Дидактическое пособие "Мой город"

Разделы: Работа с дошкольниками


Ее величество игра! Как она прекрасна, удивительна, непостижима. Игра для ребенка – это жизнь, в ней он самостоятельная, свободная личность, развивающая свои силы. Игра призвана помочь ребенку накопить душевный материал, сформировать и уточнить представления о жизненно важных действиях, поступках, ценностях.

Применяя различные дидактические пособия для развития детей, хотелось, чтобы одно пособие представляло собой синтез многих других игр. Игра “Мой город” предназначена для работы с детьми разных возрастов, позволяет учитывать индивидуальные особенности развития ребенка. Вариации упражнений, да и сама игра не имеет пределов. Пособие постоянно может пополняться новыми элементами.

“Мой город” - это отдельный целый мир. Там ребенок с помощью геометрических фигур может построить любой объект, может разыграть сказку или жизненную ситуацию с помощью фигур людей, у которых меняются лица, отражающие определенное эмоциональное состояние в зависимости от настроения ребенка или по условиям задания.

Созданная игра “Мой город” представляет собой развивающее пособие как для познавательной, так и эмоциональной сферы. Презентация.

Цель игры: Развитие у детей дошкольного возраста высших психических функций: мышления, внимания, восприятия, памяти, воображения, формирование эмоциональной сферы.

Задачи:

1. Обучающая - овладение знаниями и навыками об окружающем мире, обогащение словарного запаса; овладение способностью адекватного опознания эмоционального состояния и соотнесения с личными переживаниями;

2. Развивающая - развитие произвольности познавательных процессов, налаживание эмоционального контакта с детьми, развитие базовой аффективной регуляции;

3. Воспитывающая — воспитывает любовь и бережное отношение к дому, улице, городу, в котором живут; внимательное отношение к чувствам и переживаниям других; развивает уверенность в себе, доброжелательность и терпимость к другим людям.

Особенности использования: широкая вариативность предлагаемых для ребенка заданий; возможность быстрой смены элементов игры в зависимости от задач, поставленных перед ребенком; объемные формы игровых элементов; постоянное пополнение игры новыми элементами.

В комплект входят игровые элементы, выполненные из поролона, обтянутого тканью разной фактуры. Представляют собой фигуры, состоящие из одной или нескольких геометрических форм. Прикрепляются на игровом поле с помощью липучек.

В число игровых элементов входят:

- 3 дома;

- 3 дерева;

- 8 машин;

- 2 цветка;

- 6 животных;

- 2 звезды;

- 3 дорожных знака;

- 1 светофор;

- 1 месяц;

- 1 солнце;

- 1 радуга;

- 9 фигур людей: 2 мужские фигуры, 2 женские фигуры, по 2 фигуры мальчика и девочки, 1 фигура младенца;

- съемные элементы с изображением различных эмоций: гнева, страха, грусти, радости, удивления;

- съемные элементы с изображением одежды для фигур людей.

- дополнительные фигуры: овал, квадрат, 2 треугольника, круг.

Данное пособие предназначено для детей от 3 до 7 лет. С 3 до 5 лет игра используется для развития познавательной сферы, с 5 до 7 лет для развития эмоциональной сферы.

Используется в организованной и самостоятельной деятельности детей. Все предложенные задания составлены в соответствии с нормами развития детей обозначенного возраста.

Игра для детей 3- 4лет.

Задачи:

- формировать первоначальный интерес к познанию окружающего мира;

- развивать внимание, память, логическое мышление, воображение, образное представление, речь.

- развивать слуховое и зрительное внимание и восприятие;

- формировать пространственное мышление;

- развивать зрительно-моторную координацию.

Этапы работы.

1этап. Уточнение представлений о геометрических фигурах и оттенках цветов.

2 этап. Выбор и подбор геометрических фигур по форме, размеру и цвету.

3 этап. Овладение действиями наглядного моделирования: игрового пространства, элементов моделируемой среды (улица, дом и т.д.).

