Урок литературы в 9-м классе. "Анна Ахматова. Слово о поэте"

Разделы: Литература


Класс: 9

Тема урока: Анна Ахматова. Слово о поэте.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний и способов деятельности.

Форма урока: урок - эвристический семинар

Технологии: личностно ориентированного образования (создание личностно значимых ситуаций), использования средств ИКТ в предметном обучении.

Оборудование:

1. Мультимедийный проектор, ПК, экран, программное обеспечение “MS Power Point” на базе “MS Windows XP”; непосредственно презентация.

2. Раздаточный дидактический материал – карточки-задания для работы в группах.

ЦЕЛИ УРОКА

Образовательные:

  1. Познакомить учащихся с ранним творчеством А.Ахматовой, используя средства ИКТ.
  2. Через организацию деятельности учащихся по выявлению художественного своеобразия “женской поэзии” А.Ахматовой включить их в поиск собственного смысла приобретаемых знаний посредством переживания с опорой на личностный опыт.

Развивающие:

1. Содействовать развитию:

  • умения анализировать стихотворения, делать обобщения и выводы, сравнивать литературные произведения с произведениями других видов искусства;
  • межпредметных связей с МХК через использование средств ИКТ;
  • навыка владения культурными нормами, традициями русской речи;
  • информационной культуры посредством расширения знаний учащихся о возможностях медиаресурсов;
  • воображения на основе положительной мотивации через выполнение заданий творческого характера с использованием средств ИКТ;
  • умения общаться через работу в творческих группах;
  • навыка рефлексивных действий.

Воспитательные:

  1. Способствовать формированию читательской культуры.
  2. Акцентировать внимание на гуманитарном аспекте изучаемого материала (факты биографии Ахматовой, значимые для неё события жизни и произведения искусства, творчество поэтессы в контексте времени), используя средства ИКТ.
  3. Побуждать к проявлению личностного отношения к творчеству А.Ахматовой, сказавшей новое слово в русской поэзии.
  4. Помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности.

Звучит романс Д. Тухманова на слова А.Ахматовой (“Смятение”)

Учитель. Скажите, пожалуйста, вам знакома песня, которая сейчас звучит?

Ученики. Нет.(Да)

Учитель. Я подскажу вам, что это песня композитора Давида Тухманова, нашего современника. А как вы думаете, кто мог бы быть автором этих слов?

Ученики. (Делают разные предположения)

Учитель. Эти слова принадлежат Анне Андреевне Горенко. Её литературный псевдоним Анна Ахматова. Вам знакомо это имя?

Ученики. Да, это русская поэтесса.

Учитель Верно. Я только хотела добавить, что за 50 лет поэтического труда она приобрела всеобщее признание. Её стихи переведены на все основные языки мира, она у все основные языки мира.нко. За 50 лет поэтического труда она приобрела всеобщее признание ,удостоена звания почетно профессора литературы Оксфордского университета и является лауреатом литературной премии “Этна Таормина”. “Анна всея Руси” назвала её современница поэтесса Марина Цветаева. Замечательные слова.

Итак, тема нашего урока “Слово о поэте”. А.Ахматова. А эпиграфом урока я выбрала слова из одного стихотворения поэтессы:

Я - голос ваш, жар вашего дыхания.
Я – отраженье вашего лица.

Рисунок 1.

А почему именно эти слова, мы поразмышляем в заключительной части урока. нам с вами сегодня предстоит познакомиться с некоторыми замечательными стихотворениями А.Ахматовой и попытаться понять, в чём же особенность лирики женщины - поэтессы, женщины ХХ века, что отличает её лирическую героиню. Это вопрос, на который мы должны ответить, на который мы должны будем ответить сегодня на уроке, вслушиваясь в голос поэтессы, вчитываясь в строки ее стихов.

Для этого я приготовила вам задание: Прочитать стихотворение и, пользуясь небольшой подсказкой в виде высказывания о творчестве поэтессы литературных критиков, поэтов, выбрать ту черту её лирики, которая, на ваш взгляд, характерна для этого стихотворения.

Работа в группах. 5 минут.

Учитель. Итак, я прочту сейчас стихотворение, которое было предложено первой группе. Оно называется “Песня последней встречи”. (Чтение стихотворения).

(Звучит “Осенняя песня” Чайковского. На слайдах репродукции картин И. Левитана “Осень. Усадьба” и “Осенний день. Сокольники.”)

Рисунок 2.

Рисунок 3.

Приложение.

Учитель. Вы обратили внимание, как я проиллюстрировала это стихотворение? Как вы думаете, почему я остановила свой выбор на полотнах Исаака Левитана, который, к стати, был современником Ахматовой?

Учащиеся. И картины, и стихотворение грустные.

Учитель. Совершенно верно, то есть вы обратили внимание на настроение. И музыка, которая звучала, тоже грустная. Это Рахманинов. Ну что ж, думаю, я вам подсказала. А теперь я предоставляю слово ребятам из первой группы. Какую черту ахматовской лирики вы отметили?

(Учащиеся говорят и называют психологизм)

Учитель. Правильно. Вы совершенно точно отметили эту особенность. Давайте запишем в тетрадь. И я попрошу вас быть внимательными и понаблюдать, встретится ли эта черта в других стихах поэтессы, которые прозвучат сегодня на уроке.

