Информация. Виды информации

Разделы: Информатика


Цель урока. Формирование информационной культуры учащихся, посредством знакомства с термином «информация».

Задачи.

Дидактические:

  1. Обучение осмыслению всего, что происходит вокруг учащегося, в процессе анализа и исследования информационных объектов.
  2. Знакомство с информацией и ее видами.
  3. Формирование базовых понятий.
  4. Формирование умений представления информации различными способами.

Развивающие:

  1. Развитие творческого и познавательного потенциала учащегося.
  2. Развитие коммуникативных способностей.
  3. Формирование навыков самообразования.

Воспитательные:

  1. Воспитание активности, самостоятельности, ответственности.
  2. Воспитание культуры общения.
  3. Формирование устойчивой мотивации к учебной деятельности.

Вид занятия: урок, продолжительность – 40-45 минут.

Оборудование урока:

  1. Раздаточный материал:
  2. Компьютерная презентация «Свойства информации» (Приложение № 2).
  3. Магнитная доска, маркеры, мультимедийная установка, экран.

Предваряющее домашнее задание: учащимся предлагается ответить на ряд вопросов.

Постарайтесь дать ответы на предложенные вопросы. Результат желательно оформить в таблице.

Проблемный вопрос Возможные гипотезы
Что мы видим вокруг себя? Что мы знаем о том, что видим? Как мы это узнаем? Мы видим вокруг себя различные предметы. Любой предмет вокруг нас несет в себе информацию.
Какие органы чувств человека являются каналами получения информации? Без органов чувств: зрения, слуха, обоняния, осязание, вкуса –  невозможно получить информацию.
Зачем человеку общение? Человеку нужно общение, чтобы в первую очередь учиться, узнавать что-то новое, передавать эти знания другим.

Этапы проведения урока:

  1. Актуализация знаний: создание проблемной ситуации.
  2. Формулировка проблемы.
  3. Изучение нового материала.
    1. Беседа: формулирование выводов.
    2. Выдача информационного материала для исследовательского домашнего задания (с комментариями учителя).
    3. Просмотр компьютерной презентации с обсуждением.
    4. Решение третьей проблемы.
    5. Дидактическая игра.
    6. Обобщение материала (формирование информационной культуры).
  4. Закрепление изученного материала: самостоятельная работа.
  5. Итог.
  6. Домашнее задание.

Ход урока.

I. Актуализация знаний:

Каждый день мы с вами получаем какую-либо информацию. Получая информацию, мы воспринимаем, усваиваем, перерабатываем ее. Общаясь с друзьями, родителями учителями мы также получаем и передаем информацию. Значит, существуют источники и приемники информации.

А скажите, является ли наш урок источником информации? Кто или что на уроке является источником, а кто приемником информации? И почему? //Да, является. Источник – учитель, приемник (и) – ученик (и).

А может быть наоборот? //Да, ученик может быть источником информации при ответе, а учитель – приемником.

II.   Формулировка проблемы.

Итак, получается, что на уроке мы с вами постоянно меняемся ролями: источник – приемник, приемник – источник.

Значит, человек является как источником, так и приемником информации.

Но разве только живые существа несут нам информацию?

Обобщим и сформулируем поставленные вопросы в виде следующего ряда проблем:

  • Что/кто может быть источником информации?
  • Что такое информация?
  • Какими могут быть источники информации?
  • Можно ли их каким-либо образом классифицировать?

Будем решать поставленные проблемы одну за другой, последовательно.

III.   Изучение нового материала.

Скажите, откуда мы можем еще получать информацию?

3.1. Выдвигаются различные гипотезы. Обсуждение каждой их них. Например, Давайте рассмотрим более привычные для нас предметы, несущие в себе информацию, которые мы встречаем в повседневной с вами жизни. Например, наш школьный звонок. Какую информацию, и для кого он ее несет.// Звонок является источником информации. Звонок сообщает нам о начале или конце урока.

Ребята, а например, расписание, которое мы с вами видим каждый день?//Да, расписание тоже является источником информации. Оно сообщает нам информацию об уроках, которые у нас будут, или об изменениях в их порядке или отмене.

Итак, мы решили первую поставленную нами проблему, а именно выяснили, какую информацию тот или иной источник нам несет.

Решение второй проблемы.

Теперь дадим ответ на такой вопрос: «Что такое информация?»

Учащимися выдвигаются гипотезы, например, – новости; сообщения по ТВ, в газетах, журналах, от других людей; радиопередачи и т. п. Гипотезы проверяются на правдоподобность, затем в качестве обобщенного вывода формулируется определение.

Итак, а теперь запишем определение:

Информация – это сведения об окружающем нас мире. Каждая информация обладает своими свойствами. В разных науках появляется свое определение информации, и, следовательно, и свойства информации рассматриваются с точки зрения каждой научной дисциплины.

3.2. Учитель раздает каждому учащемуся информационный материал (Приложение №1). После беглого ознакомления учащимися с материалами, учитель формулирует домашнее задание.

Вопросы для домашнего задания:

  • Что нового мы узнаем о термине «информация»?
  • Какое определение (записанное в тетради или на «Материале») наиболее точно отражает суть понятия «информация»?
  • составьте список/перечень того, для чего нужна информация. (Индивидуально: электронный вариант)
  • Постарайтесь дополнить утверждения об источниках информации (вместо многоточий), по возможности обобщив его.//«…любые объекты окружающей действительности»
  • Какие носители информации вам известны?
  • Какие носители информации существовали в древности?
  • Какие виды информации существуют в современном мире?

