"Игры и игровые упражнения с детьми, имеющих нарушения в речи"

Разделы: Работа с дошкольниками


Организационные вопросы по коррекционной работе с детьми, имеющими нарушение речи.

В сентябре 2006 года, работая воспитателем, с детьми старшей специальной группы с нарушением опорно-двигательного аппарата при диагностировании детей к началу учебного года были выявлены различные отклонения по медицинским показателям и педагогическим аспектам.

В группе, состоящей из 13 детей, выявлено нарушением опорно-двигательного аппарата - 100% (скалиотическая осанка, сутулость, плоскостопие), 90% детей имеют ниже среднего уровень координации движений, у 60% слабо развиты мышцы мелкой моторики рук. У 100% детей имелись те или иные отклонения в речи. 50% дети с неправильным звукопроизношением, у 30% выявлена замена и искажение звуков в словах, у 80% бедный словарный запас, 70% не умеют грамматически правильно оформить предложение, всех детей плохо развит фонематический слух.

Вопрос организации по правильному подбору материала по организации процесса обучения детей правильным навыкам речевой деятельности вышел на первое место. Как спланировать свою работу над развитием фонематического слуха, над правильным звукопроизношением у детей шестилетнего возраста привел к мысли, что мы будем учить правильно говорить и слушать играя.

Игра является основным видом деятельность ребенка дошкольника, одна из характерных закономерностей детского развития. Специалисты физиологи, психологи и педагоги в один голос говорят, что игра имеет большое значение в умственном, нравственном, физическом, эстетическом воспитании детей. Игра, как форма деятельности ребенка, способствует гармоничному развитию у него психических процессов, личностных черт, моторики, интеллекта. Ряд исследований показало что формирование названных качеств в игре у ребенка реализуется значительно быстрее, прочнее, нежели при использовании только дидактических приемов воспитания и обучения (А.В. Запорожец, З. В. Мануйленко, Горбачева, З. К. Истомина).

Поэтому передо мной стоял а задача правильно по добрать, из множества разработанных методики игр (дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные), необходимый материал способствующий, с моей точки зрения, устранению выявленных при диагностике недостатков в развитии речи у детей. Необходимо было учесть, чтобы игры удачно сочетались с возрастными, физиологическими, умственными, нравственными возможностями детей, правильно были организованы в режиме дня, не повторялись, несли положительную и эмоциональную значимость, индивидуальный подход.

Для пополнения своих знаний пришлось много поработать с литературными источниками по медицине, психологии, педагогике, познакомиться с опытом работы педагогов работающих в этом направлении.

Познакомившись с логопедической работой по звукопроизношению, обогащению словарного запаса, совершенствованию построения предложения, нормализации темпа и плавности речи я поняла, что весь процесс идет по определенному кругу: работа с предметными картинками, лото, домино, сюжетные картинки, развернутые фразы, сказки, рассказ. Для одних детей весь этот материал используется для автоматизации и дифференциации звука, для других, как обучение новому, для третьих как правильное построение предложений с помощью ответов на вопросы.

Опыт работы с детьми, имеющими нарушение развития речи, показал, что у них наблюдается изменения в психической сфере (раздражительность, негативизм, возбудимость и т.д.) они стараются отстраниться от совместной деятельности, так как боятся показаться смешными, хотя им понятно, что надо сделать и как. Даже в игре они чаще всего выступают зрителями, или берут на себя “подчиненные” роли или уходят заниматься своими делами.

В формировании речи у детей принимают участие двигательный, слуховой, зрительный и др. анализаторы, наиболее важными являются речеслуховой и речедвигательный анализаторы и отвечает за это левая височная доля головного мозга. Именно здесь слуховые раздражения перерабатываются и осознаются как звуки речи данного языка- фонемы. Нарушения в любой части этих анализаторов приводит к различным нарушениям речевого развития или речевой деятельности.

Научить правильной речи и преодолеть недостатки в развитии речи лучше всего в дошкольном возрасте, так как этому способствуют высокая пластичность головного мозга (способность быстро и легко переключаться), повышенная подражательность взрослому, способность превращать все в игру с применением речи, стремление овладеть звуками речи.

