Атмосфера. Атмосферное давление

Разделы: Физика


Цели урока:

1. Обобщение и проверка знаний учащихся по теме.

2. Содействовать экологическому, патриотическому, эстетическому воспитанию

3. Продолжить формирование ОУУН:

  • Работа с рисунком
  • Умение наблюдать
  • Делать выводы
  • Грамотно излагать ответ в письменной форме

Демонстрации:

  • Поднятие воды за поршнем
  • Действие крепления присоски
  • Удерживание воды в перевёрнутом стакане с помощью бумажного листа
  • Повторение опыта Герике с двумя стаканами и свечой.

Оборудование: компьютер, мультимедийный процессор.

Ход урока

I. Организационный момент (приготовить и раздать опросные листы)

II. Целеполагание.

В течение нескольких уроков мы изучаем атмосферу нашей планеты и рассматриваем причины, создающие атмосферное давление, говорим о роли давления для жизни на Земле. Я напомню вам слова французского астронома, который в 19 веке писал: “Атмосфера оживляет Землю. Океаны, моря, реки, ручьи, растения, леса, животные – всё живёт в атмосфере и благодаря ей…” Сегодня мы подведём итог.

III. Основной этап. Урок-зачёт в форме игры.

Задание первое.

Учитель читает утверждения. Ученик должен либо согласится, ответив “да”, либо не согласится, ответив “нет”.

  1. Атмосфера – базовая оболочка, окружающая Землю. (Да)
  2. Состав атмосферы остаётся неизменным на всей высоте. (Нет)
  3. Основная масса земной атмосферы находится на высоте 10 км от Земли за счёт сил земного притяжения. (Да)
  4. На Луне тоже существует атмосфера. (Нет)
  5. Нижний слой атмосферы называется тропосфера. (Да)

Задание второе.

На экране, через проектор, демонстрируются картинки явлений в атмосфере. Напишите название явления и к какому виду оно относится.

  1. Закат Солнца. (Оптическое)
  2. Молния. (Электрическое, оптическое)
  3. Снегопад. (Тепловое, механическое)
  4. Радуга. (Оптическое)
  5. Мираж. (Оптическое)

Задание третье.

Опишите опыт, подтверждающий, что воздух имеет массу. (Опыт по взвешиванию воздуха в стеклянном шаре демонстрировался на уроках)

План описания опыта есть на каждой парте: цель опыта, схема опыта, вывод из опыта.

Задание четвертое: Тест с выбором ответа напечатан на опросном листе.

Атмосферное давление измеряется:

А) динамометром

Б) барометром

В) манометром

Г) термометром

Нормальное атмосферное давление:

А) 760 мм рт ст.

Б) 720 мм рт ст.

В) 780 мм рт ст.

Г) 700 мм рт ст.

Для атмосферы не измеряется физическая величина:

А) давление

Б) плотность

В) температура

Г) время

При помощи атмосферного давления действуют медицинские приборы, кроме:

А) шприц

Б) пипетка

В) термометр

Г) клизма

Задание пятое: Показать опыт по выбору.

  • Поднятие воды за поршнем в стеклянной трубке. (Рисунок 1)

  • Удержание воды в перевёрнутом стакане с помощью бумажного листа. (Рисунок 2)

  • Действие держателя присоски. (Рисунок 3)

  • Повторение опыта Герике с двумя стаканами и свечой. (Рисунок 4)

Описать увиденный опыт по плану “Об опыте”

Задание шестое.

Просмотр видеокадров по теме “Экология”. Диск “Глобальная экология”. Кадры: “Глоток свежего воздуха” или “Сохраним озоновый слой”. После просмотра в течение 3 минут задается вопрос: “Какие экологические проблемы в связи с загрязнением атмосферы есть в Омской области и городе Омске”.

Задание седьмое: Решить задачу с использование местного материала (текст задачи напечатан на опросном листе).

Высота центральной башни элеватора 60 м, барометр на нижнем этаже показывает 760 мм. рт. ст. Какое давление покажет барометр на верхнем этаже?

IV. Итог урока

Собираются опросные листы, каждый ученик получает оценку за урок. При правильном распределении времени можно выполнить все задания.

V. Домашнее задание.

Творческое задание (рефераты, доклады) по теме “Воздух работает”. Книга для чтения по физике И.Г. Кириллова. М.: “Просвещение”, 1986. стр. 78-88.