Красота природы и красота души

Разделы: Работа с дошкольниками, Социальная педагогика


Цели:

  • Дать представление о том, что человек часть природы;
  • Природа и человек имеют внутреннюю и внешнюю гармонию;
  • Взаимоотношения человека с природой – это отношение живого
  • с живым, показать зависимость состояний растений от внешних
  • условий (деревья и кустарники не могут расти без листьев, потому что не
  • хватает необходимых условий – тепла, света, воды);
  • Познакомить детей с элементами аутотренинга.

Мы познакомимся с тем, что нас окружает, что дает нам наши возможности, откуда в нас такие прекрасные дары: ум, сила, чувства, красота, любовь, доброта и для чего мы всем этим владеем.

Наша жизнь проявляется в тепле, от всего живого исходит тепло.

Природа дает нам силы, создает настроение и помогает чувствовать себя на земле, как дома. Меняется природа, погода, движение солнца – и человек – дитя природы, тоже меняется и чувствует изменения.

Мы с вами, люди – должны жить с природой в гармонии, этому можно поучиться у животных, ведь природе нужно помогать.

Материалы к занятию: картины и иллюстрации природы (пейзажи, времена года, рисунки птиц и зверей), диск с записями звуков природы, русских народных песен.

Ход занятия

Организационный момент:

Воспитатель: Сегодня мы с вами познакомимся с тем, что нас окружает, что дает нам наши возможности, откуда в нас такие прекрасные дары: ум, сила, чувства, красота, любовь, доброта и для чего мы всем этим владеем. Я хочу спросить вас, где мы берем свои возможности, откуда они в нас?

Дети: Мы такие рождаемся, потому что мы люди, человек умнее всех на свете, от природы; нам все дает природа.

Основная часть беседы:

Воспитатель: человек только часть природы (беседа о том, что такое природа)

Дети: Природа - это деревья, цветы, животные, кошки, собаки, и трава, и снег, и солнце, и все-то, что нас окружает.

Воспитатель: Да, ребята, вы очень хорошо перечислили, что входит в понятие природа. Можно перечислять и перечислять – это действительно все, все и мы в том числе. Человек – это только часть природы, как вы это понимаете?

Дети: Природа была и может быть без человека, а человек без природы не может, природа живет, там все растет, меняется, человек тоже развивается и изменяется.

Воспитатель: Да, все то, что нас окружает и мы сами, все движется, меняется, как можно назвать одним словом то, о чем мы говорим?

Дети: Изменения, рост, красота, жизнь.

Воспитатель: Да, это действительно все можно назвать одним словом – жизнь!

Все, что живое – растет, изменяется, движется. От живого исходит тепло.

Опыт:

Сейчас вы сможете сами убедиться в том, что наша жизнь проявляется в тепле, от всего живого исходит тепло. Согните обе руки в локтях и поставьте их на уровне груди. А теперь медленно, медленно сведите руки на встречу друг другу, так, чтобы открытые ладошки двигались навстречу. Продолжайте соединять руки до тех пор, пока не ощутите, как между ладонями струится тепло. А теперь соедините ладошки вместе. Ощущение тепла усилилось?

Все живое излучает тепло, поднесите руки к деревьям и вы почувствуете волны тепла, которые исходят от деревьев.

Релаксационная пауза:

Игра “На какое дерево Я похож?”. Воспитатель обучает нескольких детей движениям, которыми можно изобразить различные деревья. Опущенные вниз, повисшие плетьями руки, склоненная на бок и вниз голова – это плакучая ива; стоящий на носках с поднятыми вверх руками, тянущимися все выше и выше – тополь; плавно переступающие, медленно “плывущие” под мелодию известной русской народной песни “Во поле березка стояла” - береза. (Дети отгадывают, какое дерево показали).

Игра на развитие творческого воображения и способность чувствовать природу.

А теперь каждый из вас пусть загадает, какое он дерево и примет то положение, которое соответствует его дереву. (В это время воспитатель включает музыку с нежными звуками природы).

А теперь представьте, что подул очень сильный ветер: он гудит, он летит, он свистит, что будет с нашими деревьями? Покажите, как они будут двигаться по ветру?

А сейчас не только ветер дует, но еще идет очень сильный дождь, что с нашими листиками, как вы себя чувствуете под дождем? может быть вам встать всем вместе, пусть у вас будет небольшая рощица?

А теперь ветер утих, выглянуло солнышко, капли дождя высохли. Мы отдохнули, теперь продолжим наше занятие.

Рассматривание иллюстраций и картин.

Воспитатель размещает в комнате картины и иллюстрации с изображением природы, времен года, животных и птиц. Предлагает детям рассмотреть их. Дети рассказывают, что изображено.

Образ луга – его просторы, создает ощущение своих возможностей, чувство свободы и внутреннего простора.

Путешествие вдоль ручья – ведет к поиску, к открытию чего-то нового и выявляет смелость и стремление к переменам.

Подъем вверх в гору – это встреча с высшим духовным началом.

Эти образы приносят просветление, освобождают от трудных чувств и переживаний.

Беседа о живом дыхании природы. А еще все живое дышит. Когда мы с вами дышим, то обычно не замечаем, как это происходит. Сейчас мы попробуем ощутить свое дыхание. Для этого сядьте удобно, так как вам хочется; положите руки на колени ладошками вверх. Представьте, что на ваши ладошки дует приятный ветерок и его легкое дыхание медленно – медленно входит в вас… Этот ветерок – ветерок свежести и бодрости, он несет дыхание жизни… и вам нравится его ощущать. Почувствуйте его полнее. Теперь ваше дыхание становится таким же, как этот легкий ветерок. Воздух входит в вас и вместе с ним входят силы, бодрость, здоровье. И вы ощущаете, как в вас входит жизнь. А теперь выдохните воздух медленно-медленно, из вас выходит усталость, заботы и трудности.

Заключение.

Воспитатель: Природа дает нам силы, создает настроение и помогает чувствовать себя на земле, как дома. Меняется природа, погода, движение солнца – и человек – дитя природы, тоже меняется и чувствует изменения. Особенно хорошо чувствуют природу животные. Они сами находят травы и корешки, которые им нужны, чтобы вылечиться во время болезни и никогда не вредят ей. Они живут с ней в гармонии. Вот и мы с вами, люди – тоже должны жить с природой в гармонии, нам этому можно поучиться у животных, ведь природе нужно помогать.

Обсуждение пословиц и загадок о природе.

  • Без огня горит, без крыльев летит, без ног бежит (солнце, ветер, река);
  • Есть дерево, цветом зелено – мир освещает, больных исцеляет, чистоту соблюдает (береза).