Организуя работу, по речевому развитию, пересмотр ела планирование этого раздела. За основу было взято перспективное планирование, которое было разработано на весь период занятий, большую помощь в этом оказали конспекты занятий которые пришлось вновь составить. В течение года приходилось их пересматривать и вносить коррективы, для того чтобы в дальнейшей работе не повторять ошибок. (Приложение)

 Большую помощь в составлении конспектов и планирования работы мне помогли картотеки по организации коррекционной работы в речевой деятельности:

  • подготовительные игры и игровые упражнения;
  • игры для формирования правильного произношения;
  • упражнения для развития голоса;
  • потешки, чистоговорки, считалочки;
  • загадки. (Приложение)

Картотеки предусматривали перечень и описание игр и игровых упражнений и систематизированы как:

  • для развития слухового внимания;
  • речевого внимания;
  • фонематического слуха;
  • развития дыхания. (Приложение)

Были составлены комплексы артикуляционной гимнастики, психологических тренингов и логотренингов (Приложение).

Все это помогло мне в организации работы, способствовало быстрой замене уже “надоевших” игр и игровых упражнений, подборе материала для развития словарного запаса слову детей.

Результаты коррекционной работы

В группе были дети одной возрастной группы (шесть лет), но с разными нарушениями звукопроизношения, состояния здоровья. Всего было 13 детей.

В период с сентября 2006 года по май 2007 года проводила работу по развитию речи с целью коррекции нарушений звукопроизношения с применением игр и игровых упражнений по разработанной методике. Игры и игровые упражнения проводились со всей группой в одинаковой последовательности с решением поставленных задач, с учетом индивидуальных особенностей развития и нарушений звукопроизношения.

При повторной диагностике в конец учебного года наблюдаются изменения показателей характеризующих со стояние речи детей, готовности к овладению грамотой, а также их медицинских показателей.

Получены следующие результаты:

У 6(46%) детей из 9(69%) (имеющими, на начало учебного года, нарушения звукопроизношения) были поставлены и закреплены в речи все звуки. У трех (23%) наметился рост показателей по отработке недостающих звуков. На конец учебного года прирост по этому показателю составляет 40%.

10 детей (80%) имели бедный словарный запас, в конце учебного года таких детей осталось 5 (38%), а это на42 % лучше.

Если 9 детей (70%) не умели грамматически правильно построить предложение, то на конец учебного года таких 5 (38%). Результат улучшился на32%.

У 12 детей(90%) координационные способности были ниже среднего, в конце учебного года эта цифра составляет 5 (38%), и здесь улучшение на 42%.

Если 8 детей (60%) были со слабой моторикой рук, то в конце года их осталось 4 (31%),улучшениена29%.

 

 Выводы.

В результате работы по системе коррекционного обучения детей имеющих нарушения в развитии речи с помощью игр и игровых упражнений наблюдается:

  1. Среднеарифметический прирост по всем нарушениям на39%.
  2. Выработаны полноценные движения и определенные положения органов артикуляционного аппарата, необходимые для правильного произношения звуков.
  3. Дети расширили свой словарный запас и научились правильно составлять предложения и излагать свои мысли.
  4. Заметно снижение страха при общении с детьми, взрослыми. Дети стали контактны и стараются правильно отвечать на поставленные вопросы и при разговорной речи.
  5. Успешно прошло закрепление звуков недостаточно автоматизированные в младшей группе.
  6. Дети получили достаточные знания для успешного перехода в подготовительную группу.

Заключение.

 На протяжении всего времени дети с удовольствием занимались по предложенной методике, Научились правильно произносить звуки, слушать себя и своих сверстников, выделять звуки из состава слова и определять их последовательность. Они узнали много новых игр и игровых упражнений научились правильно играть, соблюдая правила.

Показатели прироста правильного звукопроизношения позволяют сказать, что поставленная задача по организации коррекционной работы в игровой форме имеет хорошие результаты. А поэтому имеет смысл продолжить работу по разработке материала коррекционной игровой формы, с детьми начиная с началом младшего дошкольного возраста.

ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ:

  1. Вспомнить с детьми название и содержание произведений К.И. Чуковского, с которыми они познакомились раньше.
  2. Развивать логическое мышление, фонематический слух, внимание, координацию движений, творческую активность.
  3. Вспомнить порядковый и количественный счет в пределах десятка.
  4. Учить рисовать методом “ладошки”. Закрепить умение правильно пользоваться гуашью.
  5. Воспитывать аккуратность, чувство товарищества, стремление оказывать помощь тем, кто в ней нуждается.

