Вход в Личный кабинет

Подписка

  • Цветной журнал с электронными приложениями;
  • Бумажные и электронные версии;
  • Скидки постоянным подписчикам.

Вы можете ознакомиться с номером журнала.

Оформить подписку

Разработка урока по теме "Борьба Руси с западными завоевателями"

Разделы: Преподавание истории и обществознания


Цели урока:

1. Рассказать о борьбе северорусских земель с экспансией крестоносцев и шведов; обратить внимание учеников на полководческий талант Александра Невского.

2. Продолжить формирование умений участвовать в обсуждении, анализировать исторические факты, сравнивать явления и события.

3. Воспитывать чувство патриотизма, любви и преданности своей Родине.

Основные понятия: (на доске) рыцарский орден, крестовый поход.

Важнейшие даты: (на доске)15 июля 1240 г. – Невская битва.

5 апреля 1242 г. – битва на Чудском озере.

(Ледовое побоище)

Выдающиеся личности: (на доске) Александр Ярославович (Невский); Ярл Биргер.

Оборудование урока: карта “Русские княжества в XII-XIII вв.”, аппликация-схема Невской битвы, магнитная доска, мультимедиа-центр, проектор, CD – “Энциклопедия истории России (862-1917)”, учебник - А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. История России с древнейших времен до конца XVI века, рабочая тетрадь к учебнику, магнитофон, аудиозапись 6-й части кантаты С. Прокофьева “Мертвое поле”.

Опережающее задание: найти и подготовить небольшой рассказ об одном из рыцарских орденов (4 сообщения), составить историческую справку о Ярле Биргере (1 сообщение), об Александре Невском (1 сообщение), 1 сообщение об Александро-Невской лавре, 1 сообщение об ордене Александра Невского.

План урока: (на доске)

  1. Походы шведов.
  2. Походы крестоносцев.
  3. Александр Невский.
  4. Невская битва.
  5. Ледовое побоище.

Ход урока

I. Организационный момент.

(Каждый ученик получает анкету “Вопросы ученику” (см. приложение 1), лист ответа для проверки домашнего задания (см. приложение 2)).

II. Проверка домашнего задания.

Ребята, давайте с вами вспомним, о чем мы говорили на прошлом уроке? (Нашествие монголо-татар на Русь). Вы получили задание на дом, готовились, и сейчас мы проверим, как вы усвоили пройденное. Проведём игру “Крестики-нолики”.

Условия игры:

- составить 9 вопросов по ранее изученному материалу;
- раздать учащимся начерченную схему – лист ответа (Приложение 2);
- если ученики дают утвердительный ответ на вопрос, то они ставят в нужной клетке крестик, если ответ отрицательный – ставят нолик;
- подобную схему с правильными ответами учитель чертит на доске, но показать её можно в конце игры, для проверки правильности выполнения задания учащимися.

Вопросы для игры:

  1. В начале XIII века на курултае Темучин был провозглашен правителем монгольского государства и принял имя Чингизхана – Великого хана? (Да)
  2. Поставил ли он задачу перед монголами завоевать весь мир? (Да)
  3. 31 мая 1223 года на берегу реки Калки русские рати дрались решительно и храбро и одержали победу над монголо-татарами? (Нет)
  4. Войско Батыя в 1237 году вторглось в Рязанскую землю и через шесть дней Рязань была взята? (Да)
  5. Москва и Коломна не были захвачены отрядами Батыя? (Нет)
  6. Жители Торжка подожгли склады с зерном, монголы так и не смогли пополнить хлебные запасы? (Да)
  7. Александр Ярославович назвал Козельск “злым городом”? (Нет)
  8. Монгольская армия совершила поход на Новгород и взяла его? (Нет)
  9. Ожесточенная борьба русского народа ослабила силы захватчиков, и они не смогли выполнить задачу покорения всей Европы? (Да)

Ответ (вывешивается на доску - см. приложение 3)

Взаимопроверка (в парах). По итогам выполнения задания каждому ученику выставляются оценки:

  • 8-9 правильных ответов – оценка “5”;
  • 6-7 правильных ответов – оценка “4”;
  • 4-5 правильных ответов – оценка “3”;
  • менее 4 правильных ответов – оценка “2”.

(Ассистент из числа учащихся заполняет сводную ведомость успеваемости учащихся за урок (см.Таблица 1), размещённую у доски)

Таблица 1

№ п/п

Фамилия, имя учащегося

Оценка за домашнее задание

Оценка за работу на уроке (устно)

Оценка за работу на уроке (письменно)

Итоговая оценка

1.

Агеев Иван        

2.

и т.д.        

III. Переход к изучению новой темы

Вводное слово учителя.

Откройте тетради, запишите тему урока: “Борьба Руси с западными завоевателями”.

На сегодняшнем уроке мы познакомимся с событиями, произошедшими на северо-западных границах Руси, - вторжением на Русскую землю немецких и шведских рыцарей.

