Тема нравственности и милосердия в повести А.Гайдара "Тимур и его команда"

Разделы: Литература


ЦЕЛЬ УРОКА

  1. формирование нравственных идеалов;
  2. сформировать у учащихся умения анализировать поступки героев, осмысливать нравственно-эстетическое содержание повести; воспитание читательской культуры;
  3. формирование и развитие ответственности, гуманных отношений с товарищами, чувства милосердия, любви к Родине.

ОБОРУДОВАНИЕ

Портрет А.Гайдара, выставка книг, средства мультимедиа, иллюстрации к произведению (художников и учащихся)

ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО

Выразительное чтение отрывка из стихотворения Льва Ошанина (читает ученик)

Мир становился чудесным и новым,
Сердцу хотелось взлететь самому,
Когда молодым удивительным словом
Аркадий Гайдар прикасался к нему.

Сейчас мало тех, кто знает писателя Аркадия Гайдара. Его произведения пылятся на книжных полках, его книги не читают. И поэтому многие не знают его знаменитых героев: Тимура, Чука и Гека, пионера Сережу и многих других. Но мы не должны предать забвению имя Гайдара. Давайте вместе будем изучать его произведения, написанные именно для вас, будем учиться у его героев. И пусть каждая встреча с книгами Гайдара будет большим и светлым праздником.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Дорогие ребята! Дома вы прочитали произведения Аркадия Гайдара. Вместе с героями вы совершили путешествие в дальние страны, прошли трудный путь борьбы с несправедливостью, с врагами за светлое будущее на земле. Многие из вас, наверное, подружились с Тимуром, Женей, пионервожатой Наткой и со многими другими героями книг, которые написал замечательный писатель, большой друг детей – Аркадий Петрович Гайдар.

1-ый ученик

Родился Аркадий Гайдар (настоящая фамилия - Голиков) 22 января 1904 года, в небольшом городке Курской области. Отец его - школьный учитель, мать работала сначала учительницей, позже фельдшером. В 1912 переехали в Арзамас. Именно Арзамас Аркадий Гайдар называл своей родиной, потому что здесь прошло детство, здесь была учёба в реальном училище. Многие впечатления от “арзамасской жизни” потом нашли отражение в его произведениях.

В августе 1914 г его отца забрали в армию. Мать Аркадия осталась одна с четырьмя детьми. В больнице, где она работала, было много забот. На десятилетнего Аркадия легла дополнительная ответственность за сестренок.

Учился Аркадий не очень прилежно. Правда, чаще других получал пятерки по литературе.

Очень любил Гайдар читать. В 1917 году на вопрос анкеты "твое любимое занятие?" ответил коротко и исчерпывающе: "книга". В списке любимых писателей на первом месте его кумир - Гоголь. И еще - Пушкин, Толстой, Гончаров, Писарев, Достоевский, Шекспир, Марк Твен.

2-ой ученик В декабре 1918-го Аркадий Голиков уходит в Красную Армию.
Так заканчивается детство Аркадия Голикова и начинается военная деятельность. Вот так с войны, в неполные пятнадцать лет началась взрослая жизнь Аркадия Гайдара. В декабре 1919 года на Польском фронте, где он командовал взводом, получает ранение в ногу и потому приезжает на побывку домой. В марте 1920 года приезжает в Москву за новым назначением. И он вновь в Красной Армии – командир полка. Но по состоянию здоровья ему дали шестимесячный отпуск. Это было начало прощания с Красной Армией.

Осенью 1932 года Аркадий Гайдар решил поселиться в Москве. В 1938 г Аркадий Гайдар приехал в Клину. Свою знаменитую повесть “Тимур и его команда” Аркадий Петрович написал в Клину, в 1940 г. Еще в Клину написаны “Чук и Гек”, “Судьба барабанщика”, “Дым в лесу”, “Комендант снежной крепости”, “Зимой 41-го” и “Клятва Тимура”. Гайдар мог написать ещё много книг, но со всей страной случилась огромное несчастье – на СССР напала фашистская Германия. И Гайдар не мог остаться в стороне.

Через день Аркадий Гайдар уехал на Юго-Западный фронт в качестве корреспондента "Комсомольской правды". Он ехал в город, где в 1919 году стал командиром, под стенами которого получил боевое крещение.