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ:

  1. Игровые;
  2. Наглядные;
  3. Словесные.

ОБОРУДОВАНИЕ:

  • костюм клоуна,
  • костюм Доктора Айболита,
  • кубик “бросайка”,
  • телефон,
  • сундучок,
  • портрет К.И.Чуковского,
  • выставка книг писателя,
  • кукла Грязнуля,
  • кукла Баба-Яга,
  • лист ватмана,
  • желтая гуашь,
  • ватные тампоны,
  • тазики для мытья рук,
  • полотенце,
  • сюрпризный момент (чупа-чупсы).

ХОД ЗАНЯТИЯ:

Вход клоуна под фонограмму (танец)

КЛОУН: Привет, девчонки! Привет, мальчишки! Проказники и шалунишки. Меня зовут клоун Василий. Ребята, скажите пожалуйста, вот когда люди здороваются, что они друг Другу желают?

ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ: желают здоровья.

КЛОУН: Правильно. И мы с вами друг другу сейчас здоровья пожелаем!

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ “Пожелай здоровья”

Дети встают в круг. 1-ый ребенок берет соседа за руку, обращается к нему по имени, глядя в глаза улыбается, желает здоровья, хорошего настроения. Следующий передает по цепочке.

КЛОУН: Ребята! Вы любите играть? А путешествовать? Тогда я вам задам вопросы, а вы дружно отвечайте: “Вот так!”

РЕЧЕВАЯ ИГРА “Вот так!”

Как живешь?

Как сидишь?

Ждешь обед?

Как ты спишь?

Как плывешь?

А бежишь

     Вот так!

Вот так!

Вот так!

Вот так!

Вот так!

Вот так!

КЛОУН: Замечательные ребятишки! Предлагаю вам поиграть в игру “Бросайка”, поможет нам в этом волшебный кубик. Его-то мы и будем бросать, а знаки нарисованные на его сторонах, подскажут нам название станций. Вы готовы? Тогда в путь!

БРОСАЮТ КУБИК (звучит музыка)

СТАНЦИЯ “СКАЗОЧНАЯ”

КЛОУН: Это моя самая любимая станция, потому что я люблю слушать и читать сказки. А вы любите сказки? Для того чтобы попасть в страну сказок надо выучить сказочный язык.

РЕЧЕВАЯ ИГРА “Сказочный язык”

Дети повторяют за воспитателем слова, при этом внимательно следят за ритмом, темпом и силой голоса.

О пери-тики-томба.
О муса-муса-муса.
О лео-лео-лео.
О пики-ляо-беби.
Ле-о-ле, оле-ба-ба-оле.

(Повторяется 3-4 раза)

(Звучит музыка ведущий переодевает белый халат) 1, 2, 3 глазки в сказку отвори!

ДОКТОР АЙБОЛИТ:

Добрый доктор Айболит!
Он под деревом сидит.
Приходи к нему лечится
И корова, и волчица,
И жучок, и паучок,
И медведица!
Всех излечит, исцелит
Добрый доктор (Айболит)

Здравствуйте, ребята! Вы узнали меня? Правильно! Я, доктор Айболит. А из какой сказки я к вам пришел? А кто написал эту сказку?

Молодцы! Написал эту сказку Корней Иванович Чуковский. Дети ласково называли его дедушка Корней.

А какие сказки Чуковского вы еще знаете? (ответы детей)

ЗВОНИТ ТЕЛЕФОН

Ведущий читает отрывок из сказки “Телефон”, дети отвечают на вопросы писателя.

У меня зазвонил телефон.
Кто говорит?
Слон.
Откуда?
От верблюда.
Что вам надо?
Шоколада.
Для кого?
Для сына моего.
Он у меня еще маленький.

ДОКТОР АЙБОЛИТ: Вы узнали эту сказку? Молодцы! (звенит звонок) Ой! Опять звонок. Это не телефон. Это в дверь звонят. Надо открыть.

ГРЯЗНУЛЯ (кукла Би-ба-бо) плачет за дверью.

Одеяло убежало,
Улетела простыня,
И подушка, как лягушка,
Ускакала от меня.
Я за свечку,
Свечка в печку.
Я за книжку,
Та бежать
И вприпрыжку под кровать.

