Урок литературного чтения, 4-й класс (О.В. Джежелей) с компьютерной презентацией

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Цели:

  • Образовательные:

совершенствовать навыка чтения (осознанность, правильность, выразительность), умение работать с текстом;

  • Развивающие:

развитие интереса к творческой деятельности писателя, читательского интереса;

  • Воспитательные:

воспитывать нравственные и эстетические чувства, формирование потребности приходить на помощь к тем, кто в ней нуждается, воспитывать чувства взаимопомощи.

Ход урока:

I. Постановка цели. (СЛАЙД 1)

-Добрый день, дорогие друзья! Сегодня у вас необычный урок. Вы познакомитесь с удивительным детским писателем. А вот каким, вы узнаете, вспомнив названия изученных произведений из отрывков. (СЛАЙД 2)

img1.gif (1295 bytes)

1.Сыновья поклонились отцу, взяли по стреле, вышли в чистое поле, натянули луки и выстрелили. У старшего сына стрела упала на боярский двор, подняла стрелу боярская дочь. У среднего сына упала стрела на широкий купеческий двор, подняла её купеческая дочь. (“Царевна-лягушка” русская народная сказка)

2. Есть на свете люди хорошие, есть и похуже, есть и такие, которые своего не стыдятся. К таким-то и попала Крошечка – Хаврошечка. Осталась она сиротой, взяли её люди, выкормили и работой заморили: она и ткёт, она и прядёт, она и прибирается, она и за всё отвечает. (“Хаврошечка” русская народная сказка)

3.Если мальчик конопат,
Разве мальчик виноват,
Что родился рыжим, конопатым?
Но, однако, с малых лет
Пареньку прохода нет,
И кричат ехидные ребята: (“Рыжий” Э.Успенский)

4.-Скажи-ка, дядя, ведь недаром
Москва, спалённая пожаром.
Французу отдана?
Ведь были ж схватки боевые?
Да, говорят, ещё какие!
Недаром помнит вся Россия
Про день Бородина! (“Бородино” М.Ю.Лермонтов)

5. На корабле с нами было два мальчика. Мальчики первые попрыгали в воду, но им тесно было в парусе, и они вздумали плавать наперегонки в открытом море. Оба, как ящерицы, вытягивались в воде и что было силы поплыли к тому месту, где был бочонок над якорем (“Акула” Л.Н.Толстой)

6.Жили-были другие дед и баба,
И была у них курочка ряба.
Снесла курочка яичко.
Не золотое –
Простое,
И не крутое,
А самое обыкновенное –
Сырое. (С.Маршак “Курочка ряба и десять утят” сказка на новый лад)

-С каким писателем вы сегодня будете знакомиться? (СЛАЙД 3)

-Что вы знаете о биографии Аркадия Гайдара?

- Какие произведения читали?

Какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите фамилию Гайдар?

-Что ж, если кто-то не знаком, не беда, мы сегодня это исправим. Биография писателя удивительно интересна, хотя сам Гайдар считал, что “это просто обыкновенная биография в необыкновенное время”.

II. Изучение биографии (СЛАЙДЫ 4-8)

22 января 1904 года родился Аркадий Голиков – будущий писатель Аркадий Петрович Гайдар.

Мать, Наталья Аркадьевна, была образованным и очень одарённым человеком: хорошо знала русскую и зарубежную литературу, особенно поэзию. Отличаясь редкой памятью, часто читала своим детям наизусть, во время игр легко сочиняла песни и сказки сама. От неё унаследовал маленький Аркадий любовь к стихам, любовь к ритмичному слову.

Отцу писатель обязан очень ранним знакомством с книгой. Пётр Исидорович читал своим детям про охотников на диких зверей, про путешествия в далёкие страны, про отважного Робинзона Крузо.

Аркадий мечтал непременно стать моряком, чтобы вдоль и поперёк избороздить все моря и океаны, побывать в дальних странах. А пока что… А пока что не оставалось ничего другого, как перенестись в Австралию или бескрайние пустыни Африки силой собственного воображения.

Увлекательные игры “дальние страны”, книги, которые читал вслух детям Пётр Исидорович, песни и сказки, сочиняемые Натальей Аркадьевной, - всё это будило фантазию мальчика, литературные наклонности которого начали пробуждаться очень рано. Подражая взрослым, Аркадий пробует сочинять сам. На всю жизнь у Гайдара остаётся привычка писать при случае весёлые стихотворные послания друзьям и близким, делать шутливые надписи на открытках и книгах.