4 этап. Изменение цвета и формы частей, из которых составляется игровой элемент; расчленение предметов на составные части и воссоздание сложных фигур из частей.

5 этап. Расширение и закрепление представлений о пространственном расположении: правый - левый, высокий - низкий, широкий - узкий, толстый -тонкий, длинный — короткий...

6 этап. Обобщенное применение ранее закрепленных знаний, умений и навыков для оценки сформированности пространственных представлений и понятий.

Варианты заданий.

“Мастерская форм”.

1. Закрепление представлений детей о геометрических формах. Подбор фигур по образцу.

2. Психолог называет различные цвета, а ребенок должен показать фигуру такого цвета. Затем ребенку предлагается вспомнить, что бывает такого же цвета.

3. Закрепить представления о цветах. Научить детей выделять цвета, отвлекаясь от других признаков предметов (формы, величины).

4. Закреплять знания детей о форме, соотносить несколько предметов с одним и тем же геометрическим образцом.

5. Закреплять у детей умение устанавливать соотношение между несколькими предметами по величине.

6. Ребенку предлагается найти пару к геометрической фигуре:

по форме; по величине; по цвету.

7. Попросить ребенка поэкспериментировать с фигурами: поменять у машины цвет колес, сменить у кузова или машины цвет “песка”, у цветков лепестки и т.д.

8. Найти фигуру среднего размера среди других фигур, в готовых объектах: дерево, снеговик, бабочка и т.д.

9. Перед ребенком раскладываются в ряд несколько фигур, предлагается рассмотреть, перечислить. Затем ребенок отворачивается, убирается какая-либо фигура. Ребенок поворачивается обратно и должен назвать ту фигуру, которой нет.

10. Перед детьми раскладывается определенная картина из объектов игры, и их просят показать предметы, про которые можно сказать: правый - левый, высокий - низкий, широкий - узкий, толстый - тонкий, длинный - короткий...

11. Психолог во время чтения сказки, каждого героя обозначает геометрической фигурой. Затем ребенка просят повторить сказку, выкладывая по мере появления в сказке того или иного персонажа, соответствующую геометрическую фигуру.

Игра для детей 4 — 5 лет.

Задачи:

- формировать интерес к познанию окружающего мира;

- развивать память, речь, логическое и творческое мышление;

- формировать пространственное мышление;

- развивать слуховое и зрительное внимание и восприятие;

- развивать тактильную чувствительность.

Этапы работы.

1 этап. Расширение представлений о форме, цвете, величине, расположении предметов в пространстве.

2 этап. Углубление представлений о пространственном расположении.

3 этап. Обобщение знаний, умений, навыков для оценки сформированности пространственных представлений и понятий.

Задания для детей 3-4 лет являются актуальными и в данном возрасте, но должны представлять собой более усложненный вариант

Новые варианты заданий.

“Мастерская форм - 2”

1. Закреплять умение анализировать предмет сложной формы и воссоздавать ее из частей. Расширять представление о разновидностях геометрических фигур.

2. Овладение способами обследования сложной формы предметов, давать последовательное словесное описание предмета и узнавать его по словесному описанию.

3. Геометрическая фигура помещается на, под, между другой, -ми. Ребенку предлагается назвать пространственное расположение этой фигуры.

4. Геометрическая фигура помещается слева или справа от другой. Ребенку предлагается назвать пространственное расположение этой фигуры.

5. Перед детьми раскладывается определенная картина из объектов игры, и их просят показать предметы, про которые можно сказать: выше, ниже, над, снизу, сверху, ближе, дальше, перед, за, спереди от, сзади от, левее, правее, ближе всего к, дальше всего от, предпоследний, следующий за.

Игра для детей 5 — 6 лет.

Задачи:

- формировать внутреннее опосредованное внимание, произвольную и образную память;

- развивать логику и понятийное мышления, стимулировать воображение;

- формировать эмоциональную децентрацию (способность воспринимать и учитывать в своем поведении состояния, желания и интересы других людей);

- способствовать выражению переживаемых ребенком чувств и эмоций; развивать способности к эмпатии; закреплять навыки составления связного рассказа.

