Исторический праздник "Что нам стоит дом построить"

Разделы: Внеклассная работа


СЦЕНАРИЙ ПРАЗДНИКА.

Что нам стоит дом построить.

Цель. Закрепить полученные знания и умения по историческим понятиям и взаимосвязям в истории.

Задачи.

1. Закрепить знания о жилье древних людей, строительных материалах, языческой символике.

2. Закрепить исторические понятия.

3. Знакомство с новыми понятиями – поселение древних славян.

4. Развитие логического мышления, внимания, памяти.

5. Воспитание дисциплины, коллективизма, нравственных качеств – патриотизма.

1. Орг.момент.

Организация работы класса по командам

***
**** **** ****
*** *** ***
Квадраты, треугольники для разбиения на команды
- Сегодня у нас необычное занятие. Сегодня праздник – соревнование. А раз праздник, значит есть призы. Чтоб их получить, нужно слаженно работать в командах, правильно отвечать на вопросы и не шуметь при ответе. За каждый правильный ответ буду выдавать жетоны. Вы готовы? Тогда начнем. Жетоны – кружки и лепестки
2.1. Разные названия древнего жилья человека.

Пещера

Землянка

Полуземлянка

Дом

Хоромы

Храминка

Храм

Будинок

Будка

Здание

Хижина

Шалаш

Терем

Игра “Сказочный поезд” с одним вагоном
- Мы с вами говорили о том, что древние люди жили в пещерах.

- А почему они жили в пещерах?

(Т.к. сами не знали технологии строительства. Но в свободные минуты отдыха люди благоустраивали, укрепляли жилье. Таким образом в пещерах стали появляться шалаши).

- Какое было жилище у людей в тех местах, где не было гор с пещерами? (Рыли в земле яму, укрепляли, благоустраивали – стены укрепляли бревнами, на пол стелили доски. И когда дом стал выходить из земли, он превратился в избушку).

- Возможно, и наши древние предки, жившие на территории Поволховья 4-3 тыс.лет назад, обитали в землянках да полуземлянках.

2.2. – Теперь для тех, кто не посещает еще занятие

Назовите сказки, где особое внимание уделяется избушке. От каждой команды по сказке. Берете вагон и называете сказочных героев по количеству окон на вагоне.

 
2.3. Строительный материал.

Дерево

Кирпич

Известняк

Саман (смесь кирпичная +навоз, солома)

Камыш и глина

Игра “Сказочный поезд”
2.4. Элементы дома

Фундамент

Подклет, подвал

Пол

Потолок

Стены

Крыша

Лестница

Печи

Трубы

Показ на модели дома элементов

Курица

Гульбище – балкон

Балясины

Причелины

Полотенце

Наличники

Конек

Показ на модели дома элементов

Изба

Коридор - сени

Клеть - горница

Чуланы, перевалы

Хлев – двор

Печь

Заполнение в схеме частей дома. Проверка – показ схемы на доске
2.5. Название поселений.

Один человек не мог построить себе жилье, ему помогали сородичи племени. Сначала мастерили дом одной семье, потом другой. Вот так стали появляться древние поселения. Раньше градостроителей, архитекторов не было, строили дома на благоустроенных местах и “как бог на душу положит”. И потому про такие селения можно было сказать “Черт в решете нес, да все растрес”.

Поселения были разные, численности домов и способу образования.

*Деревня – крестьянское селение, появилось с 14 в. Деревня – северное поселение в 15-20 домов. Слово “деревня” произошло от слов “драть”, “выдирать”, вырубали участки леса для поселения. Несколько деревень могли образовать село.

*Село – большое крестьянское селение, где находился глава рода, князь. В нем стояла церковь. Село – южное поселение (Украина, Белоруссия) в 35-40 домов. Слово “село” произошло от слова “селить”.

*Весь – небольшое селение, часть города.

*Печище – родовое гнездо на севере Руси. Печище произошло от слова “печь”.

*Вервь – от слова веревка. Дело в том, что древние племена измеряли землю веревками – шнурами определенной длины.

*Погост. Сегодня имеет значение кладбища, а раньше называли постоялый двор на отшибе, где гостили князья.

*Займище – от слова “занимать”. Зародыш поселения.