Вам предстоит узнать об одном и величайших полководцев Руси - Александре Невском и победах русского воинства, одержанных под его командованием. “Как разворачивались события, как Русь противостояла врагу, и почему удалось одержать победу в этой нелегкой борьбе?” - вот те вопросы, которые стоят перед нами на сегодняшнем уроке.

IV. Изучение новой темы.

1. Учитель: Давайте представим Русь в образе пахаря. Он стоит, отняв руки от сохи, взгляд его тревожен. Два всадника с востока и с запада устремились на него. Один на приземистой лошади со щитом из бычьей кожи и с натянутым луком, другой в железных латах и с пикой в руках. Первый – это монголо-татары, а второй – рыцари-крестоносцы.

(Рассказ сопровождается показом по карте) В годы владычества монголов единственным свободным городом на Руси оставался Новгород, через который проходил важнейший торговый путь, связывавший север Европы с Русью и странами Востока. Но он привлекал других завоевателей, пытавшихся воспользоваться бедой Русской земли. Получив известия о нашествии монголов на северо-Восточную Русь, шведы решили воспользоваться ослаблением Руси. Для похода на Новгород были собраны значительные силы. Новый поход на Русь поддержали и католические священники, которые хотели обратить русских в католическую веру.

2. Учитель: Но не только шведы угрожали русским землям с запада. В конце ХII века римский папа объявил крестовый поход против “язычников” - жителей прибалтийских земель (показать на карте): ливов, эстов и других. На обращение папы откликнулись немецкие феодалы, мечтавшее о завоевании новых земель на востоке. Духовные рыцарские ордена захватили земли Прибалтики и обосновались здесь, заложив крепость Ригу, позже Ревель (Таллин). Ребята, давайте с вами вспомним:

- Кто такие крестоносцы? (Участники крестовых походов)

- Что такое рыцарский орден? (Объединение рыцарей- монахов)

- Чем рыцари – члены ордена отличались от обычных рыцарей? (Обет безбрачия, служение церкви, подчинение папам, борьба с неверными).

Учитель: Заранее вам было дано задание найти и подготовить небольшой рассказ об одном из рыцарских орденов. (Ученики поочереди выступают с краткими сообщениями)

Учитель: Давайте обратимся к материалу учебника на стр. 108 и узнаем о том, как вели себя завоеватели в Прибалтике (работа с учебником).

- С какой целью немецкие рыцари вторглись в Прибалтику? (Римский папа объявил поход против язычников)

- Что обещал за этот поход папа Римский? (Новые земли, богатство)

- Каковы основные итоги и результаты вторжения немецких рыцарей в данные земли? (Потерпели поражение и вынуждены были умерить свои планы).

V.

Учитель: Ребята, сейчас мы с вами мысленно перенесемся в далёкий 1263 год (на экране слайд – Г. Семирадский. Смерть Александра Невского).

За окном лютует ноябрьская стужа, на дворе тьма непроглядная, а в монастырской келье тепло и светло: перед иконами горят лампады, вокруг со свечами в руках стоят понурые монахи и бояре. Лицом к образам лежит великий князь Александр. Впрочем, теперь уже не Александр, а схимонах Алексий: в преддверии смерти принял князь схиму и лежит теперь осунувшийся и торжественно-строгий в чёрном схимническом облачении. Глаза князя закрыты, но он слышит слова читаемых молитв, и душа его готовится к встрече с Богом. “С чем приду на Суд?” - думает умирающий, и словно бы в ответ на этот вопрос свиток жизни князя разворачивается пред его мысленным взором.

Вот малочисленное войско князя, напутствуемое его словами “не в силе Бог, а в правде”, разбивает на Неве морской десант шведского короля, добывая князю доброе имя – Невский. Как это было?

Шведские корабли под командованием Ярла Биргера приплыли в устье реки Невы (далее рассказ сопровождается работой с аппликацией на магнитной доске – см. Рис.1)

Историческая справка: (ответ учащегося) Биргер Ярл – полководец (? – 1266), зять короля Швеции Эрика Красивого. С 1248 по 1266 год – правитель Швеции. Возглавил поход против Новгорода с целью помешать торговле Новгорода на Балтийском побережье.

Рисунок 1

Учитель: Узнав о вторжении шведов, новгородцы немедленно собрали войско, которое возглавил княживший там Александр Ярославович: “Нас не много, а враг силен, но Бог не в силе, а в правде: идите следом за вашим князем”. Его конный отряд двинулся навстречу врагу по берегам Волхова и Ладоги. Параллельно ему по Волхову и Ладоге к Неве двинулась новгородская “судовая рать”.

Шведы стали лагерем недалеко от устья реки Ижоры, где на них неожиданно и напал Александр. Сражение началось около 6 утра 15 июля 1240 г. Конная княжеская дружина громила лагерь шведов, пешее войско отрезало им путь к кораблям. Шведы были опытными воинами и, вероятно, на их стороне было численное преимущество. Однако русские воины проявили недюжинную силу и мужество. В “Житии Александра Невского” мы можем найти описание подвигов русских воинов.

В учебнике на стр. 113 приведен отрывок из этого исторического источника. Найдите в нем строки о Га