Гайдар погиб 26 октября 1941 года в результате стычки с немецкой засадой.

Учитель

Аркадий Гайдар работал ради будущего и в своих книгах всегда обращался к детям. Ребята для него были не только читателями и героями его рассказов и повестей, но и верными товарищами, с которыми он шутил, смеялся и серьезно разговаривал.

К.Паустовский вспоминал: “Мы жили Аркадием Петровичем Гайдаром на одной улице, и надо признаться, что не было случая, когда он, выйдя из дому, не был бы остановлен каким-нибудь мальчиком, а то и целой толпой мальчишек… Это было не просто знакомство, это была какая-то душевная связь, добровольное подчинение младшего старшему и в то же время нечто похожее на игру, в которой царствовал дух дисциплины и уважения…

- А все-таки ты с ними играешь, - говорил я Гайдару.

- Живу, а не играю, - отвечал он. – Ты не прав”.

Ребята любили Гайдара за его ласковый голос, добродушный смех, за то, что он умел разговаривать с ними, как с равными. Если его маленькие друзья попадали в беду, Аркадий Гайдар всегда приходил к ним на помощь.

Мысль написать “Тимур и его команду” подсказали ему сами дети. Он только подметил её, подхватил и облек в художественную форму.

Что же заставило Аркадия Гайдара быть писателем?

3 ученик

Шесть лет пробыл Аркадий Голиков в Красной Армии. Он полюбил Красную Армию всем своим окрыленным, беспокойным существом, сроднился с военной семьей и думал остаться в ней на всю свою жизнь. Но в 1923 году Гайдар серьезно заболел.

“С тех пор я стал писать, - рассказывал об этом периоде сам Гайдар. – Вероятно, потому, что в армии я был ещё мальчишкой, мне захотелось рассказать новым мальчишкам и девчонкам, какая она была жизнь, как оно все начиналось да как продолжалось, потому что повидать я успел все же немало”.

Учитель

А.Гайдар очень бережно работал над словом. Он помнил наизусть все, только что им написанное. Его слова, вроде бы и обыденные, светятся внутри огнем поэзии, хитро укрытой. Читатель доверчиво тянется на этот огонек, невидимо согревающий сердце и тихо зовущий к строгим и славным делам. Вот в чем секрет гайдаровского языка. Простые слова у него становятся крылатыми, ибо в них была мысль высокого полета. Потому что писал он всегда с горячим сердцем и, разговаривая с читателем напрямик, очень уважал своего собеседника.

-Ребята! Дома вы прочитали его замечательную повесть “Тимур и его команда”. Вспомните, пожалуйста, что такое повесть (…) Правильно. В свое время эта повесть принесла Гайдару широкую и большую славу, раскатившуюся за пределы нашей страны.

БЕСЕДА ПО ВОПРОСАМ

- Вы знаете, кто такой рыцарь? (смелый, благородный, самоотверженный человек, мужчина, юноша) составим с вами такую схему, логическую цепочку. Какой он, рыцарь? (схема составляется на доске и в тетрадях)

 

- Кому из героев характерны эти качества? (Тимуру)

Значит, Тимур – рыцарь. Великодушный рыцарь. Почему? Потому что он обладает высокими душевными качествами, готов бескорыстно жертвовать своими интересами ради других.

- В чем же проявлялось великодушие Тимура? (в его желании помочь семьям тех, кто с оружием в руках защищает свою страну) И, внимание, - желание это проявляется не на словах, а на деле.

- Какие проблемы беспокоили Тимура и его друзей? (кто-то ворует яблоки в саду красноармейца Крюкова, коза пропала, девчонка плачет в доме №22 и др.)

- Помимо решения этих проблем, какие ещё добрые дела совершали они? (кололи дрова, носили воду, перекатывали бревна, сделали качели и др.) Обратите внимание – все это они делали тайно. Им не нужна была слава, им не нужны были громкие слова похвалы, которые мы так любим. Нам есть чему поучиться у героев этой повести.

В этом году мы с вами много говорили о милосердии. Говоря о поступках Тимура и его сверстников, можно ли применить слово “милосердие”? и почему? (милосердие – это готовность помочь кому-либо, что и делает Тимур с друзьями. Они не только помогают физически: носят воду, колют дрова, но и морально, духовно: случай с девочкой, у которой погиб отец. Они помогают именно тем, кто нуждается в помощи.)

