Конспект урока-аукциона "Народные промыслы Урала" для 3-го коррекционного класс IV вида по программе "Начальная школа XXI века"

Разделы: Начальная школа


Цель. Создание условий для проведения урока-аукциона по окружающему миру по теме “Народные промыслы Урала”.

Задачи:

  • ознакомление учащихся с историей и особенностями народных промыслов урала: подносный промысел, металлургический промысел, гончарный промысел;
  • ознакомление с такими понятиями, как, ремесло, промысел, аукцион;
  • развитие умения работать с дополнительной и справочной литературой;
  • развитие умения пользоваться найденной информацией;
  • развитие у детей познавательного интереса к истории родного края;
  • развитие коммуникативных навыков;
  • развитие тактильных ощущений;
  • воспитание уважительного отношения к труду;
  • соблюдение офтальмологического режима.

Подготовительный период:

  • разработка правил проведения урока-аукциона;
  • экскурсия в нижние таволги с целью ознакомления с гончарным промыслом;
  • занятие в краеведческом музее с целью ознакомления с народными промыслами урала и историей ирбитской ярмарки;
  • подбор дополнительной и справочной литературы в школьной библиотеке;
  • сбор информации о народных промыслах урала: металлургический промысел, гончарный промысел, подносный промысел;
  • создание компьютерной презентации для учащихся;
  • оформление выставки изделий уральских умельцев.

Оборудование:

  • компьютер;
  • проектор с экраном;
  • телевизор;
  • видеомагнитофон;
  • выставка изделий уральских умельцев.

Ход урока.

1.Организационный момент.

2.Сообщение темы урока.

У. Тема сегодняшнего нашего урока “Народные промыслы Урала” (слайд 1).

3. Актуализация знаний.

У. На предыдущих уроках мы с вами узнали, что такое ремесло и какие ремесла были развиты в Росси в XVII-XVIII веках.

Давайте вспомним, что такое ремесло? За каждый верный и полный ответ команда получает фишку. Когда пригодятся вам фишки, вы узнаете позже.

И так, что такое ремесло?

Д. Труд человека по производству предметов, необходимых для жизни: небольших построек, посуды, одежды, мебели (слайд 2).

У. Давайте вспомним, какие ремесла были развиты в России в 17-18 веках, и какие из них могли бы быть развиты на Урале и почему (слайд 3).

Д.

  • обработка кожи, башмачное ремесло. На Урале крестьяне держали крупный рогатый скот, что позволяло развиваться башмачному ремеслу.
  • Ювелирное ремесло. Было развито на Урале особенно сильно, т.к. добывалось много минералов и драгоценных металлов.
  • Производство продуктов питания.
  • Гончарное ремесло. Много глины, поэтому тоже было развито.
  • Обработка металла.
  • Обработка дерева. На Урале богатые леса, поэтому это ремесло было развито.
  • Обработка льна.
  • Скорняжное ремесло, обработка меха. Много диких животных, жители Урала занимались охотой, поэтому это ремесло было развито и у нас.
  • Строительные ремесла. Строили в основном из дерева, леса много, поэтому было развито тоже.
  • Обработка шерсти. Жители Урала держали домашних животных, климат холодный, поэтому это ремесло было развито и на Урале тоже.

У. Какой можно сделать вывод?

Д. Ремесла, развитые в России в 17-18 веках, были развиты и на Урале.

У. Ремесленник работал один, или со своей семьей. Много ли продукции он мог произвести?

Д. Нет.

У. Как ремесленники вышли из этой ситуации?

Д. Они начали объединяться в артели.

У. Таким образом появились народные промыслы.

У. Что же такое промысел?

Давайте обратимся к толковому словарю Ожегова (слайд 4).

4. Проведение аукциона.

У. Вы уже знаете, что сегодня у нас необычный урок, а урок-аукцион.

Что такое аукцион?

Д. Чтение статьи в толковом словаре русского языка (слайд 5).

У. Что будет продаваться на сегодняшнем аукционе?

Д. Изделия уральских ремесленников (слайд 6).

У. Давайте вспомним правила проведения урока-аукциона, которые мы с вам составили (слайд 7).

Д.

  • В аукционе участвуют 2 команды.
  • Способ приобретения лота – знания о промыслах на Среднем Урале.
  • Информация о лоте принимается частями (принцип игры “Снежный ком”).
  • Готовность к ответу демонстрирует капитан.
  • Повторная информация не принимается.
  • Покупателем является та команда, которая последней дает информацию.
  • “Покупатель” получает отметку “5”.

У. Как вы думаете, какая цель стоит перед вами на сегодняшнем уроке? (слайд 8)

Д. “Купить” изделие уральских мастеров.

У. Что вы должны сделать, чтобы эту цель достигнуть?

Д. Показать свои знания о народных промыслах Урала.

У. И так, начнем аукцион. Первой торги начинает команда, набравшая больше всего фишек.

Первый лот – керамический сосуд для хранения подсолнечного масла. Что вы знаете о гончарном промысле на Урале?

Вам дается 3 минуты для того, чтобы вы просмотрели свои материалы, сравнили найденную информацию.

Д. Ответы детей.

Подведение итога продажи первого лота

У. Чтобы вспомнить, как работает мастер-гончар, давайте посмотрим видеозапись экскурсии в Нижние Таволги.

5. Офтальмологическая физминутка.

6. А дальше – игровая пауза!

Игра “Кот в мешке”.

Каждой команде дается два мешка. Открывать их нельзя. Попробуйте угадать:

  • одинаковые ли предметы в них находятся,
  • из чего они сделаны,
  • их количество.

Подведение итога игры.

У. Следующий лот – металлический поднос. Начинает победившая команда. Что вы знаете о подносном промысле на Урале?

3 минуты на обсуждение.

Д. Ответы детей.

Подведение итога продажи второго лота.

7. Подведение итога.

У. Объявить, какая команда стала победителем и получила “5” за урок.

Как вы думаете, вы достигли поставленной в начале урока цели?

Что было самым трудным?

8. Домашнее задание.

Учебник, с. 132. Рассказ о таком ремесле, о котором не шла речь на сегодняшнем уроке.

презентация