О такой же последней встрече другое стихотворение Ахматовой. Наиболее яркое и точное впечатление производят стихи в авторском исполнении. Послушайте, как читала его сама поэтесса.

(Прослушивается запись)

Учитель. Вторая группа готова поделиться с нами своими наблюдениями? Пожалуйста.

(Учащиеся отвечают, возможно, затрудняться назвать разговорную манеру)

Учитель. Записали. Особая разговорная манера. А в предыдущем стихотворении эта черта есть?

Ученики. Есть. (Подтверждают текстом)

Учитель. Да. Значит, мы можем говорить о том, что эта черта присуща лирике Ахматовой. Следующее стихотворение, о котором мы поговорим, это “Сероглазый король”. Думаю, оно вам тоже понравится. Я бы хотела, чтобы его прочитал кто-то из вашей группы. Пожалуйста.

(Учащиеся читают стихотворение)

Учитель. Ребята, а вас не удивляет иллюстрация, которую я подобрала к этому стихотворении? Ведь, казалось бы в содержании картины Э. Блейра-Лейтона, английского художника- неоромантика, нет ничего общего с сюжетом “Сероглазого короля”?

Рисунок 4.

Учащиеся. И в картине, и в стихотворении есть сюжет. Можно предположить, что происходило с героями до того, как мы с ними познакомились.

Учитель. Спасибо. А значит, какую черту лирики Анны Ахматовой мы увидели?

(Учащиеся называют сюжетность и новеллистичность)

Учитель. Очень хорошо.

(Звчуит песня “Ой, там у саду” в исполнении Кубанского казачьего хора)

Учитель. Знаете ли вы какие-нибудь грустные песни?

Ученики. Конечно, в которых говорится о чьей-то тяжёлой доле, горе, предчувствии беды и т.д.

Учитель. А вам знакома песня. Которая звучит сейчас?

Ученики. Да/ Нет

Учитель. Сейчас она звучит в исполнении кубанского казачьего хора. И стихотворение, с которым знакомились ребята из четвёртой группы, тоже очень грустное и красивое. Как вы думаете, а это стихотворение можно было бы положить на народную мелодию? Почему?

(Учащиеся объясняют).

Учитель. Действительно. Так какую особенность имел в виду О. Мандельштам?

А в других стихотворениях вы заметили эту черту?

Учитель. А это стихотворение мне бы очень хотелось прочитать для вас самой. Написано оно в 1913 году во Флоренции, где Анна Андреевна в это время находилась со своим мужем, поэтом Николаем Гумилёвым. И обращено, вероятно, к нему. А музыку, которую вы слышите, очень любила Ахматова. Это ария из Бахианы №5 Этнора Вилла-Лобоса, бразильского композитора, современника поэтессы. Думаю, их произведения очень роднит сила выражения чувств и искренность. (Чтение стихотворения).

Рисунок 5.

Беседа после прослушивания стихотворения

Скажите, похоже ли это стихотворение на исповедь?

Скажите, пожалуйста, что такое исповедь?

Что это слово обозначает буквально? Какой здесь корень?

(оно произошло из старославянского языка от глагола “поведати”, то есть рассказать.)

А какая здесь приставка? Что она обозначает?

(ис- изнутри, наружу).

Значит, исповедь, буквально “поведать о том, что внутри”.

Где обычно исповедуются? Можно ли на исповеди солгать?

Перед кем исповедуется героиня?

Как вы думаете, кто ещё может быть её исповедником? Ведь это стихотворение, и опубликовано оно было при жизни поэтессы?

Учащиеся. Читатели.

Учитель. Конечно, мы с вами. Вот так, исповедуясь, Анна Ахматова и “научила женщин говорить”. Это уже женщина современная, женщина ХХ века, с новой психологией, не боящаяся выражать свои чувства. Значит, о какой особенности её поэзии идёт речь?

Учащиеся. Исповедальность.

Учитель. Совершенно верно.

Учитель. А теперь давайте подведём итог. Какие же черты отличают “женскую поэзию” Анны Андреевной Ахматовой?

Ученики . Перечисляют.

Учитель. Конечно, можно было бы выделить и другие особенности лирики Ахматовой. Но и те выводы, которые мы с вами сделали, позволяют судить о том, насколько новой и, я бы сказала, неожиданной была для современников лирика этой женщины-поэта. И теперь мне бы хотелось услышать ваше “слово” .Какой вы увидели Ахматову-поэта?

Ученики. Смелой, чувственной, сильной, гордой, откровенной, искренней.

Учитель. Действительно, она учила мужчин выслушивать не лепет влюблённой, а жаркие, гордые слова. Она учила женщин быть достойными любви, быть равными в любви, щедрыми и жертвенными. А эти качества важны во все времена. И , наверное, главное то, что её личные переживания, мысли, чувства, слова перекликаются с нашими ощущениями, с нашим настроением.

И теперь, после наших размышлений, я думаю, вам будет более понятен эпиграф нашего урока. Почему именно эти слова : "Я — голос ваш, жар вашего дыханья, //Я — отраженье вашего лица"?

Ученики. Да, её стихи о понятных нам чувствах, переживаниях, написаны очень простым доступным языком. И говорит она о том, что всегда волновало и будет волновать людей.

Учитель. Домашнее задание:

1.Написать сочинение-миниатюру Анна Ахматова. Слово о поэте, подобрав к нему свой эпиграф.

2.По желанию выучить понравившееся стихотворение А.Ахматовой.