Я знаю, что и среди вас есть решительные, честные, самоотверженные мальчики и девочки, те, которые готовы помочь своим близким и посторонним людям несмотря ни на что. Ведь и главный герой повести – не придуманный герой. Аркадий Гайдар знал, что каждый школьник увидит в Тимуре самого себя. И каждый из вас может стать именно таким, как Тимур: решительным, смелым, храбрым, полезным. Стоит только захотеть. Но, к сожалению, среди вас есть и такие, как Фигура, Квакин.

Конечно, Гайдар в своем произведении не навязывает нравоучительность. То есть он не писал о том, что нельзя воровать яблоки, нельзя драться, нельзя быть такими, как Фигура или Квакин. Или о том, что Тимур – хороший мальчик, нужно быть таким, как он. Нет. Автор настолько умело окружил героя какой-то увлекательной таинственностью, наделил Тимура чудесными, живыми чертами, что каждому школьнику хочется быть похожим на него.

Разве не так? Каждому из вас хочется быть лидером (в хорошем отношении) в классе. Кто-то лидерство завоевывает командным голосом (т.е. “горлом берет”). Кто-то своей отзывчивостью, хорошей успеваемостью. Кто-то, наоборот, плохим поведением, силой (потому что все боятся его). А вот Тимур собрал вокруг себя сто и более человек. В чем секрет его успеха? (он все делал не для себя, а ради других. Его уважали за смелость, честность, справедливость). И ещё за все то, что мы с вами показали в логической цепочке.

Даже его недруг Квакин зауважал его. Вспомните эпизод встречи Тимура с Квакиным и Фигурой. Почему Квакин так резко изменился, что даже ударил своего друга Фигуру? Как происходило “перевоплощение”?

(Во-первых, его, наверное, задели слова Ольги. Хотя эти слова были адресованы Тимуру, Квакин понимал, что это относилось к нему, потому что не Тимур лазил в садах, не он обламывал сады “старух и осиротевшей девчурки”.

Во-вторых, Квакин зауважал его за то, что “он смолчал”.

И, в-третьих, за то, что он “гордый. Хочет плакать, а молчит”)

- Можно ли из всего вышесказанного сделать какой-либо вывод? (даже хулиган может стать хорошим человеком, но рядом должен быть смелый, честный человек, который был бы примером для подражания)

- А для вас Тимур является примером для подражания?

- В нашей стране, республике, районе, в нашей школе можно ли найти такого Тимура? (скорее всего, нет) В действительности, конечно, можно и не найти похожего на героя повести Гайдара школьника, но ведь в каждом из вас все равно есть хоть малая частица образа главного героя, живущая в тысячах славных дел, творимых вами. Поэтому многие из вас могут гордиться тем, что вы похожи на Тимура.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ СЛОВО

Дела, творимые Тимуром и его командой, называют “тимуровским движением”. Сейчас это движение возрождается, только называют его иначе – шефская помощь. Вы знаете, и у нас в школе за каждым классом закреплены участки, где вы помогаете престарелым, больным и одиноким людям. Значит, и вы тоже являетесь “тимуровцами”. Вы, как и герои повести, помогаете нуждающимся. Тем самым вы показываете свое уважение к людям поселка и свою заботу о них, выражаете любовь к родине, поселку.

Аркадий Гайдар очень любил свою родину. Он верил в светлое будущее своей страны, он сам хотел жить в этом будущем. Книги его продолжают жить, будто они написаны сегодня. Герои его книг живут и действую с нами.

4 ученик

Любимых детских книг творец
И верный друг ребят,
Он жил, как должен жить боец,
И умер, как солдат.
Ты повесть школьную открой –
Гайдар её писал;
Правдив той повести герой
И смел, хоть ростом мал.
Их по поступкам узнают,
И это не беда,
Что по-гайдаровски зовут
Героев не всегда.
Страницы честных, чистых книг
Стране оставил в дар
Боец, Писатель Большевик
И Гражданин Гайдар.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Написать небольшое сочинение на темы (по выбору):

  1. Какие полезные уроки я извлек для себя из повести А.Гайдара “Тимур и его команда”?
  2. “Тимуровское движение” и я (примеры из жизни)
  3. Как показана любовь к родине в повести А.Гайдара “Тимур и его команда”?