Этапы работы:

1 этап. Выражение своего настроения и состояния.

2 этап. Составление и описание своей семьи с помощью фигур людей.

3 этап. Создание “идеальной” семьи: выбор ребенком такого количества членов семьи, какое он бы хотел, подбор выражений лица для человечков.

4 этап. Диалог между психологом и ребенком с помощью фигур людей на актуальную для ребенка тему.

Для занятий с детьми используется метод психодрамы и сказкотерапии.

При выполнении заданий используются фигуры людей, сменные выражения лица. По желанию ребенка дополнительно используются и другие игровые элементы: дома, деревья, фигуры животных.

Варианты заданий.

1. Попросите ребенка выбрать для человечка лицо, отражающее то, что он чувствует в данный момент, а потом предложите ему рассказать с помощью игрушки о своем состоянии.

2. Ребенку предлагается с помощью человечков создать свою семью. Каждому человечку ребенок должен подобрать соответствующее выражение лица.

3. Ребенку предлагается с помощью человечков создать “идеальную” семью (такую семью, какую он хотел бы видеть). Выбирается ребенком такое количество членов семьи, какое бы он хотел, подбираются выражение лица для человечков.

4. Попросите ребенка выбрать для человечка лицо, отражающее то, как он чувствовал бы себя, если бы его кто-то назвал некрасивым, глупым или, наоборот, милым, умным и т. д.

5. Предложите ребенку выбрать для человечка лицо, изображающее знакомого или незнакомого ему человека, и сказать, что он чувствует. Например, попросите ребенка выбрать для человечка лицо, изображающую его маму в тот момент, когда она видит, что ее ребенок что-то разбил дома, а затем предложите ему представить, что она чувствует и что она могла бы сказать.

6. Ребенку предлагается выбрать для человечков лица, изображающих его и психолога, а затем составить между ними диалог на любую приглянувшуюся ребенку тему; после психолог и ребенок меняются ролями;

7. Психолог выбирает для человечка лицо, изображающую ребенка, а ребенок лицо, изображающую психолога; затем куклы вступают в диалог друг с другом.

Игра для детей 6 - 7 лет.

Задачи:

- развитие логики и понятийного мышления, стимулирование воображения;

- формирование эмоциональной децентрации;

- формировать внутреннее опосредованное внимание, произвольную и образную память;

- закреплять навыки составления связного рассказа

- реализация ребенком разнообразных поведенческих стратегий и способов решения проблем;

- освоение социально эффективных способов поведения.

Задания для детей 5-6 лет являются актуальными и в данном возрасте.

Для занятий с детьми используется метод психодрамы и сказкотерапии.

При выполнении заданий используются фигуры людей, сменные выражения лица. По желанию ребенка дополнительно используются и другие игровые элементы: дома, деревья, фигуры животных.

Этапы работы.

  • 1 этап. Сочинение историй для решения проблем ребенка.
  • 2 этап. Решение конфликтных ситуаций: в семье, среди сверстников, с окружающими с помощью психолога.
  • 3 этап. Разыгрывание конфликтных ситуаций между детьми, которые находятся в конфликте между собой.

Варианты заданий.

1. Психолог обращает внимание на характер основных персонажей и конфликтов рассказа. В завершение он пересказывает придуманную ребенком историю, но изменяет ее окончание так, чтобы продемонстрировать более эффективные способы решения проблем.

2. Психолог имитирует с помощью человечков конфликтную ситуацию, актуальную для ребенка в кругу семьи или в группе, затем ребенку предлагается подключиться в игру и разрешить ситуацию позитивно.

3. Детям, которые находятся в конфликте между собой, предлагается разрешить конфликт с помощью человечков. Дети сами выбирают человечков и выражение лица.

4. Также можно предложить разрешить конфликт между ребенком и воспитателем.

Презентация.