Вход в Личный кабинет

Подписка

  • Цветной журнал с электронными приложениями;
  • Бумажные и электронные версии;
  • Скидки постоянным подписчикам.

Вы можете ознакомиться с номером журнала.

Оформить подписку

Открытый урок "Класс Пресмыкающихся"

Разделы: Преподавание биологии


Задачи:

  • Образовательные: обеспечить формирование понятия взаимосвязи внешнего строения и образа жизни от среды обитания животных; установить признаки более высокой организации пресмыкающихся по сравнению с земноводными.
  • Развивающие: развитие познавательного интереса, навыков работы с учебником и дополнительной литературой, умений сравнивать, выделять главное и делать обобщающие выводы.
  • Воспитательные: воспитание самостоятельности и инициативы у учащихся, необходимости охраны животных.

Оборудование:

  • таблицы “Тип Хордовые. Класс Пресмыкающиеся”,
  • дидактический материал,
  • набор открыток “Рептилии”,
  • книги с рассказами о пресмыкающихся,
  • влажные препараты ящерицы, змеи.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Актуализация знаний.

Учитель: Мы познакомились с первыми наземными животными – земноводными. Однако, сумев освоить сушу, земноводные всё же не порвали до конца связь с водой.

Одна группа учащихся работает по карточкам “Класс земноводные”, вспоминая особенности животных, которые помогают им жить в воде и на суше. Остальные учащиеся отвечают на домашние творческие задания, которые должны были приготовить группой.

1 группа составляла синквейн о земноводных, используя общую характеристику земноводных (см. Приложение 1)

Учитель: Земноводные – животные скромные, даже невзрачные, где им до каких-нибудь диковинных тропических насекомых. Но и в их жизни можно найти немало любопытного.

2 группа: Самые-самые земноводные. (Приложение 2)

Учитель: Можно только гадать, какие неожиданные стороны биологии и пути их применения откроются нам при вдумчивом, непредвзятом и главное, бережном взгляде на этих животных.

3 группа:  “В защиту животных”. (Приложение 3)

Учитель подводит итог рассказа ребят о земноводных и обращает их внимание к стенду “Эволюция позвоночных животных”.

И мы вновь поднимаемся на ступеньку выше. Что это значит?

Ответы ребят, постановка ими задач урока, и определение темы урока. Знакомство с новой группой животных, которые имеют выше уровень развития.

Записывают тему урока в тетради.

Эпиграф урока: (записан на доске)

Но, кто говорит, что рептилии – уроды,
Он должен, наверное, себе уяснить:
Законы свои у суровой природы
И главная цель у животных – чтоб жить.

Но разве рептилии повинны в том, что многие из них волочат брюхо по земле?

3. Формирование новых понятий.

Учитель: К пресмыкающимся относят 4 отряда, но самый многочисленный отряд чешуйчатые, куда относятся ящерицы, змеи, хамелеоны, агамы, гекконы. Нам предстоит знакомство с новой группой животных, которые имеют выше уровень организации.

Вопрос учащимся: Как это доказать? Что мы должны знать?

Предположительный ответ: Знать особенности внешнего и внутреннего строения, образа жизни, приспособленность к среде обитания,…

Учитель: Вот изучением этих особенностей вы и должны заняться.

Изучение проводится в форме самостоятельной работы по группам.

Каждой группе ребят (4-5 человек), дается задание на карточке с указанием животного, рисунки, открытки, влажные препараты, книги. Работая с текстом учебника и дополнительным материалом (который у учащихся на столах), необходимо выписать особенности животных в таблицу, которая была заполнена учащимися на прошлом уроке лишь наполовину (класс Земноводные. Лягушка.) Заполняем третью графу таблицы.

Таблица. Сравнение признаков пресмыкающихся и земноводных

Признаки для сравнения Лягушка
Класс земноводные.
Ящерица (змея, хамелеон). Класс Рептилии. Общие признаки пресмыкающихся
Отделы тела Заполнена на предыдущем уроке    
Конечности    
Покро