Открытый урок "Класс Пресмыкающихся"

Разделы: Биология


Задачи:

  • Образовательные: обеспечить формирование понятия взаимосвязи внешнего строения и образа жизни от среды обитания животных; установить признаки более высокой организации пресмыкающихся по сравнению с земноводными.
  • Развивающие: развитие познавательного интереса, навыков работы с учебником и дополнительной литературой, умений сравнивать, выделять главное и делать обобщающие выводы.
  • Воспитательные: воспитание самостоятельности и инициативы у учащихся, необходимости охраны животных.

Оборудование:

  • таблицы “Тип Хордовые. Класс Пресмыкающиеся”,
  • дидактический материал,
  • набор открыток “Рептилии”,
  • книги с рассказами о пресмыкающихся,
  • влажные препараты ящерицы, змеи.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Актуализация знаний.

Учитель: Мы познакомились с первыми наземными животными – земноводными. Однако, сумев освоить сушу, земноводные всё же не порвали до конца связь с водой.

Одна группа учащихся работает по карточкам “Класс земноводные”, вспоминая особенности животных, которые помогают им жить в воде и на суше. Остальные учащиеся отвечают на домашние творческие задания, которые должны были приготовить группой.

1 группа составляла синквейн о земноводных, используя общую характеристику земноводных (см. Приложение 1)

Учитель: Земноводные – животные скромные, даже невзрачные, где им до каких-нибудь диковинных тропических насекомых. Но и в их жизни можно найти немало любопытного.

2 группа: Самые-самые земноводные. (Приложение 2)

Учитель: Можно только гадать, какие неожиданные стороны биологии и пути их применения откроются нам при вдумчивом, непредвзятом и главное, бережном взгляде на этих животных.

3 группа:  “В защиту животных”. (Приложение 3)

Учитель подводит итог рассказа ребят о земноводных и обращает их внимание к стенду “Эволюция позвоночных животных”.

И мы вновь поднимаемся на ступеньку выше. Что это значит?

Ответы ребят, постановка ими задач урока, и определение темы урока. Знакомство с новой группой животных, которые имеют выше уровень развития.

Записывают тему урока в тетради.

Эпиграф урока: (записан на доске)

Но, кто говорит, что рептилии – уроды,
Он должен, наверное, себе уяснить:
Законы свои у суровой природы
И главная цель у животных – чтоб жить.

Но разве рептилии повинны в том, что многие из них волочат брюхо по земле?

3. Формирование новых понятий.

Учитель: К пресмыкающимся относят 4 отряда, но самый многочисленный отряд чешуйчатые, куда относятся ящерицы, змеи, хамелеоны, агамы, гекконы. Нам предстоит знакомство с новой группой животных, которые имеют выше уровень организации.

Вопрос учащимся: Как это доказать? Что мы должны знать?

Предположительный ответ: Знать особенности внешнего и внутреннего строения, образа жизни, приспособленность к среде обитания,…

Учитель: Вот изучением этих особенностей вы и должны заняться.

Изучение проводится в форме самостоятельной работы по группам.

Каждой группе ребят (4-5 человек), дается задание на карточке с указанием животного, рисунки, открытки, влажные препараты, книги. Работая с текстом учебника и дополнительным материалом (который у учащихся на столах), необходимо выписать особенности животных в таблицу, которая была заполнена учащимися на прошлом уроке лишь наполовину (класс Земноводные. Лягушка.) Заполняем третью графу таблицы.

Таблица. Сравнение признаков пресмыкающихся и земноводных

Признаки для сравнения Лягушка
Класс земноводные.
Ящерица (змея, хамелеон). Класс Рептилии. Общие признаки пресмыкающихся
Отделы тела Заполнена на предыдущем уроке    
Конечности    
Покровы тела    
Дыхание    
Размножение    
Органы чувств    
Среда обитания    

Ребята в группах обсуждают ответы и заполняют в таблице 3 графу.

1 группа – выбирает особенности ящериц, 2 группа – змей, 3 группа – хамелеонов…

(Если групп учащихся больше, можно дать одинаковые задания двум группам или добавить других животных). Затем заслушиваются ответы учащихся каждой группы (1 ученик отвечает, другие могут дополнять). В это время все ученики класса отмечают одинаковые признаки пресмыкающихся в 4 графе таблицы и отвечают на вопрос: Что общего у змей, ящериц, хамелеонов?

Предположительный ответ: сухая кожа, покрытая роговыми чешуйками, дышит легкими, при размножении откладывают яйца, развиты органы чувств, конечности широко расставлены по бокам тела или отсутствуют.

Далее учащиеся отвечают на следующие вопросы:

  • В связи с чем возникли такие приспособления у животных?
  • Чем отличаются пресмыкающиеся от земноводных?
  • Почему пресмыкающихся считают более высокоорганизованными животными?

Учитель: Давайте пополним банк данных об этих животных, работая с учебником. Изучим раздел “Общая характеристика пресмыкающихся” с. 122.

Ученики работают в парах, обсуждают особенности общей характеристики, (более сложное строение головного мозга, кровеносной системы; непостоянная температура тела…).

Учитель: Но разве рептилии повинны в том что, многие из них волочат брюхо по земле?

Ответы учащихся. Рассуждения. Вывод: Не могут же сразу быть все приспособления к среде совершенны. Формирование их идет постепенно. А ведь это первые по-настоящему наземные позвоночные животные, которые потеряли обязательную связь с водой.

4. Рефлексия.

На карточках на каждом столе (или на доске) записаны утверждения.

Задание: Выберите правильные утверждения. Ответы (цифры) запишите в тетради.

  1. Рептилии имеют сухую кожу с роговыми чешуйками.
  2. Рептилии дышат через кожу.
  3. Пресмыкающиеся – позвоночные холоднокровные животные.
  4. У рептилий легочное дыхание.
  5. Пресмыкающиеся размножаются только в воде.
  6. У рептилий внутреннее оплодотворение.
  7. Пресмыкающиеся размножаются вне воды – на суше.
  8. При движении рептилии пресмыкаются – касаются телом земли.
  9. Размножаются путем откладывания яиц.
  10. Внешнее строение рептилий плохо приспособлено к жизни на суше.
  11. Ящерицы и змеи относятся к отряду Чешуйчатые.

Правильные ответы учитель записывает на доске. Самоконтроль. Дети ставят себе оценку.

  • “5” - все ответы верны.
  • “4”- если одна ошибка
  • “3” - если две ошибки.

Учитель подводит итог урока.

Домашнее задание по выбору: составить опорный конспект “Общая характеристика пресмыкающихся”. Приготовить сообщения о черепахах или крокодилах.