Гайдар в переводе с монгольского означает “всадник скачущий впереди” и он всегда старался быть первым. Первым в неполные 16 лет стал командиром полка во время гражданской войны, первым октябрьским утром 1941 года принял на себя огонь фашистов, спасая своих товарищей – разведчиков партизанского отряда. Да и герои его произведений тоже стараются быть первыми во всём и везде. Они, как первопроходцы, идут по трудно, но благородной дороге, совершая добрые дела и увлекая за собой других.

(ВЫСТАВКА КНИГ)

У него было очень много друзей среди известных писателей и они интересно писали о нём.

III. Работа с текстом (с.63) (СЛАЙД 9)

- Сегодня мы прочитаем произведение К.Паустовского “Встреча с Гайдаром”.

- Я вам буду читать, а вы следите внимательно и все трудные, непонятные слова подчеркните простым карандашом. (чтение учителем произведения В Паустовского “Встреча с Гайдаром”)

-Какие трудные слова вы подчеркнули? (СЛАЙД 10)

Облик - характер, душевный склад.

Пари - заключённое между спорящими лицами условие.

Мезонин - надстройка над серединой дома.

Глашатай - тот, кто утверждает и защищает что-нибудь

-Понравилось вам это произведение? О чём говорится в нём?

-Давайте прочитаем и подумаем в каком жанре написан этот текст. (чтение детей произведения)

-А вы заметили, что жанр этого произведения не рассказ, не сказка, а …что?

IV. Работа над текстом.

А что такое очерк?

Подумайте, поступок, который совершил Гайдар, как характеризует его?

Какое настроение было у Гайдара после совершённого поступка?

Как вы думаете, зачем Паустовский нам об этом рассказал?

-Он хотел показать, как приятно делать добрые дела. Ведь его герои и носили вёдра, и кололи дрова. Значит, они были физически крепкими. Давайте и мы укрепим наше здоровье.

Физминутка.

Мы осанку исправляем
Спинки дружно прогибаем
Вправо, влево мы нагнулись,
До носочков дотянулись.
Плечи вверх, назад и вниз.
Улыбайся и садись.

V. Тест на понимание текста (СЛАЙДЫ 11-17)

-Давайте проверим, как вы поняли этот текст с помощью теста. Выберите один вариант ответа.

1. Жанр произведения:

а) рассказ;
б) повесть;
в) очерк.

2. Автор этого произведения:

а) А.Гайдар;
б) Б.Житков;
в) К.Паустовский.

3. Имя главного героя:

а) Константин;
б) Аркадий;
в) Владимир.

4. О чём пари?

а) лекарства;
б) наживка для рыбы
в) конфеты.

5. Какое произведение Гайдара упоминается в очерке?

а) “Чук и Гек”;
б) “Голубая чашка”;
в) “Тимур и его команда”.

6. Что случилось с сыном Паустовского?

а) заболел;
б) поломал дорогую вещь;
в) опоздал в школу.

7. Главная черта личности Гайдара?

а) юмор;
б) трудолюбие;
в) благородство души.

VI. Заключение.

-В середине XX в. С.В.Михалков в своём стихотворении “Аркадий Гайдар” писал: (СЛАЙД 18)

Прочти гайдаровский рассказ
И оглянись вокруг:
Живут сегодня среди нас
Тимур, и Гек, и Чук …

-А можно ли так утверждать сейчас?

-Я вас просила взять интервью у своих родителей, чтоб они вам ответили на ряд вопросов:

  • Были ли они пионерами? Кто такие пионеры?
  • Были ли они тимуровцами? Чем они занимались?

VII. Итог. (СЛАЙД 19)

-Я хочу особенно подчеркнуть, что из таких маленьких, но добрых поступков складывается длинная дорога, название которой – жизнь. За свою короткую, но такую замечательную жизнь Гайдар написал много. Он хотел нам показать, что …

Добро и зло творить всегда
Во власти всех людей.
Но зло вершится без труда,
Добро – творить труднее.

-Почему трудно творить добрые дела?

(СЛАЙД 20)

-Сегодня мы узнали малую часть об этом замечательном человеке, найдите дома дополнительные сведения о Гайдаре, может кто-нибудь из вас узнает интересные факты из его жизни, а кто желает, тот может написать рассказ “Я тоже тимуровец”. (СЛАЙД 21)

- Если вы прочитаете, что здесь написано, вы узнаете, как вы работали сегодня на уроке (подсказка: читайте только русские буквы).

ЗUАLМVSЕЧSZАТWQЕЛRЬLНО!

Презентация

Мелодии для малышей