3.3. Ребята, из определения информации, мы узнаем, что информация обладает рядом свойств. Давайте, их перечислим, и запишем.

На экране учитель показывает свойства информации в виде компьютерной презентации (Приложение № 2).

Наиболее важными для информатики являются свойства:

  1. Объективность (Зависит от человеческого фактора).
  2. Полнота (Зависит от полного объема информации).
  3. Достаточной (Зависит от требования к данной информации).
  4. Адекватность (Это информация, соответствующая реальности).
  5. Доступность (На сколько та или иная информация доступна нам в том или ином объеме).
  6. Актуальность (Зависит от своевременности предоставления той или иной информации).

3.4. Решение третьей проблемы:

Теперь давайте поговорим о видах информации. Ребята мы с вами разговариваем – получаем информацию. Скажите, как можно назвать такую информацию? //голосовая, слуховая, звуковая и т. п.

Резюме учителя: Это звуковая информация (в случае верного ответа учеником, остановить выдвижение гипотез и повторить его ответ).

Теперь посмотрим в учебник. А что мы видим там? //текст, картинки, схемы, чертежи, знаки, таблиц.

 Какая информация преобладает?//текстовая.

Мы с вами постоянно чувствуем запахи, едим, смотрим по сторонам. Скажите, а какие это виды информации? //обонятельная, вкусовая, зрительная.

Хорошо, а как тогда назвать прикосновение к предметам? Когда нам горячо мы отдергиваем руку, чувствуем, что лед – холодный, мяч круглый, а камень – твердый. Ведь при всем этом мы с вами также получаем информацию и какой-то из предметов. Значит, это тоже вид информации? А как называется он? //осязательная.

В биологии такую информацию, полученную через прикосновение, называют тактильной.

А теперь, на доске вы видите таблицу. Изобразите ее у себя в тетради. Поскольку все, что мы прошли на уроке, было представлено в устной форме, и вы воспринимали большую часть информации на слух, мы должны сохранить в памяти информацию нашего занятия в систематизированном виде. Запишем ее в таблице.

На магнитной доске маркером нарисована таблица: [Столбец «Вид информации», столбец «Характеристики», столбец «Примеры»]. Заполнение таблицы идет по горизонтали. Используя магниты, учитель прикрепляет краткую характеристику каждого вида информации, приготовленную заранее на бумаге, комментируя его. В колонке «примеры» учитель записывает примеры учащихся.

3.5. Дидактическая игра:

Правила игры:

  1. Учитель называет вид информации и ее характеристику.
  2. Учащиеся предлагают свои примеры.
  3. Тот ученик, который привел больше всего подходящих примеров, вызывается к доске для визуализации своего примера.

На столе учителя лежат приготовленные заранее рисунки, иллюстрирующие тот или иной вид информации, в дальнейшем будем называть ее «карточка». Учащиеся приводят свои примеры. Учитель вызывает ученика к столу и просит найти карточку с конкретным примером. Также на столе могут лежать и предметы, иллюстрирующие данный вид информации. Содержание карточек может быть (примерно) следующее: числа, написанные разными цифрами, слова на разных языках, различные рисунки: животные, фотографии. Для заполнения звуковой и видеоинформации на столе могут лежать: аудиокассета (в данном случае, является носителем звуковой информации, DVD-диск или видеокассета (носители видеоинформации), карточка с изображением китайских иероглифов (эта карточка может быть отнесена к текстовой или графической информации). Число карточек готовится по формуле 1,5 ∙ n, где n – количество учащихся в классе.

Все спорные вопросы по заполнению таблицы решаются:

ВАРИАНТ I: учащимся на уроке предлагается заменить карточки реальными носителями информации.

ВАРИАНТ II: в другом случае – возникшая проблема оставляется для домашнего решения.

Таблица № 1

3.6.   Обобщение материала (формирование информационной культуры).

Для наилучшего представления и зрительного восприятия, текстовая информация систематизируется и оформляется, например, в конспект (это то, что у вас записано в тетради), или в таблицу – базу данных (БД), где всю возможную информацию, написанную построчно, упорядочивают в таблицу, как это сделали мы с вами.

IV.   Закрепление изученного материала.

Самостоятельная работа проверочного характера (5 – 10 минут).

Учитель раздает листы с текстами самостоятельной работы.

Критерий оценивания: так как изучается новый материал, то объявляются только положительные оценки (пятерки), в журнал выставляется любая оценка, с согласия ученика.

V.   Итог.

1)  Целевой: Итак, ребята, сегодня мы многое узнали об информации, ее свойствах и видах. Отвечали на вопросы, приводили свои примеры, и заполняли таблицу.

2)   Результативный: Вы все сегодня активно работали, и хорошо отвечали. Больше всего верных ответов дал __________________ (фамилия и имя ученика(ов), отличившихся на уроке), им сегодня за урок я предлагаю поставить пятерки.

VI.   Домашнее задание.

Домашнее задание записано на доске:

  • Выучить конспект.
  • Домашнее задание на листах, выданных ранее на уроке.