Грязнуля плачет. Доктор его успокаивает.

ДОКТОР АЙБОЛИТ:

Ребята, вы узнали из какой сказки этот мальчик? Как ему помочь? (ответы детей)

Правильно!
Надо, надо умываться
По утрам и вечерам.
А нечистым трубочистам
Стыд и срам! Стыд и срам!

ДОКТОР АЙБОЛИТ обращается к Грязнуле:

Ну что, молодой человек, вы поняли, что нужно делать?

ГРЯЗНУЛЯ: Да.

ДОКТОР АЙБОЛИТ: оставайся с нами путешествовать.

Мы продолжаем игру. Бросаем кубик. Следующая станция - “СПОРТИВНАЯ”.

КЛОУН: Прелагаю вам вместе со мной поиграть в интересную игру, вставайте в круг.

ИГРА НА КООРДИНАЦИЮ ДВИЖЕНИЙ “Магазин”

Дети выполняют движения за воспитателем, поочередно соединяя их.

  • Шагают.
  • Крутят обруч.
  • Стригут ножницами.
  • Крутят мясорубку.
  • Качают головой.
  • Говорят “мама”.

КЛОУН: Поиграли хорошо, молодцы! Бросаем кубик дальше.

Следующая станция “СЧИТАЙ-КА”. Появляется Баба - Яга (кукла)

БАБА-ЯГА: Ох и Ах, Их и Ух! Кто это в мое царство забрел?

КЛОУН: Это мы с ребятами. Здравствуй, Баба-Яга!

БАБА-ЯГА: Здравствуйте! Какие хорошенькие ребятишки. Вот обед замечательный будет!

КЛОУН: Баба - Яга не надо нас на обед, ты лучше нам вопросы задай, а мы на них ответим.

БАБА-ЯГА: А вы считать умеете? Вот я сейчас проверю!

ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧКИ:

На поляне у дубка
Крот увидел два грибка.
А подальше у осин
Он нашел еще один.
Кто ответить нам готов,
Сколько крот нашел грибов?

Два мяча у Ани, два мяча у Вани. Два мяча да два. Малыш! Сколько их сообразишь?

Два кубика у Маши, четыре - у Наташи. Вы кубики все эти скорей считайте дети.

БАБА-ЯГА: Молодцы! Хорошо считаете.

КЛОУН: баба - Яга мы про тебя еще игру знаем. Хочешь покажем?

Дети встают в круг. ХОРОВОДНАЯ ИГРА “Баба - Яга”

В темном лесе есть игрушка встала задом наперед.
А в избушке той старушка, бабушка Яга живет.
Нос крючком, глаза в полоску, словно угольки горят.
Зубы, как у нашей кошки, дыбом волосы стоят.
А сердитая какая и поломана нога.
Не простая, костяная.
Просто бабушка Яга.

(Дети повторяют за воспитателем движения, слова, подражая мимикой, развивая творческое воображение)

БАБА-ЯГА: Спасибо, порадовали бабушку. До свидания, дети!

КЛОУН: Бросаем кубик!

Станция “РИСУЙ-КА”

КЛОУН: Что мы будем делать на этой станции? (рисовать). Правильно, для этого нам надо размять наши пальчики и ручки.

ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА “Осень” 1,2,3,4,5 будем листья собирать. Листья березы, листья осины, Листики тополя, листики рябины. Листики дуба мы соберем Маме осенний букет принесем.

КЛОУН: Ребята, у меня есть для вас сюрприз в моем сундучке! Посмотрите, что это? (ответы детей). Чего не хватает у солнышка? (лучиков). Для того, чтобы солнышко нам заулыбалось, мы с вами нарисуем ему лучики, но рисовать будем не кисточками, а ладошками. (Показ, объяснение).

Дети рисуют ладошками лучики у солнышка.

КЛОУН: Солнышко улыбнулось, потому что вы все постарались. Я предлагаю подарить это теплое смеющееся солнышко нашим гостям.

Дети, вам солнышко приготовило подарки. Вы дружные и веселые, много знаете сказок, умеете хорошо считать и любите играть. До свидания!

(Звучит музыка, клоун раздает чупа-чупсы и уходит)

Приложение 1

Приложение 2