Задание: записать предложения под диктовку, комментируя и разбирая по членам предложения.

1.

Схоронили его за Москвою-рекою…
И бугор земли тут насыпали.
И кленовый крест тут поставили.

2. Вам не видать таких сражений.

Учитель:

- Сфера употребления неопределённо-личных предложений широка, мы только что увидели это в записи односоставных предложений из стихотворений М. Лермонтова.

Я же не могу не вспомнить эпизод из произведения Гоголя «Тарас Бульба».

Читаю: «И присудили сжечь его живого в виду всех. Притянули его железными цепями к древесному стволу, гвоздём прибили ему руки и принялись тут же раскладывать под деревом костёр».

5. Цифровой диктант. (слайд №7)

Учитель читает предложения, дети, не записывая предложения, распределяют их, помечая только номера предложений.

  1. Что-то зашелестело в кустах.
  2. Было прохладно.
  3. Чуть тянет морозный утренний ветерок.
  4. Морозно поутру в степи.
  5. Всё шло своим чередом.
  6. Остро пахло травой.
  7. Лгать вредно для себя же.
  8. Это показалось нам странным.
  9. Эту вещь стоит купить.
  10. Эта вещь стоит недорого.

Например:

Л (личное) 1, 3, 5, 8, 10
Б (безличное) 2, 4, 6, 7, 9

6. Назывные предложения. (слайд №6)

Лингвистическая миниатюра ученицы о Назывных Предложениях. (Приложение 5)

Учитель:

- Обратили ли вы внимание, что интонация при чтении текстов, в которых встречаются назывные предложения, ровная, спокойная. Выдерживается пауза?

Опрос:

- Где используются назывные предложения?

Ответ: (И в речи, и в художественном тексте)

- Как называется группа, к которой относятся назывные предложения?

Ответ: (Бессказуемно-подлежащные).

Письменное задание: Ассоциативный ряд на отрывок из стихотворения «Бородино» тексты со стихотворением лежат на столах у учащихся.

Учитель:

Напишите с помощью назывных предложений сценарий или просто ассоциативный ряд. (слайды №8,9,10)

Например:

Дядя. Москва. Пожар. Француз.
Схватки. Россия. День Бородина и т.д.

7. Поиграем? Литературная «проверка». (слайд№11,12)

Учитель: - Я читаю строку из известного произведения, а вы, ребята, продолжаете или вспоминаете начало стихотворения, указывая автора.

1. Мороз и солнце! … (День чудесный!). (Пушкин).

2. Славная … (осень!). (Некрасов)

3. Переправа … (переправа). (Твардовский)

4. Темень … (холод). (Твардовский).

5. Унылая пора! … (Очей очарованье!). (Пушкин).

6. Любви, надежды, … (тихой славы). (Чаадаев)

7.

Ох, лето … (красное!
Любил бы я тебя,
Когда б не зной, да пыль,
да комары, да мухи.) (Пушкин)

8. Ночь. … (Улица. Фонарь. Аптека.) (Блок).

9.

Безумных лет … (угасшее веселье
Мне тяжелы как смутное похмелье). (Пушкин).

10. Подруга думы … (праздной, чернильница моя). (Пушкин).

11. Вывод, подведение итога.

Беседой завершается этап работы по обобщению знаний. (слайд №13)

Учитель: - Мы увидели насколько яркими и выразительными средствами являются односоставные предложения в художественном тексте.

Как был бы беден наш русский язык, не будь односоставных предложений.

Итог:

- Итак, выяснены признаки всех типов односоставных предложений, роль их в речи, определен порядок рассуждений при распознавании типов односоставных предложений.

Осталось, ребята, выполнить самостоятельную работу на «5».

12. Самостоятельная работа. (слайд №14,15)

Заключительный этап урока строится с учетом дифференцированного подхода к учащимся:

  • 1 группа: записывает ассоциативный ряд на увиденный отрывок из фильма «Музыка природы»
  • 2 группа: пишет творческую работу: сочинение – миниатюру на тему «Зима» на основе видеоряда из фильма «Музыка природы», положенного на музыку Чайковского «Зима» из произведения «Времена года».
  • 3 группа: работает с упражнением 232, стр.98 в тетради.

13. Домашнее задание. (слайд №16)

  1. Закончить миниатюру (если на уроке не успеют).
  2. Составить небольшой текст, используя односоставные предложения на любую тему.

14. Рефлексия.

Учитель:

  1. Что наиболее важным было на уроке?
  2. Какая информация представляется ценной для вас?
  3. Что нового было для вас?