*Пустошь – заброшенная земля.

*Починок - от слова “почин”, что означает начало. Поселение называлось починком, когда в займище возникал постоянный крестьянский двор.

*Выселки – заново возникшие поселения.

*Ряды – переходный от сельского к городскому типу поселения. В этом поселении крестьяне занимались ремеслом, торговлей.

*Город – от слова “городить”, “огораживать”. Стало быть городом называлось то, что огорожено. Город – крупный населенный пункт, административный, торговый, промышленный, культурный центр.

*Посад – часть города за пределами кремля (крепости)

*В поселке жил фабричный или заводской народ.

*В слободе жили ремесленники

Рис.10,17,18

Рис.15,16

Рис.6

Рис.7,12

Рис.5

Рис.2

Рис.3

Рис.19

Рис.1

Рис.4,14

Рис.11

Рис.8,13

Рис.9

2.6. – Сейчас проверим – какая у вас память. Вы должны отгадать названия поселений по первой и конечной букве слова.

Д…..я деревня

С..о село

В..ь весь

П….е печище

В…ь вервь

П….т погост

П…..к починок

П…д посад

С…..а слобода

З…..е займище

П….ь пустошь

Р..ы ряды

Г…д город

П…..к поселок

2.7. Праздник русского народа.

После того как дом построен, как же русским людям обойтись без новоселья. Гости в дом приходили с подарками. Самым главным хозяином в доме считали домового. Домовой – дух дома, который жил за печкой, на ночь под лавку клали кусочек хлеба, сметану или масло.

Много сказок сочинил русский народ про домового, одну мы с вами увидим.

 

Кукольный спектакль.

В одной деревне, где всего – то 10 домов, жила девочка – семилетка. Звали ее Маняша. Родители умерли. Она одна хозяйничала дома. С утра в доме приберет, каши сварит. И все – то у нее получалось быстро и ладно.

Так бы и Маняша и жила тихо и мирно в своем доме, но стали происходить странные вещи: то ложки пропадут, то миска с полки упадет, то платок исчезнет. Решила Машяша подкараулить безобразника. Вечером не легла спать, спряталась под столом и затихла.

Вдруг из – под печки выбежал маленький человечек с бородой. Стал бегать по дому и прятать Маняшины вещи. Не выдержала девочка , вылезла из – под стола и спрашивает у незнакомца:

Ты кто будешь, дедушка?

Человечек остановился и посмотрел на девочку. Маша повторила свой вопрос.

Ты кто будешь, дедушка?

Кто – кто?! Здравствуй надо сказать, а потом расспрашивать.

Извините. Здравствуйте, дедушка

Вот другое дело. Здравствуй, Машка – простокваша.

А откуда вы меня знаете?

Да здешний я. Кузей меня зовут. Я местный домовой.

Домовой, домовой, а почему ты вещи от меня прячешь?

Опять ты со своими вопросами

С какими – то косами?

Да не с косами, а с вопросами. А прячу потому что ты меня не накормила.

Вот – те раз!

Вот тебе два!

Это почему я должна тебя кормить?

Ты живешь одна без хозяина. Так ведь.

Так.

Хозяин нужен?

А зачем мне хозяин. Я и без командиров обойдусь.

Ты не поняла. Я не только хозяин, но и помощник: буду в доме порядок наводить, ну а ты на огороде овощи – фрукты выращивать

Это было бы здорово!

Здорово то здорово. Да ничего здорового не вижу.

Это почему?

Похудел, отощал, совсем злым стал, аж себе не нравлюсь. А все почему?

Почему?

Потому что ты меня не кормила

Извини меня , Кузя. Впредь не буду больше забывать о тебе. Будем вместе обедать!

Это хорошо! Это мне нравится!

С тех пор зажили вместе домовой Кузя и девочка Маняша в мире и согласии. Маша не забывала покормить Кузю, а Кузя больше никаких вещей не прятал, а даже наоборот, помогал ей по хозяйству.

3. Итог.

- Понравилась вам сказка?

- Кто такой домовой? (дух дома)

- Почему он был злым? (Маша не кормила)

Теперь подведем итоги. Составьте из полученных кружков цветы.

Костюмы для девочки – сарафан, для домового – шапка, борода, жилет

Приложение